ем Североатлантической организации НАТО.
Третий этап послевоенной эволюции Соединенных Штатов охватил 50-е
годы. Его концепцию определили два основных фактора: принятый в начале
1950 года "план СНБ-68", предполагавший курс на первоочередное увели-
чение военной мощи США (планировалось тратить на вооружения 20% нацио-
нального дохода) и официально провозглашенная стратегия "массированно-
го возмездия", исходившая из наличия решающего преимущества США над
Советским Союзом в ядерных вооружениях и средствах их доставки. К се-
редине 50-х годов ситуация начала меняться, а к концу десятилетия ста-
ло совершенно явно, что "континентальная" держава СССР нашла свой,
адекватный ответ на стратегию массированного возмездия "морской" импе-
рии США, основанную на размещении ядерного потенциала в пунктах "пере-
дового базирования", расположенных по периметру границ Восточного нео-
политического блока.
В России были созданы межконтинентальные баллистические ракеты.
Впервые за всю историю Соединенных Штатов их территория перестала быть
неуязвимой. Осознание этого простого факта вызвало шок у всего амери-
канского общества, потребовавшего пересмотра устоявшихся военно-поли-
тических концепций.
Четвертый этап. Приходится на 60-е годы. Начался с пересмотра
прежних постулатов. Была принята стратегия "гибкого реагирования". В
ее основу с учетом растущей мощи стран социалистического лагеря был
положен принцип "дозированного" применения силы соразмерно с "масшта-
бами возникшей опасности". На деле это означало признание американским
руководством того факта, что США безвозвратно утратили надежды на ут-
верждение своего мирового лидерства прямым военным путем.
На этом, однако, дело не кончилось. Глобальный баланс сил продол-
жал меняться не в пользу Соединенных Штатов. В начале 60-х годов они
превосходили Советский Союз по ядерным средствам доставки в 10 раз; к
концу десятилетия это превосходство исчезло. В 1961 году валовой наци-
ональный продукт США троекратно превосходил объединенный западноевро-
пейский и японский; через 15 лет эти показатели сравнялись. Необходи-
мость нового пересмотра военно-политической концепции становилась оче-
видной.
Пятый этап пришелся на 70-е годы. Была выдвинута так называемая
"доктрина Никсона", опиравшаяся на новую военно-политическую стратегию
"реалистического устрашения". В ее основу были положены три главных
принципа:
а) стремление сохранить превосходства в стратегических ядерных
силах;
б) требование значительного увеличения вклада союзников в "проти-
востояние коммунистической агрессии";
в) признание необходимости переговоров с Советским Союзом.
Союзники Соединенных Штатов подразделялись на две категории:
-- "жизненно важные" (Западная Европа, Япония, Изра-
иль), ради которых США готовы были воевать, даже используя ядерное
оружие;
-- второстепенные, которые по существу объявлялись лишь зоной
желательного американского доминирования.
Шестой период американо-советского соперничества связан в первую
очередь с именем Р.Рейгана. Тенденция последовательного роста советс-
кого влияния в послевоенный период не на шутку встревожила транснацио-
нальную торгово-финансовую олигархию, чьим главным оплотом в 20-м сто-
летии являлись Соединенные Штаты. Поэтому этот этап прошел под знаком
резкого усиления антисоветизма. "Америка вновь должна поверить в
себя!" - этот лозунг Рейгана совместно с его определением СССР как
"империи зла" ярче всего отражает изменение стратегического курса США.
Начались активные активные поиски нереализованных экономических воз-
можностей, способных обеспечить Штатам технологический отрыв в гонке
вооружений. Но удача ожидала американцев все же не на пути прямого во-
енного и экономического противостояния, а на невидимых фронтах ожесто-
ченной идеологической войны.
Седьмой этап связан с попытками "развитых" стран реализовать мон-
диалистские сценарии поэтапной политической централизации международ-
ной политики. О распаде советской сверхдержавы, идеологических просче-
тах СССР и предательстве высшего руководства страны сегодня сказано
уже так много, что вряд ли имеет смысл что=то повторять. Исчезновение
Советского Союза с мировой арены резко изменило геополитический баланс
сил и позволило Западу поставить вопрос о закреплении своего планетар-
ного лидерства в практической плоскости - путем установления "нового
мирового порядка". Ослабленная Россия сегодня уже не может выполнять
ту роль геополитического балансира, которую играл Советский Союз.
Однако здесь Запад ждут новые проблемы. На сей раз - внутренние,
связанные с растущими противоречиями в треугольнике США - Япония - За-
падная Европа.
СОЮЗНИКИ И ПАРТНЕРЫ
Видимость западного единства и монолитной сплоченности "развитых"
стран на протяжении всего послевоенного периода поддерживалась в пер-
вую очередь наличием у Запада общего и грозного отношения союзников
между собой и со "старшим партнером" - Соединенными Штатами - были да-
леки от идилии.
Первые годы после окончания второй мировой войны США, пользуясь
ослаблением истощенных страшной бойней европейских держав, оккупацией
Германии и Японии, увеличением собственной военной мощи, стремились в
жесткой силовой манере навязать всему международному сообществу "мир
по-американски". Никаких союзов и блоков Соединенные Штаты тогда соз-
давать не собирались, предполагая опираться на двусторонние
(реже - многосторонние) договоры и через них осуществлять глобальный
контроль над планетой..
В Азии США заключили такие военные соглашения с Японией, Тайва-
нем, Филиппинами, Южной Кореей, Ираном, Турцией, Пакистаном. В Европе
их влияние обеспечивалось традиционными связями с Великобританией, но-
вым военным соглашением с Испанией; но главное - так называемым "пла-
ном Маршалла", в осуществлении которого принимали участие 17 стран,
ставших таким образом зависимыми от США получателями американских кре-
дитов и иной помощи. В Латинской Америке доминирование Соединенных
Штатов обеспечивалось подписанным в 1947 году многосторонним договором
о взаимной обороне ("Договор Рио-де-Жанейро").
Когда же оказалось, что опора на собственные силы не сможет обес-
печить американцам желанной гегемонии, родилась идея создания НАТО -
организации, до сих пор являющейся самым надежным орудием Запада в
борьбе за осуществление своих мондиалистских планов. Создание Северо-
атлантической организации происходило в два этапа: вначале США поддер-
жали союз западноевропейских стран (Англия, Франция, Бельгия, Нидер-
ланды и Люксембург) и подписание соответствующего Брюссельского пакта
(1948 год), а затем - начались консультации о включении в договор Сое-
диненных Штатов и Канады.
В 1947 году Объединенный комитет начальников штабов США предложил
участникам Брюссельского соглашения создать единое центральное военное
командование во главе с американским генералом. Комитет заявил, что
"граница между Западной и Восточной Германиями на Эльбе является аме-
риканской границей". И все же перед подписанием договора о создании
НАТО администрации Трумэна пришлось преодолеть серьезное сопротивление
оппозиции внутри страны - впервые за 150 лет Соединенные Штаты вступа-
ли в военный союз с другими государствами в мирное время. В конце кон-
цов 4 апреля 1949 года договор о создании НАТО был подписан.
Принятый через год "план СНБ-68", отразивший меняющиеся условия,
предполагал увеличение американской мощи уже параллельно с укреплением
военного потенциала главных союзников. Но основной упор делался Соеди-
ненными Штатами на собственную силу. Предусматривалось, что США должны
быть готовы "встретить любой новый вызов быстро и без колебаний". Та-
ким вызовом для американцев стала в начале 50-х годов Корейская война,
недвусмысленно показавшая готовность США и их союзников достигать же-
лаемых результатов силовыми методами. "Ничья" в этой войне была для
США равнозначна поражению, ибо существовавшая в то время стратегичес-
кая концепция требовала от них способности безусловно добиваться пос-
тавленной цели.
Соответственно в середине 50-х годов начали меняться и отношения
Соединенных Штатов с союзниками. Во время Суэцкого кризиса 1956 года
Вашингтон отказался поддержать Лондон и Париж в их агрессии против
Египта (в чем немалую роль сыграла жесткая позиция, занятая по этому
поводу советским руководством). Отказ ознаменовал собой окончание не-
долговременного периода полной покорности западноевропейских союзников
США. Англия и Франция сделали ставку на создание собственного ядерного
оружия. в противовес им Соединенные Штаты ускорили прием ФРГ в НАТО.
Результатом стала еще более независимая позиция Франции, создавшей к
1962 году собственные ядерные силы и вышедшей в 1967 году из военной
организации Североатлантического союза.
Сокрушительная неудача Америки во Вьетнамской войне 1964-1973 го-
дов стимулировала очередной пересмотр ее отношений с союзниками.
"Доктрина Никсона" положила начало переходу от двухполюсного восприя-
тия мира (СССР-США) к пятиполюсному (СССР-США-Китай-Западная Евро-
па-Япония). На своих западноевропейских союзников Соединенные Штаты
попытались оказать давление с целью большей консолидации Запада под
американским началом, но столкнулись с "единым фронтом" европейцев
(совместные консультации стран ЕЭС перед переговорами с США). В итоге
Америка сумела добиться лишь координации действий на основании практи-
чески равного партнерства. С 1975 года было положено начало встречам
"большой семерки" - глав государств семи ведущих капиталистических
стран.
Резкая критика пятиполюсной модели мира, не принесшей американцам
ощутимых успехов на дипломатическом фронте, началась еще в середине
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26