Европейского Союза. Комиссия воплощает в себе наднациональное начало в
европейском строительстве.
Порядок формирования Комиссии претерпел существенные изменения с
созданием Европейского Союза. Назначение Председателя и членов Комиссии
осуществляется государствами-членами Европейского Союза. Всего по состоянию
на конец 1999 г. в Комиссию входило 20 членов. Пять государств –
Великобритания, Германия, Испания, Италия и Франция – имели по два места, а
остальные 10 – по одному месту.
Комиссия и ее члены назначаются сроком на 5 лет. Каждый член Комиссии
(Комиссар) возглавляет определенное направление деятельности и руководит
работой соответствующих административных служб.
Статья 155 Договора о ЕС выделяет четыре главных полномочия Европейской
Комиссии. Во-первых, она обеспечивает осуществление учредительных
договоров, равно как и иных нормативно-правовых актов, принятых институтами
ЕС во исполнение и применение последних. Во-вторых, она высказывает
рекомендации и дает заключение по всем вопросам, составляющим предмет
учредительных договоров. В-третьих, Комиссия обладает собственной
распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими
институтами, прежде всего Советом и Парламентом. В-четвертых, Комиссия
обеспечивает исполнение решений, принятых Советом в рамках его компетенции,
исполнение которых возлагается на Комиссию.21
Одно из важнейших полномочий Комиссии состоит в том, что именно она
наделена правом законодательной инициативы. По общему правилу все основные
нормативно-правовые акты, принимаемые Советом и Советом совместно с
Парламентом, рассматриваются на основе предложений, вносимых Комиссией.
Комиссия – это тот институт, который осуществляет повседневное
оперативное управление делами Сообществ и отчасти Союза и без участия
которой практически не принимается ни одно важное решение, обязывающее
Сообщества.
Европейский парламент.
Европейский парламент чаще всего характеризуют как представительный
орган Европейских сообществ и Европейского Союза. Эта формулировка
основывается прежде всего на положениях ст. 137 Договора о ЕС. Согласно
данному постановлению Европейский парламент состоит из представителей
народов госу -
_______________________________________________________________
21 Договор о Европейском Союзе от 7февраля 1992 г. // Единый
Европейский Акт. Договор о Европейском Союзе. М. 1994. – с.70.
дарств-членов, объединенных в Сообществе.
Европейский парламент – преимущественно консультативный орган и в
системе институтов Союза по своей значимости далеко уступает Совету и
Комиссии.
Согласно ст.198 Договора о ЕС «представители народов государств,
объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым
всеобщим голосованием». 22
Ряд существенных уточнений в порядок избрания депутатов Европейского
Парламента был внесен Договором о Европейском Союзе. Общее определение
круга лиц, участвующих в голосовании и наделяемых правом избирать и быть
избранным в Европейский парламент, соотнесено этим Договором с состоянием в
гражданстве Европейского Союза. Напомним, что гражданами Европейского Союза
являются все лица, состоящие в гражданстве государств-членов. Новелла
заключается прежде всего в том, сто правом избирать и быть избранным
граждане Союза наделяются независимо от место их проживания на территории
Союза. Это означает, что гражданин Франции, проживающий на территории
Италии и состоящий в гражданстве Европейского Союза, пользуется правом
избирать и быть избранным на тех же основаниях, что и граждане страны его
проживания.
Каждое государство – член Европейского Союза обладает в Европейском
парламенте определенным числом мандатов, соответствующим прежде всего
численности его населения. Места распределяются следующим образом: ФРГ –
99; Франция, Италия и Великобритания – по 87; Испания – 64; Нидерланды –
31; Бельгия, Греция и Португалия – по 25; Швеция – 22; Австрия – 21; Дания
и Финляндия – по 16; Ирландия – 15; Люксембург – 6. Приведенные цифры
подтверждают, что предоставленная квота мест в Европейском парламенте не
вполне адекватна численности населения страны. Так, например,
представительство в Парламенте со стороны Великобритании, составляющее 87
мандатов, оказывается в 15 раз ниже нормы представительства Люксембурга,
располагающего шестью мандатами.
__________________________________________________________________
22 Договор о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г. // Единый
Европейский акт. Договор о Европейском союзе. М. 1994. – с.82.
Европейский парламент обладает полномочиями, которые традиционно
присущи парламентским учреждениям в современных государствах. Это, во-
первых, законодательные полномочия, во-вторых, вотирование бюджета и отчета
о его исполнении, в-третьих, контроль за деятельностью органов управления,
в-четвертых, осуществление внешнеполитических полномочий.
1.Законодательные полномочия.
Согласно ст. 137 Европейский парламент «осуществляет функции
консультации и контроля».
На начальных этапах существования Европейских сообществ Парламент
обычно лишь информировался, и в очень редких случаях запрашивалось его
консультативное мнение по вопросам принятия нормативно-правовых актов. В
настоящее время такая процедура, как простое информирование Парламента, уже
перестает играть самостоятельную роль, а сохранившаяся консультативная
процедура претерпела определенные изменения. Достаточно напомнить, что в
учредительных актах, посвященных Европейскому Союзу, содержится прямое
указание Комиссии и Совету принимать в внимание мнение Парламента,
высказанное в ходе консультативной процедуры. Конечно, само по себе
сохранение этой процедуры все еще дает основание говорить о том, что
Парламент во многих случаях не может оказывать реального воздействия на
процесс принятия законодательных решений.
2. Бюджетные полномочия.
Проект, как уже отмечалось, подготавливается Комиссией и
рассматривается и вносится в Парламент Советом. Парламенту предоставляется
право как обсуждения законопроекта в целом, так и внесения поправок.
Практически Европейский парламент лишен возможности сколько-нибудь
существенно пересматривать доходную и расходную часть бюджета и не обладает
правом внесения своего собственного законопроекта по финансам. Парламенту
предоставлено право лишь принять или отклонить проект бюджета в целом. В
последнем случае Комиссия и Совет обязаны внести новый проект бюджета на
утверждение Парламента.
3. Контрольные полномочия.
Европейский парламент осуществляет в довольно широких пределах контроль
за деятельностью Комиссии. Формы и методы этого парламентского контроля
более или менее традиционны и схожи с теми, которыми пользуются
национальные парламенты. Это, во-первых, право на информацию. Совет и
Комиссия обязаны представлять Европейскому парламенту доклады по итогам
деятельности этих институтов, а также итоговый годовой доклад о
деятельности Европейского Союза.
Вторая наиболее распространенная форма контроля за деятельностью
Комиссии и Совета – это устные и письменные вопросы. Активность
парламентариев в этом отношении довольно высока. Достаточно сказать, что в
1998 г. было задано 5573 парламентских вопроса, из которых 4014 составили
письменные вопросы.
4. Внешнеэкономические полномочия.
Во внешнеэкономических отношениях у Европейского парламента лишь
консультативные полномочия.
На практике Европейский парламент участвует в осуществлении
внешнеполитических функций не столько за счет наделения его правом
вынесения самостоятельных решений, сколько путем довольно активного
обсуждения различных проблем международного развития или ситуаций,
складывающихся в отдельных районах мира, непосредственно на своих пленарных
заседаниях.
Суд Европейских сообществ.
Суд Европейских сообществ занимает особое место в системе институтов
Европейского Союза. В отличие от них, Суд ЕС выступает как строго
функциональный специализированный институт неполитического характера. Суд
во всей своей деятельности обязан руководствоваться предписаниями
учредительных актов, актов вторичного права и нормативно-правовыми актами,
специально предназначенными для регулирования его деятельности. К числу
последних относится прежде всего Устав Суда. Этот акт был утвержден
специальным Протоколом, подписанным в Париже в 1951 г. применительно к Суду
ЕОУС, и Протоколами, подписанными в 1957 г. в Брюсселе применительно к
Евратому и ЕЭС. В этом же году на основе специального акта было создан
единый Суд Европейских сообществ. Второй важнейший нормативно-правовой акт,
регламентирующий его деятельность – это Процессуальный регламент.
В 1988 г. был создан Суд первой инстанции и дополняющий Суд ЕС.
Суд ЕС призван обеспечить единообразное истолкование и применение права
Европейских сообществ на всем пространстве, попадающем под юрисдикцию
Сообществ и в отношении всех субъектов права ЕС, находящихся под его
юрисдикцией.
Члены Суда ЕС назначаются с общего согласия правительствами государств-
членов сроком на шесть лет. Каждое государство – член ЕС располагает одним
местом и выдвигает кандидата на его замещение. Главное требование к судье –
высокая профессиональная квалификация и независимость. До вступления в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12