Рефераты. Региональные международные организации как субъекты международного права






путем создания общего рынка специального оборудования и материально-

технического обеспечения, свободного движения капиталов для инвестиций в

атомные отрасли, а также путем свободного выбора места работы специалистами

внутри Сообщества;

установить с другими странами и международными организациями

всевозможные связи, содействующие прогрессу в мирном использовании атомной

энергии (ст.2).12

_________________________________________________________________

12 Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии от

25 марта 1957г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об

учреждении Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении

Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского

сообщества по атомной энергии. М. 1994. – с. 32.

Задачи, поставленные перед Евратомом должны были решаться через систему

органов. На момент подписания Договора этими органами были: Ассамблея,

Совет, Комиссия и суд.

Евратом достаточно успешно сыграл отведенную ему роль. Как справедливо

отмечалось в литературе, это Сообщество сумело пережить трудности роста, в

особенности мешавшие его развитию именно в первое десятилетие

существования, в затем и окрепнуть, постоянно расширяя свою деятельность.

Взаимоотношения стран внутри Евратома не раз изменялись. С самого

начала наибольшую заинтересованность в этом Сообществе проявляла Франция.

Другие страны также стремились извлечь пользу из возможности экономить

собственные средства за счет объединения усилий в области научных

исследований и строительства атомных электростанций. Пожалуй, нефтяной

кризис 60-х годов был временем «пик» для Евратома. Чернобыль же стал

отправной точкой критического пересмотра прежнего отношения к использованию

атомной энергии: усилилось внимание к вопросам безопасности, охраны

окружающей среды».13

«Безусловно, важнейшее и решающее значение для развития всего процесса

интеграции в Западной Европе имело создание европейского экономического

сообщества. ЕЭС представляло собой объединение общего, в значительной мере

универсального характера, которое охватывало такие важнейшие сферы

жизнедеятельности государств, как экономика и социальное развитие.

Именно Договор о ЕЭС определяет сущность и направленность европейской

интеграции. В нем изложены общие цели и принципы, которые характеризуют

деятельность всех трех Европейских сообществ.

Договор о Европейском экономическом сообществе сравнительно детально и

обстоятельно регулирует задачи и цели ЕЭС. Сообщество призвано обеспечить

гармоничное экономическое развитие, неуклонный, сбалансированный и

стабильный экономический рост, ускоренное повышение уровня жизни и

укрепление

__________________________________________________________________

13 Топорнин Б.Н. Европейское право. Уч-к / институт государства и права

РАН. – М.: ЮРИСТЪ, 1998, - с. 105-111.

связей между объединившимися государствами (ст. 2 Договора о ЕЭС).14

Решающим средством достижения этих целей должно было служить создание

«общего рынка» и реализация четырех свобод, обеспечивающих его формирование

и функционирование. К их числу отнесены свобода движения капиталов,

товаров, услуг и рабочей силы. Договор уточняет меры, необходимые для

построения «общего рынка» и реализация четырех свобод, а равно определяет

основные этапы такого строительства. В течение трех этапов – каждый по

четыре года с возможностью продления отдельных этапов, но при условии, что

в целом переходный период не превысит пятнадцати лет – надлежало создать

Таможенный союз, введя, таким образом, общую внешнюю таможенную границу и

ликвидировав таможенные границы и барьеры внутри Сообщества. Достижению

поставленных целей были подчинены также общие политики, осуществляемые в

рамках Сообществ, а равно система институтов Сообщества, условия и порядок

их деятельности.

Путем заключения специальных соглашений была создана единая система

институтов, охватывающая все три Сообщества. На основе Конвенции об общих

институтах, подписанной одновременно с Римскими договорами в 1957 г., были

созданы общие для всех Сообществ Парламентская Ассамблея и единый Суд.

Значительно больше времени понадобилось для решения вопроса об объединении

таких ведущих институтов, как Совет и Комиссия. Соответствующий Договор о

слиянии был подписан в 1965 г. и вступил в силу в 1967 г. Начиная с этого

периода в рамках Сообществ функционирует единая система институтов.

Реализация целей и задач, сформулированных в учредительных актах,

создавших Европейские сообщества, оказалась делом чрезвычайно трудным и

сложным. Уже примерно в 1968 г. в рамках ЕС было завершено создание

Таможенного союза, введен в действие общий таможенный тариф и в

определенной степени смягчены внутренние барьеры в рамках общего рынка на

пути свободного движе-

__________________________________________________________________

14 Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25

марта 1957 г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об

учреждении Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении

Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского

сообщества по атомной энергии. М. 1994. – с.48.

ния товаров. Однако последовавшие вскоре за этим серьезные потрясения в

валютно-финансовой сфере, вызванные, в частности, отменой золотого паритета

доллара, разразившийся в 70-е годы острый энергетический кризис резко

затормозили развитие интеграционных процессов.

Не менее сложной оказалась задача преодоления экономической стагнации.

Правда, опыт показал, сто за счет коллективных усилий возникшие

экономические и финансовые трудности удалось решить со значительно меньшими

затратами и более эффективно, чем в других странах. Это в значительной мере

сказалось на притягательности Европейских сообществ для других

западноевропейских государств и наряду с прочим стало одним из стимулов

расширения Европейских сообществ. В 1972 г. было подписано соглашение о

вступлении в ЕС Англии, Ирландии и Дании, в 1979 г. – о вступлении Греции,

в 1986 г. – Испании и Португалии. Безусловно, расширение численного состава

ЕС повысило удельный вес, роль и влияние Сообществ в современном мире.

Объединение усилий способствовало в определенной степени преодолению

экономических трудностей.

Вместе с тем вступление в состав Сообщества неодинаковых по уровню

экономического развития государств породило и новые весьма сложные

проблемы, связанные, в частности, с выравниванием уровней экономического

развития, с необходимостью оказания дополнительной помощи и поддержки

отсталым регионам в рамках Европейских сообществ.

Развитие Европейских сообществ выявило также необходимость дополнения

нарастающего экономического сотрудничества более тесным сотрудничеством и в

других областях. В рамках учредительного акта 1957 г. были приняты меры по

распространению юрисдикции Европейских сообществ на такие важные области,

как социальная политика и создание Европейского социального фонда,

региональное развитие и создание соответствующих структур, совместная

политика в области исследований, программа сотрудничества по охране

окружающей среды. Все больше и больше ощущалась необходимость более тесного

сотрудничества государств – членов ЕС в политической сфере, в утверждении

самобытности и идентичности Европейских сообществ на международной арене.

Все эти побудительные причины сыграли свою роль в решении о необходимости

внесения существенных изменений в Римские учредительные акты и в подготовке

к созданию Европейского Союза. Созванная в этих целях межправительственная

конференция подготовила проект нового учредительного акта, который получил

название Единого европейского акта. Он был подписан представителями всех

государств-членов в феврале 1986 г., должным образам ратифицирован на

основе национальных конституционных процедур и вступил в силу с 1 июля 1987

г.

В этом документе дана новая формулировка целей, стоящих перед

Европейским Сообществом, зафиксирована на договорном уровне тенденция к

расширению сферы ведения Европейских сообществ, намечена реструктуризация

институциональной системы, определены меры по гармонизации права ЕС и

национального права государств-членов, намечены в общих чертах контуры

создания Экономического и валютного союза, определены основные параметры

сотрудничества государств-членов во внешнеполитической сфере.

Единый европейский акт содействовал консолидации достижений Сообществ,

утверждению и расширению правовых начал в их деятельности. Он способствовал

активизации процесса интеграции, рационализации деятельности институтов

Сообществ, заложил в значительной мере предпосылки для перерастания

сотрудничества государств-членов в более тесный Экономический и валютный

союз, а равно и политический союз. Тем самым была намечена программа

дальнейшей эволюции, которая и подготовила переход к образованию

Европейского Союза».15

Договор об учреждении Европейского Союза (ЕС) был подписан в старинном

голландском городке Маастрихт 7 февраля 1992 г. и вступил в силу 1 ноября

1993 г. после ратификации всеми странами-участниками.

«Цели Союза и средства их достижения указаны в Маастрихтском договоре:

в экономическом плане – существование пространства без границ (т.е. без

государственных границ), наиболее полная связанность в области экономики в

социальной сфере, единая денежная система; в международном плане –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.