Рефераты. Региональные международные организации как субъекты международного права






статус «субъектов» международного права, закрепив за ними (ст.25)30 право

на подачу индивидуальных заявлений в связи с предполагаемым нарушением

__________________________________________________________________

28 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы

взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.13-15.

29 Выступление Председателя Европейского суда по правам человека Р.

Рисдаля в Москве на IV внеочередном всероссийском съезде судей 4 декабря

1996 года // Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Опыт Совета

Европы. М., 1997 – с.6-7.

30 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4

ноября 1950 г. // Российская юстиция – 2001 - №1 – с.25.

государством-участником установленных ею стандартов.

В-третьих, важно, что в системе защиты прав человека был создан

механизм толкования и применения Европейской Конвенции для обеспечения

выполнения государствами-участниками взятых на себя обязательств (ст. 19).

Речь идет о работе ныне трансформируемых в единых орган Европейской

Комиссии и Европейского суда по правам человека.

В-четвертых, указанные выше положения следует дополнить пунктом о том,

что за почти полувековой период реализации Европейской Конвенции о правах

человека и основных свободах сформировалось прецедентное право Совета

Европы, имеющее важное юридическое значение. «Формально конкретные судебные

решения обязательны только для государств, выступающих в качестве

ответчиков по соответствующим делам. Однако другие страны, - считает

председатель Европейского суда по правам человека, - фактически

руководствуются ими при оценке соответствия внутреннего правового порядка

требованиям Конвенции. В целом ряде случаев они побудили государства, не

являющиеся участниками разбирательства, заняться совершенствованием

национального законодательства и скорректировать правоприменительную

практику».

В-пятых, в трактовке Европейского суда по правам человека, Конвенция –

не застывший, раз и навсегда данный документ, а «живой, развивающийся

договор, который подлежит толкованию в свете тех условий, которые сложились

на настоящее время».

Европейская Конвенция постоянно дополняется Протоколами (всего в

настоящее время их 12)».31

Последний, 12-й протокол к Конвенции был принят 4 ноября 2000 г. в

Риме.

Статья 1. Общее запрещение дискриминации.

1. Пользование любым правом, признанным законом, должно быть обеспечено

без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи,

языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социально

-

_________________________________________________________________

27 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы

взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с. 48-50.

го происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам,

имущественного положения, рождения или любого иного обстоятельства.

2. Никто не может быть подвергнут дискриминации со стороны каких бы

тони было публичных властей по признакам, упомянутым в пункте 1 настоящей

статьи.

Статья 2. Применение к территориям.

1. Любое государство при подписании или сдаче на хранение

ратификационной грамоты или документа о принятии или утверждении может

указать территории, на которые распространяется действие настоящего

Протокола.32

3.3. СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ.

«Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации -

Основного закона страны, «общепризнанные принципы и нормы международного

права и международные договоры Российской Федерации являются составной

частью ее правовой системы. Если международным договором Российской

Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то

применяются правила международного договора».

Таким образом, Конституция Российской Федерации 1993 года, во-первых,

иначе, чем это было в ранее действующем законодательстве, решает проблему

соотношения правовой системы Российской Федерации и общепризнанных

принципов и норм международного права и международных договоров Российской

Федерации: они являются составной частью правовой системы России.

Во-вторых, в основе правовой государственности в Российской Федерации

лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но

и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Для этого

они должны быть признаны самой Российской Федерацией, без чего эти принци -

__________________________________________________________________

32 Протокол №12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от

4 ноября 2000 г. // Совет Европы и Россия – 2001 - №1 – с. 32.

пы и нормы не могут считаться частью национальной правовой системы и

порождать юридические обязательства для российского государства, его

органов и должностных лиц. При этом источниками общепризнанных принципов и

норм международного права являются как обычные, так и специальные

конвенции; международные обычай и общие принципы, права, признанные

цивилизованными народами.

В-третьих, ныне действующая Конституции РФ идет значительно дальше в

признании приоритета международных договоров Российской Федерации перед

нормами отечественного законодательства, поскольку в случае коллизии между

ними приоритет отдается международному договору, нормам международного

права. Правоприменители в пределах своей компетенции не только вправе, но и

обязаны применять правила международных договоров для разрешения конкретных

дел, и что очень важно – физические и юридические лица вправе прибегать к

нормам международного права для защиты своих прав.

Приведенные выше положения в полной мере относятся к проблеме

соотношения и взаимодействия российской правовой системы и принципов, норм

такой международной организации, как Совет Европы».33

Однако, зачем Совет Европы России? «При ответе на этот вопрос также

можно привести ряд аргументов и фактов в пользу настойчивости России в деле

интеграции в Совет Европы.

В первую очередь остановимся на международных и политико-правовых.

Во-первых, тем самым наша страна получает солидную международную

трибуну для заявления своей позиции, формирования общественного мнения;

организацию, через которую и внутри которой можно проводить в жизнь

национально-государственные интересы России, участвовать в принятии тех или

иных международных решений.

Во-вторых, сегодня ОБСЕ и Совет Европы необходимо рассматривать с

российской точки зрения как некую альтернативу НАТО. Работа в этом

направлении,

__________________________________________________________________

33 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы

взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.10-11.

равно как и на пути укрепления двусторонних отношений РФ с государствами-

членами СЕ, может и должна быть перспективным направлением в деятельности

делегации Федерального Собрания и представительства РФ в Страсбурге.

В-третьих, присоединение к Совету Европы поможет осуществлению правовой

реформы в стране, включает нас в европейское политико-правовое

пространство, рост возможности использовать накопленный опыт в правовой

сфере. Конечно, это потребует разработки общенациональной программы

совершенствования российского законодательства с учетом опыта и стандартов

СЕ, а также правоприменительной практики. Ее осуществление с использованием

Европейской конвенции защиты прав человека и основных свобод, протоколов к

ней, Европейской Хартии местного самоуправления, рамочной конвенции о

защите национальных меньшинств и других основополагающих документов СЕ

поможет действительно демократическому реформированию страны, защите прав

человека и гражданина. Предстоит ратификация этих документов

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

В-четвертых, как не парадоксально, но Совет Европы становится местом

сбора республик бывшего СССР (члены СЕ: Россия, Украина и Молдавия, страны

Балтии; имеются заявки на вступление от Белоруссии, Армении, Грузии и

Азербайджана), объективно способствует их интеграции в политическую,

правовую, экономическую и гуманитарную общность.

В-пятых, присоединение России к СЕ расширяет возможности для прямого

сотрудничества (в рамках Конгресса местных и региональных властей) между

регионами европейских стран-участниц СЕ и республик, краев и областей

СНГ».34

Остановимся и на интересах Совета Европы в принятии России.

«В узком смысле, т.е. собственно для Совета Европы как международной

организации, во-первых, прием России несомненно придает «второе дыхание»

Совету, открывает дополнительное поле деятельности для многочисленных

структур, в т.ч. парламентских (партийных) групп и комиссий ПАСЕ, Конгресса

__________________________________________________________________

34 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы

взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.63-70.

местных и региональных властей, Европейского Суда и Комиссии по правам

человека и т. д. и, конечно, аппарата СЕ.

Во-вторых, в рамках интеграции РФ в правовое пространство СЕ остается

злободневной проблемой оказание консультативной правовой помощи России в

разработке законодательных актов, соответствующих «стандартам Совета

Европы», проникновение на ее территорию различных европейских гуманитарных

фондов и структур, их влияние на духовный мир россиян и, конечно же,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.