что неудачи оппозиции последних двух лет ни в коем случае нельзя отож-
дествлять с поражением спектра народно-патриотических сил в целом. та-
кое отождествление ошибочно прежде всего потому, что действительно
патриотическая оппозиция правящему режиму еще не сформировалась окон-
чательно. Существовавший до недавнего времени причудливый конгломерат
самых разных сил, группировавшихся вокруг Верховного Совета, так и не
смог преодолеть сумятицу в своих рядах. Лишенная настоящей политичес-
кой самостоятельности, рыхлая отчасти безвольная, оппозиция была обре-
чена играть роль "разменной монеты" в политических торгах, поддерживая
тех, кто свой "патриотизм" рассматривал зачастую как козырную карту в
беспринципной борьбе за власть.
Именно такое положение дел предопределило трагический московский
финал в начале октября 93-го.
На ошибках учатся. Поэтому, как считает Зюганов, самое время за-
думаться о будущем патриотического движения, его внутреннем самочувс-
твии, совершенных просчетах и обретенных достижениях.
Очевидно, что политическая палитра современного патриотического
движения делится на три крупных сектора, или блока. Пользуясь традици-
онной терминологией, можно сказать, что ее левый фланг занимают комму-
нисты-державники, а правый фланг - силы религиозно-патриотической ори-
ентации. Однако этим область применения традиционных для европейского
политологического словаря терминов, понятий и норм исчерпывается.
РОССИЯ - страна неистребимо самобытная - придает разительное сво-
еобразие даже тем явлениям, суть которых во многом заимствуется извне.
Так получилось и в данном вопросу. Заимствовав систему многопартийнос-
ти и политического плюрализма на Западе, мы в рекордно короткие сроки
наполнили ее местным, отечественным колоритом.
Веками, как величайшую святыню, Россия хранила и пестовала свое
соборное, всенародное единство. К 19-му веку его древняя формула об-
леклась в знаменитый трехсоставный чеканный лозунг: "Самодержавие.
Православие. Народность". Пройдя в 20-м веке через горнило гражданской
войны и репрессий, удушающих идеологических догм и духовного геноцида,
будучи после всего этого внезапно и беспощадно втиснута в "демократи-
ческие", чуждые ей рамки общественного и политического бытия, Россия
нашла в себе силы вернуться к исконным святыням. В области религиозной
это очевидно - Православие сохранило себя полноценным явлением на про-
тяжении тысячелетней истории Руси. Не менее бурно восстановительный
процесс исторической преемственности развивается и в общественно-поли-
тической жизни страны. Об этом несколько подробнее.
"ПОЛК ЛЕВОЙ РУКИ"
В патриотическом стане его, как уже упоминалось, составляют ком-
мунисты-державники. Но эти "новые коммунисты" сегодня отличаются от
своих чванливых и косных номенклатурных предшественников. После того
как в целях восстановления соборного единства общества они отвергли
экстремистские тезисы о классовой борьбе,, грозившие народному телу
расколами и внутренними конфликтами, был сделан решающий шаг на пути
идеологического оздоровления. Другим шагом стал возврат к исконным на-
циональным ценностям, признание необходимости восстановления преемс-
твенности исторического развития страны, отказ от воинствующего атеиз-
ма и маскировавшегося под лозунгом "пролетарского интернационализма"
безразличия к судьбам собственно народов России, готовности принести
их вековые особенности и национальные интересы в жертву молоху "миро-
вой революции".
В результате такого идеологического рывка российские коммунисты
оказались внутренне готовыми к жестким и динамичным требованиям совре-
менности. Их движение обрело "второе дыхание", т.е. новое качество,
новые политические перспективы (что стало неприятным сюрпризом для
тех, кто поспешил похоронить КП РФ как "наследие проклятого прошлого"
и "партию пенсионеров-номенклатурщиков").
Главным преимуществом новой идеологической и политической
платформы коммунистов, обеспечивающим, с одной стороны, преемствен-
ность по отношению к лучшим достижениям советского периода, а с дру-
гой - позволяющим уверенно смотреть в будущее, стала их твердая при-
верженность идеалам социальной справедливости и общественного равенс-
тва, глубоко созвучная традиционным ценностям строя народной жизни.
Само собой разумеется, что процесс качественного обновления лево-
го фланга патриотического движения только начался. Впереди огромная
работа как в области мировоззренчески-идеологической, так и практичес-
ки-организационной. Многочисленные вопросы, связанные с реализацией
нового политического качества Компартии РФ, осмыслением трагических
событий последнего времени, выработкой действенной стратегии и такти-
ки, разработкой реалистичной комплексной программы, настоятельно тре-
буют своего решения.
В принципе логично предположить, что дальнейшая эволюция российс-
кого коммунистического движения будет происходить в сторону формирова-
ния широкого народно-патриотического фронта, для которого характерна
прежде всего идеология "современного народничества", основанная на за-
щите интересов трудящихся масс - наемных работников промышленности,
крестьян, служащих, интеллигенции, отечественных национально ориенти-
рованных предпринимателей, всех, кто кровно заинтересован в принципах
и нормах социальной справедливости.
Итак,- "народность". Таков сегодня краткий рабочий лозунг "левого
российского партиотизма...
ЦЕНТР "БОЕВЫХ ПОРЯДКОВ"
В нем располагается группа партий, общественных организаций, иных
структур, объединенных идеей государственного патриотизма. Эта, услов-
но говоря, надпартийная, надклассовая "имперская" идея была достаточно
подробно оформлена русской консервативной мыслью уже во второй полови-
не 19-го века. В то же время ее исторические корни уходят в седую
древность - эпоху собирания русских земель, борьбы с ордынским игом и
преодоления княжеских усобиц, эпоху становления первого русского дер-
жавного лозунга: "Москва - третий Рим". Она рассматривает мощную,
централизованную, национально осмысленную государственность в качестве
главного гаранта межсословного мира, духовного благополучия общества,
экономического процветания и внешнеполитической безопасности страны.
За последние несколько лет патриоты-государственники претерпели
бурную эволюцию "от СССР до Российской империи", удивительно быстро и
безболезненно преодолев в своем мировоззрении тот кровоточащий разрыв
исторической ткани, которым "общечеловеки" - русоненавистники пытались
разгородить наше национальное самосознание на изолированные и враждеб-
ные друг другу фрагменты.
Преодоление "красно-белого" противостояния, деидеологизация пат-
риотической идей, возврат к ее соборному, всенародному, надклассовому
характеру - основное достижение такой эволюции.
Другой несомненной заслугой государственников является ясная,
смелая и недвусмысленная постановка "русского вопроса" - вопроса архи-
важного, фундаментального, во многом решающего для будущего усей Рос-
сийской державы и сопредельных с ней народов и стран. В силу ряда объ-
ективных и субъективных причин коммунисты не сумели своевременно оце-
нить значимость и остроту этой проблемы, и если бы не их "соседи спра-
ва", вопросы возрождения русского самосознания могли бы оказаться от-
данными на откуп демагогам-политиканам и провокаторам-экстремистам.
Очевидное своеобразие придают российскому державному движению его
отчетливые "государственно-капиталистические" симпатии, ставка на эли-
тарные слои национальных предпринимателей, патриотически настроенных
чиновников и управленцев, искреннее тяготение к исконным формам русс-
кой православной духовности.
Идеал национально-государственного "самодержавия" как высшее и
наиболее полное воплощение традиционной, суверенной государственной
формы Руси, как яркое проявление державного, созидательного инстинкта
русского народа закономерно венчает мировоззрение этой части современ-
ного патриотического движения.
"ПОЛК ПРАВОЙ РУКИ"
Он состоит из представителей русского религиозного мировоззрения,
т.е. из наиболее активной и деятельной части православной обществен-
ности страны, других религиозных конфессий, в частности, ислама и буд-
дизма.
На протяжении долгих столетий Русская Православная Церковь явля-
лась духовной основой нашего национального, общественного и государс-
твенного бытия. Ее терпеливому окормлению русский народ - как уникаль-
ная духовная общность - обязан самим фактом своего появления на свет.
Высочайшие религиозно-нравственные идеалы, из поколения в поколение
формировавшие и воодушевлявшие наше национальное самосознание, опреде-
лили его соборный державный характер, лучшие качества и свойства.
В силу своего религиозно-церковного характера оно имеет ряд спе-
цифических черт, не всегда понятных для "чистых" политиков.
К ним, в первую очередь, относится организационная аморфность
движения, отсутствие механизма выдвижения своих представителей в сос-
тав современной политической элиты, некоторая отстраненность и даже
"подозрительность" в отношении активной общественной деятельности с
сиюминутными практическими целями. Это малоудивительно, если принять
во внимание надпартийный, внешнеполитический характер основных религи-
озных ценностей Русского Православия и других конфессий.
В то же время именно религиозная часть патриотического движения
является одним из главных хранителей идеалов одухотворенной, нравс-
твенно осознанной государственности - сострадательной и милосердной,
не насилующей народ, исключающей возможность возрождения жестокого бо-
гоборчества. Такая модель российского будущего предлагает гармоничное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26