проведение
__________________________________________________________________
15 Европейское право. Уч-к для ВУЗов /под общ. ред. д.ю.н., проф.
М.Л.Энтина – М.: изд. НОРМА, 2001. – с 14-23.
совместной внешней политики и политики совместной безопасности, т.е.
осуществляется политическое сотрудничество государств; установление единого
гражданства Союза; сотрудничество стран-участников в сфере юстиции и
внутренних дел; сохранение достигнутого уровня интеграции и его развитие.
Тремя «опорами» этой международной организации, таким образом, стали
существовавшие ранее три европейских Сообщества, образованные в 1951 и 1957
г.г., совместная внешняя политика и сотрудничество в области юстиции и
внутренних дел.
Названные три Сообщества имели и имеют сейчас после образования ЕС
общие главные органы – Европейский Совет, Совет Европейского Союза,
Комиссию, Европарламент и Суд, которые обладают юридической
самостоятельностью и компетенцией, вытекающими из соответствующих
учредительных международных соглашений.
В сферах внешней политики и области юстиции и внутренних дел
используется механизм межправительственного сотрудничества. Государства-
участники вырабатывают общие позиции по международным вопросам и
предпринимают «совместные действия».
Если сказать в двух словах о значении Маастрихтского договора 1992 г.,
то отношения между его участниками он сделал более политическими, установил
гражданство Союза, усилил роль Европейского парламента в принятии решений,
а также уточнил роль государств-участников в принятии и осуществлении
совместной политики.
Принцип отношений государств стал называться в этой сфере принципом
субсидарности. Он упомянут в преамбуле и ст. 2 Маастрихтского договора и
раскрыт в ст. 5 Договора об образовании Европейского сообщества «В
областях, которые не относятся к его исключительной компетенции, Сообщество
вмешивается в соответствии с принципом субсидарности, только когда и
поскольку предполагаемые цели не могут быть реализованы достаточным образом
государствами-членами и могут, следовательно, вследствие их масштабов
или результатов предполагаемых действий быть успешно осуществлены
на уровне
Сообщества».16
ЕС имеет общую территорию, в которую входят территории всех 15-ти
государств его участников. От третьих государств эта международная
организация отделена и общей экономической границей – общим таможенным
тарифом, отношения с ними регулируются общими нормами, обязательными для
всех 15-ти государств. В то же время Союз – вполне открытая организация:
ст.49 Договора устанавливает правила приема других государств.17
Названные в учредительных документах цели ЕС и Сообществ одновременно
указывают и направления, по которым производится вмешательство органов
Союза в деятельность государств – его участников. Для осуществления этих
щелей потребовалось создание новых юридических норм, было создано право,
называющиеся правом сообществ или коммунитарным правом. Задачами этого
права являются, во-первых, установление единообразных правил в областях,
отданных в непосредственное регулирование Сообществ, во-вторых,
«приспособление», «притирание» национального права стран-участниц таким
образом, чтобы оно не препятствовало выполнению задач Сообществ, не чинило
бы юридическими средствами помех экономическим и политическим агентам
государств-участников предпринимать какие-либо действия на общей
территории.
Первоначальными источниками права Сообществ, их своеобразными
«конституционными актами» являются названные договоры об учреждении
Сообществ; затем к ним добавился Единый европейский акт и Маастрихтский
договор.
Кроме первоначальных источников действуют соглашения и конвенции,
заключаемые членами этой международной организации. Существует значительное
число источников, носящих производный характер. Это – административные и
судебные акты, принимаемые органами ЕС. В Европейском сообществе имеются
16 Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25
марта 1957 г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об
учреждение Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении
Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского
сообщества по атомной энергии. М. 1994. – с. 49.
17 Договор о Европейском Союзе от 7 февраля 1992г.// Единый европейский
акт. Договор о Европейском Союзе, М. 1994. – с.38.
три формы актов административного характера – регламент, директива и
решение. Они принимаются Комиссией, а наиболее значительные из них –
Советом министров по предложению Комиссии. Кроме этого, существуют и
необязательные акты – заключения, рекомендации и резолюции. В решениях
Суда, образующих прецеденты, дается официальное толкование права Сообществ.
Суд разрабатывает также юридические концепции, признаваемые государствами-
участниками.
После образования Сообществ и создания ЕС страны-участницы в принципе
сохранили свой суверенитет (они могут выйти из этой международной
организации, свободны в установлении государственного бюджета, выборе
финансовой системы, самостоятельно входят в международные организации и
т.д.), хотя и вынуждены считаться с требованиями ЕС в областях, переданных
в ее ведение. Сам факт участия в Сообществах оказывает влияние на многие
отрасли национального права каждой страны, особенно на торговое,
банковское, таможенное, а в более широком плане – экономическое право.
Затрагивается при этом и конституционное право.
Условно можно выделить две сферы воздействия права Сообществ на
конституционное право:
а) непосредственное, влияющее на правовые отношения внутри страны;
б) косвенное – когда государственно-правовые институты страны вынуждены
считаться с требованиями Сообществ.
В свою очередь, право сообществ должно учитывать национальное право
государств-участников, а принимаемые органами Сообществ решения – влиять
или взаимодействовать с решениями национальных органов государственной
власти. Иными словами, право Сообществ приобрело национальный характер и
имеет одинаковые условия для применения во всех государствах-членах
Сообществ.
При реализации своей внутренней компетенции государства-участники
обязаны уважать общие принципы учредительных договоров и коммунитарное
право. Отношения между членами Сообществ и Сообществом в целом строятся как
бы на принципе административной опеки. В Договоре о Европейском сообществе
(абз. 2 ст. 10), заключенном в 1957 г., указывается, что государства-
участники воздерживаются от всех мер, могущих поставить под угрозу
осуществление целей договора. Эта статья позволяет органам Сообществ
рассматривать акты внутреннего права с точки зрения непротиворечия их
коммунитарному праву.
Учредительные договоры Сообществ не изменили компетенции
законодательных и исполнительных органов государств-участников. Каждое из
них имеет собственное законодательство. Верно, однако, и то, что это
законодательство не должно противоречить договорам о Сообществах. Если
такие имеются, то они должны быть устранены. Иными словами, государства-
члены в значительной степени и в весьма обширных областях деятельности
находятся в подчиненном положении по отношении к органам Сообществ,
утратили часть своей компетенции, и, прежде всего, свободу действий».18
Еще одно новшество – построение Экономического и валютного союза и
введение новой валютной единицы – евро. Несмотря на все сложности и
препятствия с 1 января 1999 г. 11 государств-членов Европейского Союза (из
15) ввели новую валютную единицу. Следствием этого стал переход одной из
важнейших сфер осуществления национального суверенитета в совместное
ведение стран-членов ЕС.
«Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения
параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-
членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений
была созвана межправительственная конференция, которая в сравнительно
короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в
Договор о Европейском Союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997
г. в Амстердаме. По месту своего подписания он получил наименование
Амстердамского договора.
Новый договор внес ряд существенных новелл в строительство
Европейского Союза. Они касаются таких концептуальных и практических
положений, как формула продвинутого сотрудничества, уточнение принципов
субсидиарности и
________________________________________________________________________
______
18 Конституции зарубежных государств: учебное пособие. – 3-е изд. – М.:
изд. БЕК, 2000. – с. 278-281.
пропорциональности, более четкое определение понятия общей политики и общих
действий Сообществ, уточнение сферы сотрудничества в области внешней
политики и безопасности. Заметно расширены положения, связанные с охраной и
защитой прав человека, в результате создания пространства свободы,
безопасности и законности, уточнены некоторые аспекты деятельности
институтов Европейского Союза, расширена сфера действия права ЕС за счет
мак называемой коммунитаризации ряда областей, которые в прошлом не входили
в ведение Сообществ, в следовательно не регулировались нормами права
Европейских сообществ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12