самим Судом. В рамквх Суда была образована камера по рассмотрению
экологических дел, ежегодно образуется камера по упрощенным процедурам.
Офиц.языками Суда являются французский и английский. Судопроизводство
состоит из 2 частей: письменного и устного судопроизводства (может быть
публичным и закрытым). Письменное судопроизводство состоит из представления
Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребуется,
объектов на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и документов. Устное
судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов,
представителей, поверенных адвокатов. Решение Суда обязательно лишь для
участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Оно является
окончательным и обжалованию не подлежит. Если какая-либо сторона не
выполняет обязательств, возложенных на него Судом, то Совет Без-сти по
просьбе другой стороны может, если признает это необходимым, сделать
рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в
исполнение (п. 2 ст. 94 Устава ООН). Помимо рассмотрения спора, Суд может
давать консультативные заключения по любому юр. Более широкое использование
Суда стало бы важным вкладом в миротворческую деятельность ООН.
38 Правовой режим международных рек. Это реки, пересекающие тер-ри двух или
более гос-тв (Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амур, Амазонка..).Они могут быть
судоходными, несудоходными, пограничными. Их прав.режим регулируется
межд.договорами между заинтересованными прибрежными гос-вами, а реки
используемые для судоходства – с учетом инетересов др.гос-тв. Режим должен
учитывать: взаимную выгоду, запрещение нанесения ущерба прибрежным и
сопредельным гос-вам, защита фауны, речной среды и др.принипы МП. Могут
учитываться Хельсинские правила использования вод межд.значения 1966г.,
касающиеся общих положений предотващения загрязнения водной среды,
судоходства, лососплава, разрешение споров. Или нормы Женевской конвенции
1923г о гидроэнергии водных потоков. Должны соблюдаться общие правила:
всестороняя деятельность одного гос-ва по использованию вод межд.реки не
должна наносить ущерба аналогичной деят-ти другого гос-тва и его тер-ри
Контроль за соблюдением условий договоров – смешанные речные комиссии.
Дунай – межд.река в отношении которой действует Конвенция о режиме
судоходства на Дунае 1948 (РФ, Украина,Болгария, Венгрия, Румыния..)
Новигация на Дунае открыта для граждан, торговых судов и товаров всех гос-
тв на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и
условий тогового судоходства. Плаванье воен.кораблей непридунайских гос-тв
запрещено. Придунайские гос-тва обязаны содержать свои участки реки в
судоходном состоянии. Суда плавающие по реке имеют права с соблюдением всех
правил прибрежных гос-тв заходить в порты, производить в них погрузочные
работы, посадку, высадку пассажиров,.пользоваться судовыми радиостанциями.
Для покрытия расходов по побеспечению судоходства придунайские гос-ва по
согласованию с Дунайской комиссией могут устанавливать и взимать с судов
навигационные сборы.
35. Коллективная безопасность
Кол.безопасность - система совместных мероприятий гос-ств, предпринимаемых
для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или
других нарушений мира. Система кол.безопасности имеет два основных признака
в качестве общей харак-тики. Первый признак - принятие гос-твами-
участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы
“внутрь” системы: - не прибегать в своих взаимоотношениях к силе; -
разрешать все споры мирным путем; - активно сотрудничать в целях устранения
любой опасности миру. Второй признак - наличие организационного единства
гос-тв-участников системы. Это или организация, выступающая в качестве
“классической” формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное
выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов
(например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч,
совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется
договором или системой договоров.Различают два вида системы
кол.безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную. Универсальная
кол.безопасность основывается на функционировании ООН, в преамбуле Устава
которой зафиксирована главная задача ее существования - “избавить грядущие
поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству
невыразимое горе”. Существуют мирные меры: это обязательства государств-
членов: 1 проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые
соседи, и объединять силы для поддержания мира и безопасности; 2 создать
условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к
межд.обязательствам; 3 принимать коллективные меры для предотвращения
угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров
или ситуаций мирными средствами; 4 развивать дружественные отношения между
нациями; 5 не допускать вмешательства в дела по существу входящие во
внутреннюю компетенцию любого гос-тва; 6 воздерживаться от угрозы силой или
ее применения как против территориальной неприкосновенности или
полит.независимости любого гос-тва, так и каким-либо другим образом,
несовместимым с целями ООН. указание на правовые способы (средства), с
помощью которых члены ООН самостоятельно (без участия ООН) могут разрешать
споры и ситуации мирным путем (гл.VI). четкая регламентация действий
органов ООН по применению коллективных мер мирного характера для улаживания
межд. (гл. V, VI VIII). укрепление доверия между государствами-членами
путем развития сотрудничества в самых различных областях отношений (ст IV,
IX и др.). содействие осуществлению практических мер в области ограничения
вооружений и разоружения (ст.11, 26, 47).
42. Понятие и источники Международного морского права (ММП). ММП – это
совокупность международно-правовых норм, принципов, регулирующих отношения
государств и других субъектов международного права в области морской
навигации и определения статуса морских судов, территорий и т.д. На
конгрессах в Вене (1815г) и париже (1856) и конференциях конца 19 начала 20
века (Гаагские конференции мира 1899 и 1907гг., Лондонская морская
конференция 1908-1909) морские державы рассматривали отдельные вопросы
морского права в целях обеспечения свободы действий для своих военных
флотов (свобода военного мореплаванья в Черном море, на Дунае) добиваясь
ограничения прав побежденных гос-ств.. На 1-ой конференции ООН 1958г были
приняты конвенции: О территориальном море, Об открытом море, О
континентальном шельфе, О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого
море. На 3-ей конференции ООН (1973-7982) была принята конвенция по
морскому праву (вступила в силу 16.11.94, РФ ратифицировала 1997г) Др.
источники: конвенции касающиеся предотвращения загрязнения морской среды,
оказания помощи и спасения на море, ругелирования безопасности судоходства,
проклдки подводных телеграфных кабелей.
37. Разоружение и ограничение вооружений. Разоружение - комплекс мер,
направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны,
их ограничение, сокращение и ликвидацию. разоружения Основными источниками
норм в области разоружения являются международные договоры: универсальные
(например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.);
региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967
г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем
противоракетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать по
целям и объектам. МП не содержит нормы, прямо обязывающей государства
разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в
том, чтобы “в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и
полном разоружении под строгим и эффективным межд.” (ст.VI Договора о
нераспространении ядерного оружия). К настоящему времени сложился и
действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению: запрещение
и ликвидация отдельных видов оружия, запрещение их производства,
накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов
вооружений, сокращение сферы или районов размещения различных видов
вооружений. Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового
уничтожения: - по запрету испытания ядерного оружия в атмосфере, в
космическом пространстве и под водой (Договор 1963 г.), а также по запрету
на испытания и размещение ядерного оружия в отдельных пространственных
границах (Договор об Антарктике 1959 г., в Латинской Америке 1967 г., на
Луне и других небесных телах 1984 г. и т.д.); - по нераспространению
ядерного оружия (между США,Россией, Великобританией, Францией и Китаем);-
по регулированию ядерных стратегических вооружений - межконтинентальных
баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и т.д. (Договор между СССР и
США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., Договор о
ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г., Договор о сокращении
и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991г., Договор о
дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных
вооружений 1993 г.); Наряду с ограничением и сокращением вооруженных сил и
вооружений цель разоружения может достигаться путем демилитаризации и/или
нейтрализации территорий. Демилитаризация - это договорно установленный
международно-правовой режим определенной тер-рии или пространственной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13