Рефераты. Региональные международные организации как субъекты международного права






Европейского Союза. Комиссия воплощает в себе наднациональное начало в

европейском строительстве.

Порядок формирования Комиссии претерпел существенные изменения с

созданием Европейского Союза. Назначение Председателя и членов Комиссии

осуществляется государствами-членами Европейского Союза. Всего по состоянию

на конец 1999 г. в Комиссию входило 20 членов. Пять государств –

Великобритания, Германия, Испания, Италия и Франция – имели по два места, а

остальные 10 – по одному месту.

Комиссия и ее члены назначаются сроком на 5 лет. Каждый член Комиссии

(Комиссар) возглавляет определенное направление деятельности и руководит

работой соответствующих административных служб.

Статья 155 Договора о ЕС выделяет четыре главных полномочия Европейской

Комиссии. Во-первых, она обеспечивает осуществление учредительных

договоров, равно как и иных нормативно-правовых актов, принятых институтами

ЕС во исполнение и применение последних. Во-вторых, она высказывает

рекомендации и дает заключение по всем вопросам, составляющим предмет

учредительных договоров. В-третьих, Комиссия обладает собственной

распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими

институтами, прежде всего Советом и Парламентом. В-четвертых, Комиссия

обеспечивает исполнение решений, принятых Советом в рамках его компетенции,

исполнение которых возлагается на Комиссию.21

Одно из важнейших полномочий Комиссии состоит в том, что именно она

наделена правом законодательной инициативы. По общему правилу все основные

нормативно-правовые акты, принимаемые Советом и Советом совместно с

Парламентом, рассматриваются на основе предложений, вносимых Комиссией.

Комиссия – это тот институт, который осуществляет повседневное

оперативное управление делами Сообществ и отчасти Союза и без участия

которой практически не принимается ни одно важное решение, обязывающее

Сообщества.

Европейский парламент.

Европейский парламент чаще всего характеризуют как представительный

орган Европейских сообществ и Европейского Союза. Эта формулировка

основывается прежде всего на положениях ст. 137 Договора о ЕС. Согласно

данному постановлению Европейский парламент состоит из представителей

народов госу -

_______________________________________________________________

21 Договор о Европейском Союзе от 7февраля 1992 г. // Единый

Европейский Акт. Договор о Европейском Союзе. М. 1994. – с.70.

дарств-членов, объединенных в Сообществе.

Европейский парламент – преимущественно консультативный орган и в

системе институтов Союза по своей значимости далеко уступает Совету и

Комиссии.

Согласно ст.198 Договора о ЕС «представители народов государств,

объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым

всеобщим голосованием». 22

Ряд существенных уточнений в порядок избрания депутатов Европейского

Парламента был внесен Договором о Европейском Союзе. Общее определение

круга лиц, участвующих в голосовании и наделяемых правом избирать и быть

избранным в Европейский парламент, соотнесено этим Договором с состоянием в

гражданстве Европейского Союза. Напомним, что гражданами Европейского Союза

являются все лица, состоящие в гражданстве государств-членов. Новелла

заключается прежде всего в том, сто правом избирать и быть избранным

граждане Союза наделяются независимо от место их проживания на территории

Союза. Это означает, что гражданин Франции, проживающий на территории

Италии и состоящий в гражданстве Европейского Союза, пользуется правом

избирать и быть избранным на тех же основаниях, что и граждане страны его

проживания.

Каждое государство – член Европейского Союза обладает в Европейском

парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего

численности его населения. Места распределяются следующим образом: ФРГ –

99; Франция, Италия и Великобритания – по 87; Испания – 64; Нидерланды –

31; Бельгия, Греция и Португалия – по 25; Швеция – 22; Австрия – 21; Дания

и Финляндия – по 16; Ирландия – 15; Люксембург – 6. Приведенные цифры

подтверждают, что предоставленная квота мест в Европейском парламенте не

вполне адекватна численности населения страны. Так, например,

представительство в Парламенте со стороны Великобритании, составляющее 87

мандатов, оказывается в 15 раз ниже нормы представительства Люксембурга,

располагающего шестью мандатами.

__________________________________________________________________

22 Договор о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г. // Единый

Европейский акт. Договор о Европейском союзе. М. 1994. – с.82.

Европейский парламент обладает полномочиями, которые традиционно

присущи парламентским учреждениям в современных государствах. Это, во-

первых, законодательные полномочия, во-вторых, вотирование бюджета и отчета

о его исполнении, в-третьих, контроль за деятельностью органов управления,

в-четвертых, осуществление внешнеполитических полномочий.

1.Законодательные полномочия.

Согласно ст. 137 Европейский парламент «осуществляет функции

консультации и контроля».

На начальных этапах существования Европейских сообществ Парламент

обычно лишь информировался, и в очень редких случаях запрашивалось его

консультативное мнение по вопросам принятия нормативно-правовых актов. В

настоящее время такая процедура, как простое информирование Парламента, уже

перестает играть самостоятельную роль, а сохранившаяся консультативная

процедура претерпела определенные изменения. Достаточно напомнить, что в

учредительных актах, посвященных Европейскому Союзу, содержится прямое

указание Комиссии и Совету принимать в внимание мнение Парламента,

высказанное в ходе консультативной процедуры. Конечно, само по себе

сохранение этой процедуры все еще дает основание говорить о том, что

Парламент во многих случаях не может оказывать реального воздействия на

процесс принятия законодательных решений.

2. Бюджетные полномочия.

Проект, как уже отмечалось, подготавливается Комиссией и

рассматривается и вносится в Парламент Советом. Парламенту предоставляется

право как обсуждения законопроекта в целом, так и внесения поправок.

Практически Европейский парламент лишен возможности сколько-нибудь

существенно пересматривать доходную и расходную часть бюджета и не обладает

правом внесения своего собственного законопроекта по финансам. Парламенту

предоставлено право лишь принять или отклонить проект бюджета в целом. В

последнем случае Комиссия и Совет обязаны внести новый проект бюджета на

утверждение Парламента.

3. Контрольные полномочия.

Европейский парламент осуществляет в довольно широких пределах контроль

за деятельностью Комиссии. Формы и методы этого парламентского контроля

более или менее традиционны и схожи с теми, которыми пользуются

национальные парламенты. Это, во-первых, право на информацию. Совет и

Комиссия обязаны представлять Европейскому парламенту доклады по итогам

деятельности этих институтов, а также итоговый годовой доклад о

деятельности Европейского Союза.

Вторая наиболее распространенная форма контроля за деятельностью

Комиссии и Совета – это устные и письменные вопросы. Активность

парламентариев в этом отношении довольно высока. Достаточно сказать, что в

1998 г. было задано 5573 парламентских вопроса, из которых 4014 составили

письменные вопросы.

4. Внешнеэкономические полномочия.

Во внешнеэкономических отношениях у Европейского парламента лишь

консультативные полномочия.

На практике Европейский парламент участвует в осуществлении

внешнеполитических функций не столько за счет наделения его правом

вынесения самостоятельных решений, сколько путем довольно активного

обсуждения различных проблем международного развития или ситуаций,

складывающихся в отдельных районах мира, непосредственно на своих пленарных

заседаниях.

Суд Европейских сообществ.

Суд Европейских сообществ занимает особое место в системе институтов

Европейского Союза. В отличие от них, Суд ЕС выступает как строго

функциональный специализированный институт неполитического характера. Суд

во всей своей деятельности обязан руководствоваться предписаниями

учредительных актов, актов вторичного права и нормативно-правовыми актами,

специально предназначенными для регулирования его деятельности. К числу

последних относится прежде всего Устав Суда. Этот акт был утвержден

специальным Протоколом, подписанным в Париже в 1951 г. применительно к Суду

ЕОУС, и Протоколами, подписанными в 1957 г. в Брюсселе применительно к

Евратому и ЕЭС. В этом же году на основе специального акта было создан

единый Суд Европейских сообществ. Второй важнейший нормативно-правовой акт,

регламентирующий его деятельность – это Процессуальный регламент.

В 1988 г. был создан Суд первой инстанции и дополняющий Суд ЕС.

Суд ЕС призван обеспечить единообразное истолкование и применение права

Европейских сообществ на всем пространстве, попадающем под юрисдикцию

Сообществ и в отношении всех субъектов права ЕС, находящихся под его

юрисдикцией.

Члены Суда ЕС назначаются с общего согласия правительствами государств-

членов сроком на шесть лет. Каждое государство – член ЕС располагает одним

местом и выдвигает кандидата на его замещение. Главное требование к судье –

высокая профессиональная квалификация и независимость. До вступления в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.