Рефераты. Региональные международные организации как субъекты международного права






проведение

__________________________________________________________________

15 Европейское право. Уч-к для ВУЗов /под общ. ред. д.ю.н., проф.

М.Л.Энтина – М.: изд. НОРМА, 2001. – с 14-23.

совместной внешней политики и политики совместной безопасности, т.е.

осуществляется политическое сотрудничество государств; установление единого

гражданства Союза; сотрудничество стран-участников в сфере юстиции и

внутренних дел; сохранение достигнутого уровня интеграции и его развитие.

Тремя «опорами» этой международной организации, таким образом, стали

существовавшие ранее три европейских Сообщества, образованные в 1951 и 1957

г.г., совместная внешняя политика и сотрудничество в области юстиции и

внутренних дел.

Названные три Сообщества имели и имеют сейчас после образования ЕС

общие главные органы – Европейский Совет, Совет Европейского Союза,

Комиссию, Европарламент и Суд, которые обладают юридической

самостоятельностью и компетенцией, вытекающими из соответствующих

учредительных международных соглашений.

В сферах внешней политики и области юстиции и внутренних дел

используется механизм межправительственного сотрудничества. Государства-

участники вырабатывают общие позиции по международным вопросам и

предпринимают «совместные действия».

Если сказать в двух словах о значении Маастрихтского договора 1992 г.,

то отношения между его участниками он сделал более политическими, установил

гражданство Союза, усилил роль Европейского парламента в принятии решений,

а также уточнил роль государств-участников в принятии и осуществлении

совместной политики.

Принцип отношений государств стал называться в этой сфере принципом

субсидарности. Он упомянут в преамбуле и ст. 2 Маастрихтского договора и

раскрыт в ст. 5 Договора об образовании Европейского сообщества «В

областях, которые не относятся к его исключительной компетенции, Сообщество

вмешивается в соответствии с принципом субсидарности, только когда и

поскольку предполагаемые цели не могут быть реализованы достаточным образом

государствами-членами и могут, следовательно, вследствие их масштабов

или результатов предполагаемых действий быть успешно осуществлены

на уровне

Сообщества».16

ЕС имеет общую территорию, в которую входят территории всех 15-ти

государств его участников. От третьих государств эта международная

организация отделена и общей экономической границей – общим таможенным

тарифом, отношения с ними регулируются общими нормами, обязательными для

всех 15-ти государств. В то же время Союз – вполне открытая организация:

ст.49 Договора устанавливает правила приема других государств.17

Названные в учредительных документах цели ЕС и Сообществ одновременно

указывают и направления, по которым производится вмешательство органов

Союза в деятельность государств – его участников. Для осуществления этих

щелей потребовалось создание новых юридических норм, было создано право,

называющиеся правом сообществ или коммунитарным правом. Задачами этого

права являются, во-первых, установление единообразных правил в областях,

отданных в непосредственное регулирование Сообществ, во-вторых,

«приспособление», «притирание» национального права стран-участниц таким

образом, чтобы оно не препятствовало выполнению задач Сообществ, не чинило

бы юридическими средствами помех экономическим и политическим агентам

государств-участников предпринимать какие-либо действия на общей

территории.

Первоначальными источниками права Сообществ, их своеобразными

«конституционными актами» являются названные договоры об учреждении

Сообществ; затем к ним добавился Единый европейский акт и Маастрихтский

договор.

Кроме первоначальных источников действуют соглашения и конвенции,

заключаемые членами этой международной организации. Существует значительное

число источников, носящих производный характер. Это – административные и

судебные акты, принимаемые органами ЕС. В Европейском сообществе имеются

__________________________________________________________________

16 Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25

марта 1957 г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об

учреждение Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении

Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского

сообщества по атомной энергии. М. 1994. – с. 49.

17 Договор о Европейском Союзе от 7 февраля 1992г.// Единый европейский

акт. Договор о Европейском Союзе, М. 1994. – с.38.

три формы актов административного характера – регламент, директива и

решение. Они принимаются Комиссией, а наиболее значительные из них –

Советом министров по предложению Комиссии. Кроме этого, существуют и

необязательные акты – заключения, рекомендации и резолюции. В решениях

Суда, образующих прецеденты, дается официальное толкование права Сообществ.

Суд разрабатывает также юридические концепции, признаваемые государствами-

участниками.

После образования Сообществ и создания ЕС страны-участницы в принципе

сохранили свой суверенитет (они могут выйти из этой международной

организации, свободны в установлении государственного бюджета, выборе

финансовой системы, самостоятельно входят в международные организации и

т.д.), хотя и вынуждены считаться с требованиями ЕС в областях, переданных

в ее ведение. Сам факт участия в Сообществах оказывает влияние на многие

отрасли национального права каждой страны, особенно на торговое,

банковское, таможенное, а в более широком плане – экономическое право.

Затрагивается при этом и конституционное право.

Условно можно выделить две сферы воздействия права Сообществ на

конституционное право:

а) непосредственное, влияющее на правовые отношения внутри страны;

б) косвенное – когда государственно-правовые институты страны вынуждены

считаться с требованиями Сообществ.

В свою очередь, право сообществ должно учитывать национальное право

государств-участников, а принимаемые органами Сообществ решения – влиять

или взаимодействовать с решениями национальных органов государственной

власти. Иными словами, право Сообществ приобрело национальный характер и

имеет одинаковые условия для применения во всех государствах-членах

Сообществ.

При реализации своей внутренней компетенции государства-участники

обязаны уважать общие принципы учредительных договоров и коммунитарное

право. Отношения между членами Сообществ и Сообществом в целом строятся как

бы на принципе административной опеки. В Договоре о Европейском сообществе

(абз. 2 ст. 10), заключенном в 1957 г., указывается, что государства-

участники воздерживаются от всех мер, могущих поставить под угрозу

осуществление целей договора. Эта статья позволяет органам Сообществ

рассматривать акты внутреннего права с точки зрения непротиворечия их

коммунитарному праву.

Учредительные договоры Сообществ не изменили компетенции

законодательных и исполнительных органов государств-участников. Каждое из

них имеет собственное законодательство. Верно, однако, и то, что это

законодательство не должно противоречить договорам о Сообществах. Если

такие имеются, то они должны быть устранены. Иными словами, государства-

члены в значительной степени и в весьма обширных областях деятельности

находятся в подчиненном положении по отношении к органам Сообществ,

утратили часть своей компетенции, и, прежде всего, свободу действий».18

Еще одно новшество – построение Экономического и валютного союза и

введение новой валютной единицы – евро. Несмотря на все сложности и

препятствия с 1 января 1999 г. 11 государств-членов Европейского Союза (из

15) ввели новую валютную единицу. Следствием этого стал переход одной из

важнейших сфер осуществления национального суверенитета в совместное

ведение стран-членов ЕС.

«Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения

параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-

членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений

была созвана межправительственная конференция, которая в сравнительно

короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в

Договор о Европейском Союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997

г. в Амстердаме. По месту своего подписания он получил наименование

Амстердамского договора.

Новый договор внес ряд существенных новелл в строительство

Европейского Союза. Они касаются таких концептуальных и практических

положений, как формула продвинутого сотрудничества, уточнение принципов

субсидиарности и

________________________________________________________________________

______

18 Конституции зарубежных государств: учебное пособие. – 3-е изд. – М.:

изд. БЕК, 2000. – с. 278-281.

пропорциональности, более четкое определение понятия общей политики и общих

действий Сообществ, уточнение сферы сотрудничества в области внешней

политики и безопасности. Заметно расширены положения, связанные с охраной и

защитой прав человека, в результате создания пространства свободы,

безопасности и законности, уточнены некоторые аспекты деятельности

институтов Европейского Союза, расширена сфера действия права ЕС за счет

мак называемой коммунитаризации ряда областей, которые в прошлом не входили

в ведение Сообществ, в следовательно не регулировались нормами права

Европейских сообществ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.