должность на первом же открытом заседании Суда, на котором вновь избранный
член присутствует, он приносит присягу, в которой клянется осуществлять
свои функции полностью беспристрастно и с сознанием ответственности, а
равно обязуется не разглашать секретов совещательной комнаты.
Одновременно с судьями и практически в том порядке назначаются
генеральные адвокаты. Генеральные адвокаты – это должностные лица Суда,
которые выполняют чрезвычайно важные полномочия, связанные с изучением
дела, подготавливаемого к рассмотрению в Суде. Генеральный адвокат
представляет Суду свое заключение по изученному им делу. В подавляющем
большинстве случаев заключение генерального адвоката, излагаемое в открытом
публичном заседании Суда, оказывает весьма большое влияние на вынесение
решения. Однако Суд следовать рекомендациям генерального адвоката не
обязан.
Обновление Суда происходит наполовину каждые три года. В том же порядке
изменяется состав генеральных адвокатов. Каких-либо ограничений для
переизбрания не установлено. Соответственно судья или генеральный адвокат,
срок полномочий которого истек, может быть назначен вновь.
Аналогичная процедура применяется при формировании Суда первой
инстанции. Основное отличие заключается в том, что в рамках СПИ отсутствует
институт генеральных адвокатов. Их функции может в определенной степени
выполнять специально назначенный в связи с рассмотрением конкретного дела
член Суда.
Рассмотрение дел в Суде ЕС имеет место как пленумом, так и палатами. В
СПИ – в основном палатами. Персональный состав палат определяется ежегодно.
Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям.
Решение по существу рассматриваемого дела выносится нечетным числом
судей. Однако в тех случаях, когда в силу каких-либо причин это число
оказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде должен
воздержаться от участия в принятии решения.
Действующие нормативно-правовые акты сравнительно детально
регламентируют разграничение юрисдикции между Судом ЕС и СПИ. Преобладающей
в этой области тенденцией является расширение компетенции Суда первой
инстанции. В исключительном ведении Суда ЕС остаются все дела косвенной
юрисдикции, решения по преюдициальным вопросам и заключения по вопросам
толкования и соответствия, которые Суд дает по запросу институтов Союза или
государств-членов. Напомним, что в этом случае заключения Суда носят
обязательный характер. К исключительному ведению Суда ЕС относятся также
дела, сторонами в которых выступают государства – члены ЕС, институты Союза
либо государства и институты Союза.
К юрисдикции Суда первой инстанции относятся рассмотрение трудовых
споров, которое предусмотрено ст. 179 Договора о ЕС. Он же рассматривает
дела, предусмотренные ст. 33 и 35 Договора о ЕОУС, относящиеся к
оспариванию решений Совета, выполняющего функции Высшего руководящего
органа, со стороны частных лиц, а также споры, касающиеся
частнопредпринимательской деятельности, предусмотренные в ст.50 и ст. 57-66
того же Договора. СПИ рассматривает иски, предъявляемые частными лицами
против институтов Сообществ на основании ст. 173, относящиеся к контролю за
законностью и предусматривающие возможность оспаривания нормативно-правовых
актов, принятых институтами ЕС. К юрисдикции СПИ относится разрешение дел
по ст. 175 Договора о ЕС, предусматривающие возможность предъявления иска о
бездействии в связи с неисполнением обязательств институтами Сообществ
относительно издания ими акта, рекомендации или заключения, предусмотренных
учредительным договором. СПИ рассматривает также иски по ст. 178 Договора о
ЕС, связанные с возмещением вреда и предусмотренные, в частности, ст. 215
Договора о ЕС.
Существенное расширение юрисдикции СПИ было осуществлено решением
Совета от 8 июня 1993 г. Была расширена возможность рассмотрения в СПИ
исков об аннулировании; исков, связанных с договорной и внедоговорной
ответственностью; исков о бездействии, вчиняемых частными лицами; а также
дел, связанных с борьбой против демпинга или нарушением правил торговли.
Опыт существования и функционирования Суда ЕС, а в последующем и Суда
первой инстанции свидетельствует о том, что судебная система Европейских
сообществ не только выдержала проверку временем, но и смогла утвердиться в
качестве одного из важных элементов институциональной структуры Сообществ и
Союза. Суд ЕС с момента своего создания и по настоящее время одним из
важнейших инструментов интеграции и обеспечивает неуклонное и единообразное
применение и толкование европейского права».23
2.3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И РОССИЯ.
«24 июня 1994 г. на о. Корфу было заключено Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими
сообществами и их государствами-членами – с другой.
Главная цель Соглашения состоит в том, чтобы создать благоприятные
условия для интеграции России в европейскую и мировую экономику. Определяя
природу отношений, развивающихся между Россией и Сообществом, Соглашение
устанавливает, что в основе заложены принципы партнерства и сотрудничества.
Соглашение предусматривает в качестве одной из важнейших целей создание
условий для учреждения в будущем «зоны свободной торговли» между Россией и
__________________________________________________________________
23 Европейское право. учебник для ВУЗов / под общ.ред. д.ю.н., проф.
М.Л. Энтина – М.: изд. НОРМА, 2001. – с.231-297.
Европейским Союзом.
Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования,
свободу транзита, освобождение от импортных пошлин и сборов на временно
ввозимые товары, отменяют многие количественные ограничения на ввоз
товаров. Произошли выгодные для России изменения в сфере защиты внутреннего
рынка. Установлено, что компании и граждане России получают благоприятные
условия для выхода на единый рынок европейских сообществ, а компании и
граждане Европейского союза - на российский рынок.
Политическая сторона Соглашения отчетливо проявляется в том, что
стороны заявили о своих обязательствах содействовать международному миру и
безопасности, в полной мере применять все принципы и положения,
содержащиеся в Заключительном акте Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе.
Особое значение в Соглашении придается положениям о верховенстве право
и уважении прав человека, прежде всего прав меньшинств, о создании
многопартийной системы со свободными и демократическими выборами и
экономической либерализации, имеющей целью создание рыночной экономики.
Стороны сочли необходимым записать в преамбуле, что основу партнерства
составляют не только экономические, но и политические свободы.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией с
одной стороны и европейскими сообществами и их государствами-членами – с
другой, заключено первоначально на 10 лет.
Соглашение, несомненно, играет важное значение для России и существенно
способствует сближению ее с Европейским Союзом и укреплению позиций на
континенте и во всем мире».24
24 Топорнин Б.Н. Европейское право. уч-к / ин-т г-ва и права РАН. – М.:
ЮРИСТЪ, 1998 – с.253-257.
3. СОВЕТ ЕВРОПЫ.
1. СОВЕТ ЕВРОПЫ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
Совет Европы как международная организация основан 5 мая 1949 года. На
момент образования в него входили 10 государств-учредителей: Бельгия,
Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды,
Соединенное Королевство и Швеция, к которым позднее присоединились Греция,
Турция, Исландия, Германия, Австрия, Кипр, Швейцария, Мальта, Португалия,
Испания, Лихтенштейн, Сан-Марина, Финляндия, Венгрия, Польша, Болгария,
Эстония, Литва, Словакия, Румыния, Андорра, Латвия, Албания, Молдова,
Украина, Македония, Россия, Хорватия, Армения, Азербайджан и Грузия.
Сегодня ни одна из европейских структур не имеет в своем составе такого
количества участников.
Совет Европы – международная межправительственная и межпарламентская
организация, основными целями которой являются:
- правовое обеспечение прав и свобод человека;
- содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;
- поиск совместных решений социальных проблем (национальные
меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, СПИД,
биоэтика, наркомания и т.д.);
- развитие политического партнерства с новыми демократическими странами
Европы;
- помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении
политических, законодательных и конституционных реформ и т.д.
Уставные цели Совета Европы
Статья 1 Устава Совета Европы
1. Целью Совета Европы является достижение большего единства между его
Членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их
достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.
2. Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы
посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения
соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной,
культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и
путем поддержания и дальнейшего осуществления прав и основных свобод.
Статья 2 Устава Совета Европы
Каждый Член Совета Европы должен признать принцип верховенства Права и
принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12