выполнимая. И внешнеполитическая доктрина возрождающейся России должна
стать важнейшей составной частью такой стратегии.
Основой внешнеполитической концепции для России может быть лишь
идея национального интереса. Кстати, и геополитическая стабильность на
планете должна обеспечиваться только балансом национально-государс-
твенных интересов различных стран. Тесная взаимосвязь и взаимозависи-
мость современного мира никому не позволят проводить политику нацио-
нального эгоизма (как, впрочем, и национального нигилизма). Такие
крайности нарушают баланс сил на планете.
ДОКТРИНОЙ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ должна стать концепция
"здорового национального прагматизма", предполагающая осуществление
внешнеполитической деятельности сообразно нашим интересам и возможнос-
тям. В рамках этой доктрины необходимо ориентироваться прежде всего на
то, что оборачивается политической и экономической выгодой для России,
избегать,памятуя уроки прошлого, таких акций, которые имели бы чрез-
мерную политическую или экономическую цену для страны, а тем более на-
носили ей прямой ущерб. Вместе с тем подобный прагматизм не должен пе-
рерастать в политическую беспринципность, а должен базироваться в сво-
ей основе на началах общечеловеческой морали и нравственности, нормах
международной законности.
Предлагаемая доктрина должна, на взгляд КП РФ, включить в себя
следующие принципиально важные компоненты:
- преемственность внешней политики страны.
Новая доктрина не может возникнуть на пустом месте, она должна
вобрать в себя все ценное и позитивное, что было в международной дея-
тельности как дореволюционной России, так и Советского Союза;
- безусловная независимость в принятии внешнеполитических реше-
ний, что, разумеется, не исключает консультаций с другими заинтересо-
ванными сторонами;
- опора на собственные силы.
Это, естественно, не исключает возможности использования в разум-
ных пределах иностранной помощи на приемлемых условиях;
- отказ от чрезмерной заидеологизированности внешней политики,
характерной, в частности, для советского периода, и связанных с ней
порой необоснованных геополитических притязаний.
Так, стремление продвигать во что бы то ни стало идеологию "соци-
алистического пути развития" оборачивалось нередко политическими из-
держками и материальными потерями. В то же время нельзя не видеть, что
"идеологическая зашоренность", хотя и с противоположным знаком, прису-
ща в полной мере нынешней внешней политике России, причем "зашорен-
ность" с зарубежным "привкусом";
- развитие внешнеполитических связей по всем азимутам.
Россия заинтересована в развитии отношений с различными регионами
планеты;
- оборонная достаточность, подразумевающая поддержание военного
потенциала России на уровне, обеспечивающем его эффективное применение
в качестве гибкого, мобильного и многоцелевого инструмента внешней по-
литики. При этом следует проводить такой курс, который исключал бы
возможность нового втягивания страны в изнурительное глобальное воен-
ное противостояние;
- нацеленность международной политики на создание таких внешнепо-
литических условий, которые обеспечивали бы оптимальные возможности
для стабильного поступательного развития страны, прогресса националь-
ной экономики, подъема жизненного уровня народа.
В принципе подобная задача в сфере внешнеполитический
деятельности стоит перед правительством любого суверенного государс-
тва, независимо от его политической и социально-экономической ориента-
ции. Но она игнорируется в современной России. Так, поспешный вывод
российских войск из Восточной Европы и Прибалтики, при котором часто
не ограждаются даже в минимальной степени наши интересы, обернулся не
только стратегическими издержками, но и колоссальными материальными
потерями, исчисляемыми десятками миллиардов долларов США. Полный раз-
мер этого огромного ущерба еще предстоит определить. Но в любом случае
вся его тяжесть неизбежно ложится на плечи рядового россиянина. Велики
к санкциям, которые Запад через механизм международных организаций на-
вязал в отношении Югославии, Ирака, Ливии. На этом, по имеющимся дан-
ным, наша экономика потеряла не менее 18 миллиардов долларов США.
Для формирования и проведения в жизнь эффективной, отвечающей ко-
ренным национальным интересам внешней политики необходимо создать та-
кие условия, чтобы различные политические силы, в том числе находящие-
ся в оппозиции, могли реально участвовать в обсуждении, принятии и
контроле за выполнением внешнеполитических решений. История отечест-
венной дипломатии, включая ее последний период, убедительно свидетель-
ствует о том, что международные акции, вырабатывающиеся узким кругом
руководителей, нередко наносили серьезный ущерб стране. Этот негатив-
ный опыт, к сожалению, не преодолен до сих пор.
В конечном итоге российской общество должно прийти к такой ситуа-
ции, когда забота об интересах безопасности государства, в том числе
за счет выверенности внешнеполитического курса, будет определяться не
тем, какие силы находятся в штурманской государственного корабля и на
каком топливе работают его двигатели, а тем, чтобы данный корабль не
оказался в открытом море во время шторма, не напоролся на подводные
рифы, не сел на мель или не был раздавлен льдами. Конкретно же говоря,
независимо от политического решения, забота о крепости государства,
сохранении и упрочении его геополитического положения есть обязатель-
ное условие его существования.
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СОЮ-
ЗА СССР должна быть ориентирована на восстановление единого государс-
тва - обновленного союза братских народов, открытого для добровольно
присоединения к нему всех желающих мирно жить в общем доме.
Развал великой державы, безумная погоня за суверенитетами не при-
несли добра ни одному народу. Социально-экономические катаклизмы, рез-
кое снижение уровня жизни, кровавые братоубийственные конфликты, ог-
ромные человеческие жертвы и материальные разрушения, миллионы бежен-
цев - вот что принесло советским людям разрушение СССР. Раскол Союза,
разрыв тесных уз между народами, сотни лет жившими одной семьей, выг-
лядят еще более противоестественно на фоне интеграционных процессов,
происходящих в мире (Западная Европа, арабские страны, ряд других ре-
гионов) и обусловленных объективными потребностями общественного прог-
ресса.
Разумеется, воссоздание единого государства должно происходить на
принципиально новой и сугубо добровольной основе, обеспечивать реаль-
ное равенство всех вошедших в него народов, возможность реализации в
полном объеме их законных национальных чаяний. Не следует предопреде-
лять заранее конкретные формы существования и функционирования такого
союза. Это могут быть федеративные или конфедеративные связи, либо со-
четание тех и других структур. Решать подобные вопросы должны сами на-
роды, выразившие стремление к взаимному сближению, и их полномочные
представители. Нельзя искусственно форсировать процесс возрождения со-
юза. Он должен развиваться естественным путем.
Первоочередной задачей российской политики на нынешнем этапе яв-
ляется воссоздание хозяйственных связей между различными республиками
бывшего СССР, разорванных в результате беловежского сговора. Не менее
важно вести дело к обеспечению общего культурного, научного и информа-
ционного пространства.
Россия имеет, на наш взгляд, право и обязанность проявлять заботу
об интересах русского и русскоязычного населения, оказавшегося не по
своей воле за пределами российских границ. Члены КП РФ исходят из то-
го, что любая дискриминация этого населения - политическая, юридичес-
кая, экономическая или иная - недопустима и должна вызывать адекватную
реакцию российских властей и международного сообщества.
В целом все отношения России с бывшими республиками СССР должны
строиться исключительно в рамках дружественного политического диалога,
на основе двусторонних и многосторонних договоров.
Что касается региональных конфликтов в Закавказье, Средней Азии,
Приднестровье, то Россия может и должна, используя преимущественно по-
литические средства, участвовать в их разблокировании. В то же время
нельзя потакать и тем обанкротившимся национальны правителям, которые
хотят удержаться у власти ценой крови российских солдат.
В рамках российской политики в зоне "дальнего зарубежья" принци-
пиально важное значение имеют, естественно, отношения России с Запа-
дом, учитывая его роль в современном мире.
Определенные западные круги и контролируемые ими средства массо-
вой информации сознательно, как представляется, искажаю позицию левых,
патриотических сил России по данному вопросу, рисуя чуть ли не апока-
липсические сценарии развития событий в мире в случае прихода этих сил
к власти. Свою лепту в подобную дезинформацию вносят и наши радикаль-
ные "демократы".
На самом деле российские "левые" и патриоты не ищут конфронтации
с Западом, у коммунистов нет ни малейшего предубеждения в отношении
США, ФРГ, Англии, Франции и любой другой страны этого важнейшего реги-
она планеты. Левые, патриотические силы России являются сторонниками
развития широкого сотрудничества с государствами Запада в различных
областях на основе равенства и взаимной выгоды.
Но любые отношения между государствами - это улица с двусторонним
движением. И их характер находится в прямой зависимости от позиции не
только одной, но и другой стороны.
Можно с утверждением сказать, что усиленно насаждаемый США и их
западными союзниками "новый мировой порядок" объективно ущемляет ко-
ренные интересы России, равно как и многих других членов мирового со-
общества.
Хотелось бы в этой связи подчеркнуть, что, по мнению лидера КП РФ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26