Вместе с тем некоторые вопросы, подлежавшие рассмотрению в ходе
подготовки Амстердамского договора, решены не были. В частности, это
относится к попыткам реформы институциональной структуры Союза, которая
была осуществлена только фрагментарно и весьма робко, с отнесением более
кардинальных решений на будущее.
Амстердамский договор, как и любой другой учредительный акт, был
передан на ратификацию государствам-членам. Процесс ратификации был
завершен в первой половине 1999 г., и с мая этого года данный Договор,
вносящий ряд существенных изменений в структуру и порядок функционирования
Сообществ и Союза, введен в действие. Важно, однако, подчеркнуть, сто
создание и эволюция Европейского Союза не означают исчезновение или просто
поглощение Европейских сообществ. Все три Европейских сообщества продолжают
существовать как самостоятельные интеграционные объединения, одновременно
участвующие в Европейском Союзе».19
«Европейский союз давно хотел иметь систему защиты прав человека,
подобную той, что закреплена европейской Конвенцией о защите прав человека
и основных свобод (далее – Конвенция или ЕКПЧ). В 1989 году Европарламент
сформулировал обширный каталог основных свобод. Но обе эти попытки в свое
время к успеху не привели.
__________________________________________________________________
19 Европейское право. Учебник для ВУЗов / под общ.ред. д.ю.н., проф.
М.Л. Энтина. - М.: изд. НОРМА, 2001. - с.13-14.
В июне 1999 г. на встрече в г. Кельне Европейский совет принял решение
о разработке Хартии основных прав. Тем самым фактически была предпринята
третья попытка Евросоюза подготовить текст такого документа.
7 декабря 2000 г. в Ницце на саммите государств – членов ЕС Хартия
основных прав Европейского союза была провозглашена.
Хартия подразделяется на 7 глав и содержит 54 статьи. Глава 1 получила
название «Достоинство». Она содержит 5 статей и начинается с констатации
того, что «человеческое достоинство неразделимо» и «должно уважаться и
защищаться». Возможно, в этом заключается смысл всех существующих основных
прав, а также прав человека. Другие главы носят названия: «Свобода» (14
статей), «Равенство» (7 статей), «Солидарность» (12 статей), «Права
граждан» (8 статей), «Правосудие» (4 статьи) и «Общие положения» (4
статьи).
Характеризуя права, содержащиеся в Хартии, можно сказать следующее:
помимо общих положений, права, содержащиеся в Хартии, относятся прежде
всего к гражданским и политическим правам. Они во многом похожи на те
права, которые перечислены в Европейской социальной ЕКПЧ. В ней есть также
социальные, экономические и культурные права, во многом схожие с теми,
которые перечислены в Европейской социальной хартии, принятой в 1960 году,
и ее редакции от 1996 года. И наконец, в Хартию входят права, специально
зарезервированные для граждан Европейского союза. Это последняя часть прав
не распространяется на всех лиц, а только на тех из них, которые являются
гражданами одного из государств-членов ЕС».20
2.2. ОРГАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.
Главными органами Европейского союза являются: Европейский Совет, Совет
Европейского союза, Европейский парламент, Европейская Комиссия и Суд
Европейских сообществ.
_________________________________________________________________
20 Крюгер Х.К. 2 шага по пути к Конституции Европы. - // Российская
Юстиция – 2001 - №10 – с.57.
Европейский Совет.
«Европейский совет – высший орган политического руководства Европейских
сообществ и Европейского Союза. В его состав входят главы государств и /
или правительств стран-членов, возглавляющих исполнительную ветвь власти, а
равно Председатель Европейской Комиссии. Европейский Совет решает вопросы,
связанные с переходом к тому или иному этапу развития, принимает решения,
особо необходимые для разработки и введения новых учредительных актов,
созыва межправительственных конференций, рассматривает и одобряет (или ре
одобряет) намечаемые программы развития, решает конкурентные вопросы,
связанные с приемом новых членов, определяет общие ориентиры
экономического, социального и финансового развития Союза, рассматривает
вопросы, связанные с формированием Европейской Комиссии, осуществляет
руководство внешней политикой и политикой безопасности, направляет и
контролирует осуществление сотрудничества полицией и судов в уголовно-
правовой сфере.
Заседания Европейского Совета собираются не менее двух раз в год.
Возможен также созыв внеочередных сессий. Именно на этих заседаниях
принимаются наиболее важные решения, которые дают необходимый импульс
развитию и определяют общие политические ориентиры, коим следуют Сообщества
и Союз. Председательствует глава государства или правительства той страны,
которая в соответствии с учредительными договорами осуществляет в данный
период председательствование в Совете. Соответственно заседания
Европейского Совета по общему правилу проходят на территории той страны, к
которой принадлежит председательствующий в Европейском Совете. Он же
обеспечивает созывы заседаний Европейского Совета, как очередных, так и
внеочередных, а равно подготовку всех необходимых документов и материалов.
Для того, чтобы исключить возможность возникновения серьезных
разногласий, было установлено правило, согласно которому решение даже при
отсутствии голосования «против» не может быть принято, если заявление об
отказе от поддержки сделали представители государств, обладающих не менее
чем 1/3 взвешенных голосов при голосовании в Совете. На практике
Европейский Совет предпочитает принимать решение не просто на основе
применения принципа единогласия, но путем консенсуса, то есть в результате
соглашения и согласия всех его членов.
По мере расширения сотрудничества государств-членов в политической
сфере, особенно в области внешней политики и безопасности, активность и
воздействие решений Европейского Совета заметно возрастают. Именно
Европейский Совет все в большей степени начинает выполнять функции своего
рода коллективного главы Европейского Союза.
Совет Европейского Союза.
Совет – это важный политический институт, который призван обеспечить
согласование национальных интересов государств-членов с выполнением задач и
целей, стоящий перед интеграционным объединением.
С состав Совета входят полномочные представители правительств
государств-членов, наделенные в силу своего положения правом участвовать в
принятии решений, обязывающих представляемые ими государства. Совет не
знает единого или единообразного представительства. Многообразие функций
Совета и разнообразие решаемых проблем и вопросов вызывают необходимость
созыва Совета на уровне наиболее компетентных в той или иной области
министров.
Совет наделен исключительно широкими полномочиями. В обобщенном виде
они изложены в статье 145 Договора о ЕС. Совет обеспечивает координацию
общей экономической политики государств-членов. Он наделен правом принятия
обязательных решений, а также может делегировать полномочия по исполнению
этих решений Комиссии. Он ведает вопросами финансовой политики. Он наделен
полномочиями в сфере общей внешней политики безопасности, руководить
сотрудничеством в области борьбы с преступностью, обеспечивая координацию
действий полиции и сотрудничество в области судопроизводства.
Если к сказанному о полномочиях Совета добавить, что именно этому
институту принадлежит право принятия нормативно-правовых актов,
обязательных к исполнению всеми субъектами европейского права, то
становится очевидным, сто роль Совета действительно весьма велика. Именно
Совет принимает наиболее важные и значимые обязательные решения.
Порядок принятия решений зависит от их содержания и значимости.
Согласно учредительным договорам решения в Совете должны приниматься
большинством голосов. Эта формула, существующая с момента подписания
Римских договоров 1957 г., не отражает реалии. Только вопросы процедурного
характера, носящие преимущественно второстепенный и технический характер,
решаются простым большинством голосов. Что касается остальных вопросов, то
в зависимости от постановлений учредительных договоров или дополняющих их
нормативно-правовых актов решения по ним принимаются либо на основе
принципа единогласия, либо квалифицированным большинством голосов. При
применении принципа единогласия каждое государство-член имеет в Совете один
голос, голосование против хотя бы одного из членов Совета воздерживается
при голосовании, это не препятствует признанию данного акта одобренным
единогласно.
Весьма важную роль в подготовке и реализации решений Совета играет
специализированный аппарат, призванный обеспечивать его работу. Одним из
таких наиболее важных вспомогательных органов является Комитет постоянных
представителей (для его обозначения часто используют аббревиатуру от
французского – Корепер). Каждое государство-член Союза имеет свое
постоянное представительство, аккредитованное в Брюсселе. Постоянные
представители государств-членов в ранге посла образуют в своей совокупности
Комитет постоянных представителей. В рамках этого Комитета обсуждаются,
рассматриваются и утверждаются проекты почти всех решений, принимаемых
Советом. Наиболее важные вопросы обсуждаются самими постоянными
представителями.
Европейская Комиссия.
Европейская Комиссия (ЕК) – ведущий институт Европейских сообществ и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12