Рефераты. КПРФ сегодня






ем Североатлантической организации НАТО.

     Третий этап послевоенной эволюции Соединенных Штатов охватил 50-е

годы. Его концепцию определили два основных фактора: принятый в начале

1950 года "план СНБ-68",  предполагавший курс на первоочередное увели-

чение военной мощи США (планировалось тратить на вооружения 20% нацио-

нального дохода) и официально провозглашенная стратегия "массированно-

го  возмездия",  исходившая  из наличия решающего преимущества США над

Советским Союзом в ядерных вооружениях и средствах их доставки.  К се-

редине 50-х годов ситуация начала меняться, а к концу десятилетия ста-

ло совершенно явно,  что "континентальная" держава  СССР  нашла  свой,

адекватный ответ на стратегию массированного возмездия "морской" импе-

рии США, основанную на размещении ядерного потенциала в пунктах "пере-

дового базирования", расположенных по периметру границ Восточного нео-

политического блока.

     В России  были  созданы межконтинентальные баллистические ракеты.

Впервые за всю историю Соединенных Штатов их территория перестала быть

неуязвимой.  Осознание этого простого факта вызвало шок у всего амери-

канского общества,  потребовавшего пересмотра устоявшихся военно-поли-

тических концепций.

     Четвертый этап.  Приходится на 60-е годы.  Начался  с  пересмотра

прежних постулатов.  Была принята стратегия "гибкого реагирования".  В

ее основу с учетом растущей мощи стран  социалистического  лагеря  был

положен  принцип "дозированного" применения силы соразмерно с "масшта-

бами возникшей опасности". На деле это означало признание американским

руководством того факта,  что США безвозвратно утратили надежды на ут-

верждение своего мирового лидерства прямым военным путем.

     На этом, однако, дело не кончилось. Глобальный баланс сил продол-

жал меняться не в пользу Соединенных Штатов.  В начале 60-х годов  они

превосходили Советский Союз по ядерным средствам доставки в 10 раз;  к

концу десятилетия это превосходство исчезло. В 1961 году валовой наци-

ональный  продукт США троекратно превосходил объединенный западноевро-

пейский и японский;  через 15 лет эти показатели сравнялись. Необходи-

мость нового пересмотра военно-политической концепции становилась оче-

видной.

     Пятый этап  пришелся на 70-е годы.  Была выдвинута так называемая

"доктрина Никсона", опиравшаяся на новую военно-политическую стратегию

"реалистического  устрашения".  В  ее основу были положены три главных

принципа:

     а) стремление сохранить превосходства в стратегических ядерных

силах;

     б) требование значительного увеличения вклада союзников в "проти-

востояние коммунистической агрессии";

     в) признание необходимости переговоров  с Советским Союзом.

Союзники Соединенных Штатов подразделялись на две категории:

     -- "жизненно важные" (Западная Европа,  Япония,  Изра-

иль),  ради  которых  США готовы были воевать,  даже используя ядерное

оружие;

     -- второстепенные,  которые по существу объявлялись лишь зоной

желательного американского доминирования.

     Шестой период американо-советского соперничества связан в  первую

очередь с именем Р.Рейгана.  Тенденция последовательного роста советс-

кого влияния в послевоенный период не на шутку встревожила транснацио-

нальную торгово-финансовую олигархию, чьим главным оплотом в 20-м сто-

летии являлись Соединенные Штаты.  Поэтому этот этап прошел под знаком

резкого  усиления антисоветизма.  "Америка вновь должна поверить в

себя!" - этот лозунг Рейгана совместно с  его  определением  СССР  как

"империи зла" ярче всего отражает изменение стратегического курса США.

Начались активные активные поиски нереализованных  экономических  воз-

можностей,  способных  обеспечить Штатам технологический отрыв в гонке

вооружений. Но удача ожидала американцев все же не на пути прямого во-

енного и экономического противостояния, а на невидимых фронтах ожесто-

ченной идеологической войны.

     Седьмой этап связан с попытками "развитых" стран реализовать мон-

диалистские сценарии поэтапной политической централизации  международ-

ной политики. О распаде советской сверхдержавы, идеологических просче-

тах СССР и предательстве высшего руководства  страны  сегодня  сказано

уже так много,  что вряд ли имеет смысл что=то повторять. Исчезновение

Советского Союза с мировой арены резко изменило геополитический баланс

сил и позволило Западу поставить вопрос о закреплении своего планетар-

ного лидерства в практической плоскости - путем  установления  "нового

мирового  порядка".  Ослабленная Россия сегодня уже не может выполнять

ту роль геополитического балансира, которую играл Советский Союз.

     Однако здесь Запад ждут новые проблемы.  На сей раз - внутренние,

связанные с растущими противоречиями в треугольнике США - Япония - За-

падная Европа.



                        СОЮЗНИКИ И ПАРТНЕРЫ


     Видимость западного единства и монолитной сплоченности "развитых"

стран на протяжении всего послевоенного периода поддерживалась в  пер-

вую  очередь  наличием  у Запада общего и грозного отношения союзников

между собой и со "старшим партнером" - Соединенными Штатами - были да-

леки от идилии.

     Первые годы после окончания второй мировой войны  США,  пользуясь

ослаблением истощенных страшной бойней европейских держав,  оккупацией

Германии и Японии,  увеличением собственной военной мощи, стремились в

жесткой  силовой  манере навязать всему международному сообществу "мир

по-американски".  Никаких союзов и блоков Соединенные Штаты тогда соз-

давать  не  собирались,  предполагая опираться на двусторонние

(реже - многосторонние) договоры и через них  осуществлять  глобальный

контроль над планетой..

     В Азии США заключили такие военные соглашения с  Японией,  Тайва-

нем,  Филиппинами, Южной Кореей, Ираном, Турцией, Пакистаном. В Европе

их влияние обеспечивалось традиционными связями с Великобританией, но-

вым военным соглашением с Испанией;  но главное - так называемым "пла-

ном Маршалла",  в осуществлении которого принимали участие  17  стран,

ставших таким образом зависимыми от США получателями американских кре-

дитов и иной помощи.  В Латинской  Америке  доминирование  Соединенных

Штатов обеспечивалось подписанным в 1947 году многосторонним договором

о взаимной обороне ("Договор Рио-де-Жанейро").

     Когда же оказалось, что опора на собственные силы не сможет обес-

печить американцам желанной гегемонии,  родилась идея создания НАТО  -

организации,  до  сих  пор  являющейся самым надежным орудием Запада в

борьбе за осуществление своих мондиалистских планов.  Создание Северо-

атлантической организации происходило в два этапа: вначале США поддер-

жали союз западноевропейских стран (Англия,  Франция,  Бельгия, Нидер-

ланды  и Люксембург) и подписание соответствующего Брюссельского пакта

(1948 год), а затем - начались консультации о включении в договор Сое-

диненных Штатов и Канады.

     В 1947 году Объединенный комитет начальников штабов США предложил

участникам Брюссельского соглашения создать единое центральное военное

командование во главе с американским генералом.  Комитет  заявил,  что

"граница  между Западной и Восточной Германиями на Эльбе является аме-

риканской границей".  И все же перед подписанием договора  о  создании

НАТО администрации Трумэна пришлось преодолеть серьезное сопротивление

оппозиции внутри страны - впервые за 150 лет Соединенные Штаты вступа-

ли в военный союз с другими государствами в мирное время. В конце кон-

цов 4 апреля 1949 года договор о создании НАТО был подписан.

     Принятый через год "план СНБ-68",  отразивший меняющиеся условия,

предполагал увеличение американской мощи уже параллельно с укреплением

военного потенциала главных союзников. Но основной упор делался Соеди-

ненными Штатами на собственную силу. Предусматривалось, что США должны

быть готовы "встретить любой новый вызов быстро и без колебаний".  Та-

ким вызовом для американцев стала в начале 50-х годов Корейская война,

недвусмысленно показавшая готовность США и их союзников достигать  же-

лаемых  результатов  силовыми методами.  "Ничья" в этой войне была для

США равнозначна поражению,  ибо существовавшая в то время стратегичес-

кая  концепция требовала от них способности безусловно добиваться пос-

тавленной цели.

     Соответственно в  середине 50-х годов начали меняться и отношения

Соединенных Штатов с союзниками.  Во время Суэцкого кризиса 1956  года

Вашингтон  отказался  поддержать  Лондон  и Париж в их агрессии против

Египта (в чем немалую роль сыграла жесткая позиция,  занятая по  этому

поводу советским руководством).  Отказ ознаменовал собой окончание не-

долговременного периода полной покорности западноевропейских союзников

США. Англия и Франция сделали ставку на создание собственного ядерного

оружия.  в противовес им Соединенные Штаты ускорили прием ФРГ в  НАТО.

Результатом  стала еще более независимая позиция Франции,  создавшей к

1962 году собственные ядерные силы и вышедшей в 1967 году  из  военной

организации Североатлантического союза.

     Сокрушительная неудача Америки во Вьетнамской войне 1964-1973 го-

дов  стимулировала  очередной  пересмотр  ее  отношений  с союзниками.

"Доктрина Никсона" положила начало переходу от двухполюсного  восприя-

тия  мира  (СССР-США)  к  пятиполюсному (СССР-США-Китай-Западная Евро-

па-Япония).  На своих западноевропейских союзников  Соединенные  Штаты

попытались  оказать  давление  с целью большей консолидации Запада под

американским началом,  но столкнулись с  "единым  фронтом"  европейцев

(совместные консультации стран ЕЭС перед переговорами с США).  В итоге

Америка сумела добиться лишь координации действий на основании практи-

чески  равного партнерства.  С 1975 года было положено начало встречам

"большой семерки" - глав  государств  семи  ведущих  капиталистических

стран.

     Резкая критика пятиполюсной модели мира, не принесшей американцам

ощутимых  успехов  на дипломатическом фронте,  началась еще в середине

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.