Рефераты. Региональные международные организации как субъекты международного права






Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Позднее к ним добавились Великобритания,

Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия и Швеция.

Учредительными документами организации по безопасности и сотрудничеству

в Европе являются Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 году,

Хартия для Новой Европы и дополнительный документ к ней, принятые в Париже

в 1990 г., Декларация «Вызов времени перемен» и пакет решений по структуре

и основным направлениям деятельности ОБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 г.,

а также решения Будапештского совещания в верхах 1994г. В соответствии с

этими решениями Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)

было преобразовано в Организацию по Безопасности и сотрудничеству в Европе

(ОБСЕ), уточнены ее цели, усовершенствована структура.

В формировании СБСЕ наряду с европейскими государствами участвовали

Соединенные Штаты Америки и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все

без исключения государства Европы, две североамериканские страны и все

бывшие союзные республики СССР, с том числе среднеазиатские республики и

Казахстан, что, очевидно, не разрушаем европейской основы ОБСЕ, поскольку

здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства

соответствующих государств.

1.2. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ.

Международная организация, создаваемая государствами для выполнения

конкретных целей и задач, наделяется или зафиксированной в учредительном

акте определенной компетенцией, в которую включается как круг проблем,

которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого

полномочия.

«Целями Содружества Независимых Государств являются: осуществление

сотрудничества в политической, экономической, культурной и иных областях;

создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных

свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного

права; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении

международного мира и безопасности, взаимная правовая помощь; мирное

разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2

Устава СНГ). 4

В Уставе (ст.4) признается наличие интересов Содружества в целом и

определяются сферы совместной деятельности: обеспечение прав и основных

свобод человека; координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического

пространства, общеевропейского и евразийского рынков и др.

Высшим органом Содружества является Совет глав государств, в котором на

высшем уровне представлены все государства-участники (ст. 21). Совет

уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с

деятельностью участников СНГ в сфере их общих интересов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов

исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах

общих интересов (ст. 22).

Решения обоих Советов принимаются консенсусом. Любое государство может

заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно

препятствовать принятию решения.

Третьим органом является Совет министров иностранных дел, действующий

на основе решений вышеназванных Советов (ст.27). Он осуществляет

координацию внешнеполитической деятельности государств-членов.

Особое место занимает Экономический суд, задачей которого является

обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках СНГ.

Согласно ст. 2 Хартии, целями Организации Африканского единства

являются: укрепление солидарности и единства Африканских государств;

координация и укрепление сотрудничества между ними в таких областях, как

политика, дипломатия, экономика, культура, оборона и безопасность, защита

их суверенитета,

------------------------------------------------------------------------

--------------------------

4 Устав Содружества независимых государств от 22 января 1993 г. //

Международное право в документах: учебное пособие (сост.: Н.Т.Блатова,

Г.М.Мелков), 3-е изд., перераб. и доп.- М., 2002. – с.284.

территориальной целостности и независимости; уничтожение всех видов

колонизации на Африканском континенте 5 (впервые в мире провозглашено).

Для достижения этих целей Организация должна действовать с соответствии

с общепризнанными принципами международного права и специальных, отражающих

ее специфику: осуждение убийств по политическим мотивам и подрывной

деятельности, безоговорочная приверженность делу полного освобождения еще

зависимых Африканских территорий; провозглашение политики неприсоединения к

любым блокам (ст. 3 Хартии).

Высшим органом является Ассамблея глав государств и правительств,

которая правомочна рассматривать вопросы, представляющие общий интерес для

всей Африки, с целью координации и согласования общей политики организации,

а также пересматривать структуру, функции и действия всех органов ОАЕ.

Решение по процедурным принимается простым большинством голосов, по

всем остальным – 2/3. Каждое государство имеет один голос».6

«В настоящее время право Европейского Союза выступает в качестве

единого нормативного регулятора общественных отношений на территории 15

государств Западной Европы, «связывает» поведение и деятельность органов

государственной власти и институтов гражданского общества свыше 300 млн.

граждан, причем не только в экономической (как принято иногда считать), но

и во многих других областях образования, научных исследований и др. При

этом источники и нормы права Европейского Союза имеют высшую юридическую

силу по сравнению с законодательством государств-членов; непосредственно

наделяют граждан (и юридических лиц) правами и обязанностями, защита

которых возлагается прежде всего на судебные органы государств – членов

европейского Союза.

Европейский Союз имеет особую правовую природу, поскольку был создан на

основе Европейского Экономического Сообщества в форме международной

________________________________________________________________________

______________________________

5 Хартия Организации Африканского Единства от 25 мая 1963 г. //

Организация Африканского Единства (история создания и деятельности).

Сборник документов. М., «Наука», 1970. – с.36.

6 Международное право: учебник. изд. 2-е, доп. и перераб., отв. ред.

Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М., междун.-е отнош.-я, 1998, с.229-235.

(межгосударственной) организации и по характеру своей компетенции,

порядку формирования и деятельности руководящих органов выступает

наднациональной (надгосударственной) организацией политической власти,

которая обладает реальными полномочиями, вытекающими из ограничения

суверенитета или передачи компетенции от государства к институтам

европейского Союза. Европейский Союз, сохраняя в своем устройстве элементы

международной организации, обладает многими федеративными чертами».7

«Совет Европы, в отличие от Европейского Союза, с одной стороны,

объединяет в своем составе большее количество стран и населения,

проживающего на его территории. В поле его деятельности находятся в т.ч. и

страны Центральной и Восточной Европы, Российская Федерация. С другой

стороны – Совет Европы, отражает несколько иную, в отличие от Европейского

Союза степень интеграции государств-членов со всеми вытекающими отсюда

последствиями (иная компетенция руководящих органов, отсутствие федеральных

черт, степень влияния на политическую, экономическую, духовную жизнь стран

и т.д.). Он также имеет свою ярко выраженную сферу деятельности – защита

прав и свобод человека, национальных меньшинств, развитие самоуправления

граждан, приграничного сотрудничества и социальное измерение».8

Основные цели ОБСЕ – создание условий по обеспечению длительного мира,

сотрудничество в области безопасности, разоружение, предотвращение

конфликтных ситуаций, экономики, культуры, прав и свобод человека и др.

Принципы ОБСЕ закреплены в Декларации принципов, явившейся составной частью

Хельсинского Заключительного акта.

Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств,

созываемое регулярно каждые две года. На встречах в верхах устанавливаются

приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне.

Центральным руководящим органом ОБСЕ является Совет министров (ранее

__________________________________________________________________

7 Основы права Европейского Союза: Учебное пособие / Под ред. проф.

Кашкина С.Ю. – М. 1997. – с.4.

8 Глотов В.А. Россия и Совет Европы: Политико-правовые проблемы

взаимодействия. – Краснодар.: «Сов. Кубань», 1998. – с.111.

Совет СБСЕ), состоящий из министров иностранных дел и несущий

ответственность за принятие решений.

Руководящий совет собирается на уровне директоров политических

департаментов или на соответствующем ему уровне. Он призван обсуждать и

формулировать принципы политического и общего бюджетного характера.

Постоянный совет – основной орган в структуре ОБСЕ для ведения

политических консультаций и принятия текущих решений. Совет состоит из

постоянных представителей государств-участников.

Общее руководство оперативной деятельностью возлагается на действующего

председателя, каковым является министр иностранных дел страны, принимавшей

последнее заседание Совета министров. Срок его полномочий – один

календарный год.

Из других органов следует отметить Парламентскую ассамблею, состоящую

из представителей всех стран-членов ОБСЕ. В ее компетенцию входят

обсуждение и оценка деятельности ОБСЕ, регулярное информирование

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.