Рефераты. Теория государства и права (вопросы)






Структурными подразделениями МВД обеспечивается выполнение тре­бований паспортно-визовой и разрешительной систем, установление правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Рос­сийской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Структурными подразделениями МВД осуществляется разработка пра­вил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности до­рожного движения. В пределах своей компетенции оно принимает меры по совершенствованию его организации и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, реализации межправительственных соглашений о развитии международного автомобильного сообщения.

 Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, а также  правонарушений в значительной степени помогают формируемые и ве­дущиеся министерством общереспубликанские справочно-информационные фонды и учеты, автоматизированные банки (базы) данных, необходи­мые для эффективной деятельности органов внутренних дел. На это же направлена и организованная ведомственная статистика преступлений и административных правонарушений.

МВД России также поручено:

·        подготовка предложений по основным направлениям государственной миграционной политики;

·        подготовка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию правового регулирования миграционных отношений;

·        разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;

·        подготовка предложений по выделению в установленном порядке средств федерального бюджета и по использованию иных источников финансирования на реализацию государственной миграционной политики.

В нормотворческой деятельности ОВД необходимо соблюдение определенных требований, наличие которых делает правовые акты законными. К таким требованиям относятся:

1.     Соответствие нормативно-правовых актов положениям Конституции РФ и федеральных законов. Согласно п. 13 ст. 10 Положения о МВД России «неправовые нормативные акты, изданные органами внутренних дел, противоречащие законодательству Российской Федерации должны быть отменены министром внутренних дел России».
В Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.


2. Единство и непротиворечивость системы нормативно-правовых актов. Законы,  постановления правительства и конкретизирующие их министерские ведомственные акты должны функционировать как «цельный организм», в неразрывном единстве (А.Ф. Ноздрачев).


3. Издание акта правомочным для этого органом и по вопросам входящим в его компетенцию. Данное требование исключает не только «формальное противоречие решения закону, но и возможность фактического нарушения прав и ущемления законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций»

4.     Соблюдение установленного порядка издания акта и формы его внешнего выражения.


5. Обязательная государственная регистрация в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальное опубликование ведомственных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Вопрос № 14. Тенденции развития современного государства.


В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.

1. Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.

2 Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.

3. Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях, т.е. наблюдается развитие самоуправления.

4 Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденция к интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.

Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское Сообщество, которое в 1994 г. пополнилось еще тремя государствами – Австрией, Швецией и Финляндией и насчитывает 15 стран. 3 Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демократических начал и самостоятельности в решениях, т.е. наблюдается развитие самоуправления.

Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, т.е. дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.

Стремление к самостоятельности и обособлению можно оценить положительно, если бы процессы дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в последнее время переживает более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы. Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на базе национально-политических движений.

5. Важная тенденция в развитии современного государства – стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную функцию, когда не существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.

6. Важная тенденция, связанная с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание. Государственные служащие-бюрократы имеют свои эгоистические интересы, не совпадающие с интересами государства.


Вопрос № 26. Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.


Правовое государство - это форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В таком случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют  основному закону страны - конституции.

Отличительными признаками правового государства являются:

·        верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношении. В законах учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;

·        гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация гарантий обеспечивается через принцип невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью государства создавать условия для реализации прав личности;

·        взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний, и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;


·        принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Правовое государство  - социальное   государство, представляющее      собой   форму   организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.

Функции социального государства не сводятся к поддержке малообеспеченных семей, инвалидов, пенсионеров, безработных. Оно принимает на себя ответственность за поддержание своих граждан, социальный мир в обществе.

Становление социального государства в промышленно развитых странах представляет собой новый шаг в государственном строительстве.

Конституция Российской Федерации 1993 г. свидетельствует о завершении      подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью. Преемственность же названного процесса выражается в следующем:


·        мировая идея правового государства без колебаний воспринята российскими общественно-политическими и официальными структурами, юридической научной      общественностью;

·        в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого,      причем как дореволюционной, так и Советской России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.