Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Позднее к ним добавились Великобритания,
Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия и Швеция.
Учредительными документами организации по безопасности и сотрудничеству
в Европе являются Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 году,
Хартия для Новой Европы и дополнительный документ к ней, принятые в Париже
в 1990 г., Декларация «Вызов времени перемен» и пакет решений по структуре
и основным направлениям деятельности ОБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 г.,
а также решения Будапештского совещания в верхах 1994г. В соответствии с
этими решениями Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)
было преобразовано в Организацию по Безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ), уточнены ее цели, усовершенствована структура.
В формировании СБСЕ наряду с европейскими государствами участвовали
Соединенные Штаты Америки и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все
без исключения государства Европы, две североамериканские страны и все
бывшие союзные республики СССР, с том числе среднеазиатские республики и
Казахстан, что, очевидно, не разрушаем европейской основы ОБСЕ, поскольку
здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства
соответствующих государств.
1.2. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ.
Международная организация, создаваемая государствами для выполнения
конкретных целей и задач, наделяется или зафиксированной в учредительном
акте определенной компетенцией, в которую включается как круг проблем,
которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого
полномочия.
«Целями Содружества Независимых Государств являются: осуществление
сотрудничества в политической, экономической, культурной и иных областях;
создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных
свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного
права; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении
международного мира и безопасности, взаимная правовая помощь; мирное
разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2
Устава СНГ). 4
В Уставе (ст.4) признается наличие интересов Содружества в целом и
определяются сферы совместной деятельности: обеспечение прав и основных
свобод человека; координация внешнеполитической деятельности;
сотрудничество в формировании и развитии общего экономического
пространства, общеевропейского и евразийского рынков и др.
Высшим органом Содружества является Совет глав государств, в котором на
высшем уровне представлены все государства-участники (ст. 21). Совет
уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с
деятельностью участников СНГ в сфере их общих интересов.
Совет глав правительств координирует сотрудничество органов
исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах
общих интересов (ст. 22).
Решения обоих Советов принимаются консенсусом. Любое государство может
заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно
препятствовать принятию решения.
Третьим органом является Совет министров иностранных дел, действующий
на основе решений вышеназванных Советов (ст.27). Он осуществляет
координацию внешнеполитической деятельности государств-членов.
Особое место занимает Экономический суд, задачей которого является
обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках СНГ.
Согласно ст. 2 Хартии, целями Организации Африканского единства
являются: укрепление солидарности и единства Африканских государств;
координация и укрепление сотрудничества между ними в таких областях, как
политика, дипломатия, экономика, культура, оборона и безопасность, защита
их суверенитета,
------------------------------------------------------------------------
--------------------------
4 Устав Содружества независимых государств от 22 января 1993 г. //
Международное право в документах: учебное пособие (сост.: Н.Т.Блатова,
Г.М.Мелков), 3-е изд., перераб. и доп.- М., 2002. – с.284.
территориальной целостности и независимости; уничтожение всех видов
колонизации на Африканском континенте 5 (впервые в мире провозглашено).
Для достижения этих целей Организация должна действовать с соответствии
с общепризнанными принципами международного права и специальных, отражающих
ее специфику: осуждение убийств по политическим мотивам и подрывной
деятельности, безоговорочная приверженность делу полного освобождения еще
зависимых Африканских территорий; провозглашение политики неприсоединения к
любым блокам (ст. 3 Хартии).
Высшим органом является Ассамблея глав государств и правительств,
которая правомочна рассматривать вопросы, представляющие общий интерес для
всей Африки, с целью координации и согласования общей политики организации,
а также пересматривать структуру, функции и действия всех органов ОАЕ.
Решение по процедурным принимается простым большинством голосов, по
всем остальным – 2/3. Каждое государство имеет один голос».6
«В настоящее время право Европейского Союза выступает в качестве
единого нормативного регулятора общественных отношений на территории 15
государств Западной Европы, «связывает» поведение и деятельность органов
государственной власти и институтов гражданского общества свыше 300 млн.
граждан, причем не только в экономической (как принято иногда считать), но
и во многих других областях образования, научных исследований и др. При
этом источники и нормы права Европейского Союза имеют высшую юридическую
силу по сравнению с законодательством государств-членов; непосредственно
наделяют граждан (и юридических лиц) правами и обязанностями, защита
которых возлагается прежде всего на судебные органы государств – членов
европейского Союза.
Европейский Союз имеет особую правовую природу, поскольку был создан на
основе Европейского Экономического Сообщества в форме международной
________________________________________________________________________
______________________________
5 Хартия Организации Африканского Единства от 25 мая 1963 г. //
Организация Африканского Единства (история создания и деятельности).
Сборник документов. М., «Наука», 1970. – с.36.
6 Международное право: учебник. изд. 2-е, доп. и перераб., отв. ред.
Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М., междун.-е отнош.-я, 1998, с.229-235.
(межгосударственной) организации и по характеру своей компетенции,
порядку формирования и деятельности руководящих органов выступает
наднациональной (надгосударственной) организацией политической власти,
которая обладает реальными полномочиями, вытекающими из ограничения
суверенитета или передачи компетенции от государства к институтам
европейского Союза. Европейский Союз, сохраняя в своем устройстве элементы
международной организации, обладает многими федеративными чертами».7
«Совет Европы, в отличие от Европейского Союза, с одной стороны,
объединяет в своем составе большее количество стран и населения,
проживающего на его территории. В поле его деятельности находятся в т.ч. и
страны Центральной и Восточной Европы, Российская Федерация. С другой
стороны – Совет Европы, отражает несколько иную, в отличие от Европейского
Союза степень интеграции государств-членов со всеми вытекающими отсюда
последствиями (иная компетенция руководящих органов, отсутствие федеральных
черт, степень влияния на политическую, экономическую, духовную жизнь стран
и т.д.). Он также имеет свою ярко выраженную сферу деятельности – защита
прав и свобод человека, национальных меньшинств, развитие самоуправления
граждан, приграничного сотрудничества и социальное измерение».8
Основные цели ОБСЕ – создание условий по обеспечению длительного мира,
сотрудничество в области безопасности, разоружение, предотвращение
конфликтных ситуаций, экономики, культуры, прав и свобод человека и др.
Принципы ОБСЕ закреплены в Декларации принципов, явившейся составной частью
Хельсинского Заключительного акта.
Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств,
созываемое регулярно каждые две года. На встречах в верхах устанавливаются
приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне.
Центральным руководящим органом ОБСЕ является Совет министров (ранее
__________________________________________________________________
7 Основы права Европейского Союза: Учебное пособие / Под ред. проф.
Кашкина С.Ю. – М. 1997. – с.4.
8 Глотов В.А. Россия и Совет Европы: Политико-правовые проблемы
взаимодействия. – Краснодар.: «Сов. Кубань», 1998. – с.111.
Совет СБСЕ), состоящий из министров иностранных дел и несущий
ответственность за принятие решений.
Руководящий совет собирается на уровне директоров политических
департаментов или на соответствующем ему уровне. Он призван обсуждать и
формулировать принципы политического и общего бюджетного характера.
Постоянный совет – основной орган в структуре ОБСЕ для ведения
политических консультаций и принятия текущих решений. Совет состоит из
постоянных представителей государств-участников.
Общее руководство оперативной деятельностью возлагается на действующего
председателя, каковым является министр иностранных дел страны, принимавшей
последнее заседание Совета министров. Срок его полномочий – один
календарный год.
Из других органов следует отметить Парламентскую ассамблею, состоящую
из представителей всех стран-членов ОБСЕ. В ее компетенцию входят
обсуждение и оценка деятельности ОБСЕ, регулярное информирование
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12