Рефераты. Совершенствование управления персоналом (на примере торгового коммунального унитарного предприятия "Универмаг Беларусь")






Анализ всей совокупности факторов окружающей среды показывает, что ряд заболеваний тесно связан с действием специфических причин. Так, болезни органов дыхания на 45% обусловлены высоким содержанием пыли в воздухе, высокой плотностью населения, загрязнением атмосферного воздуха выбросами предприятий. На распространенность гипертонической болезни в наибольшей степени влияют уровень шума и загрязнения среды выбросами химической промышленности; бронхиальная астма вызывается высокой плотностью населения и загрязнением атмосферы выбросами металлургических предприятий, ревматизм - загрязнением атмосферного воздуха выбросами предприятий химической и металлургической промышленности и т.д. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности, как подтверждают расчеты многих исследователей, наносит государству колоссальный ущерб. Учеными было подсчитано, что при снижении заболеваемости на 10% получается огромная экономия для народного хозяйства. Изученные данных за предыдущие годы дает возможность утверждать, что снижение заболеваемости, улучшение здоровья трудоспособного населения позволяет окупить расходы, связанные с затратами по улучшению условий труда, содержанию лечебно-профилактических учреждений, санаториев, домов отдыха, туристических баз и т.д. [20, с. 45-48].

Произведем расчеты на примере ТКУП ”Универмаг Беларусь”. План по товарообороту на 2008 год составляет 125 миллиардов рублей. Данные для расчета представлены в Приложении Г.

1. Случаи заболеваемости () на 100 рабочих рассчитываются по формуле:


, (4.1)


где - число заболеваний, зарегистрированных по предприятию, цеху, участку;

 - среднесписочная численность работающих за отчетный период.

2. Дни заболеваемости () на 100 работающих рассчитываются по формуле:


, (4.2)


где  - количество утерянных дней по поводу заболеваемости за конкретный период времени.

3. Показатель средней длительности одного случая заболеваемости () рассчитывается по формуле:

 

. (4.3)


4. Товарооборот(руб.) недополученный вследствие заболеваний () рассчитывается по формуле(за год):


рублей, (4.4)


где - общий товарооборот за год;

 - общее число дней нетрудоспособности;

 - число рабочих дней в году.

После проведения расчетов мы получили следующие результаты:

1. Случаи заболеваемости на 100 рабочих составляют - 84,32 случая;

2. Дни заболеваемости на 100 работающих составляют – 1073,15 дня;

3. Показатель средней длительности одного случая заболеваемости составляет – 12,72 дня;

4. Товарооборот недополученный вследствие заболеваний за год составляет – 3685293566 рублей.

Подводя итог, мы видим, что сокращение рабочего времени по болезни является эффективным мероприятием, которое оказывает влияние на эффективность работы предприятия в целом. В результате проведения мероприятий направленных на уменьшение заболеваемости, мы получим сокращение потерь рабочего времени, что приведет к увеличению товарооборота.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Научная новизна полученных результатов заключается в систематизации разрозненных знаний по вопросам эффективности системы управления на предприятии и анализа управления персоналом на предприятии в условиях трансформации экономики. Управление персоналом занимает ведущее место в системе управления предприятием и считается основным критерием его экономического успеха.

Цель дипломного проекта состояла в определение путей совершенствования управления персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь” на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь”.

В дипломном проекте был проведен анализ деятельности и управления персоналом на примере ТКУП “Универмаг Беларусь” и определены пути его совершенствования. В результате были сделаны следующие выводы и предложения:

1. Торговое коммунальное унитарное предприятие “Универмаг Беларусь” является ведущим предприятием в городе Минске и Республике Беларусь. Это единственное, крупное торговое предприятие в городе Минске, имеющее государственную форму собственности. Более 20 процентов или пятая часть оборота Заводского района занимает оборот ТКУП “Универмаг Беларусь”. Приоритетным направлением развития предприятия является инновационное направление, рост инвестиций в совершенствование технологий продаж, информационное обеспечение, социальное развитие коллектива. По итогам за период 2006 - 2008 г.г. наблюдается успешное развитие предприятия, рост бизнес-показателей в динамике.

2. Организационно-управленческая структура универмага является линейно-функциональной. Преимуществом организационной структуры управления ТКУП “Универмаг Беларусь” является универсальность, высокое качество решений и исполнительская дисциплина, мобильность использования ресурсов.

Недостатки - громоздкость, низкие адаптационные возможности - громоздкость в структуре управления; отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали (есть тенденция к чрезмерной централизации).

Следовательно, для повышения эффективности организационной структуры управления ТКУП “Универмаг Беларусь”, создания ей гибкости, динамичности и экономичности, а также для соответствия современным требованиям рыночной экономики, адаптации к новым изменениям макроэкономической ситуации в Республике Беларусь и в период изменения внешней среды целесообразно ее изменить. Вместо девяти подразделений коммерческой структуры создать новую структуру - службу торгового маркетинга, состоящую из пяти отделов:

- отдел мониторинга (маркетинговых исследований);

- отдел закупа и изучения спроса;

- отдел по продвижению товара;

- отдел управления товарными запасами;

- отдел по взаиморасчетам с поставщиками.

Предлагается упразднить структуру управления подразделений, которые находятся в подчинении главного бухгалтера. На сегодняшний день в подчинении главного бухгалтера находятся пять структурных подразделений. Указанная структура с течением времени не изменялась в связи с несовершенной автоматизированной информационной системой бухгалтерского учета. В бизнес-плане универмага на 2009 год запланировано внедрить программу “1С”, которая позволит создать новый более совершенный информационный уровень бухгалтерского учета, упразднить структуру управления бухгалтерии и рационально использовать трудовые ресурсы. В результате вместо пяти подразделений в централизованной бухгалтерии предлагается создать 4 подразделения с уменьшением количества людей на 13 человек:

- отдел финансово-расчетных операций и оформления товаров в кредит,

- отдел по учету товаров и тары;

- отдел расчетов с рабочими и служащими;

- контрольно-инвентаризационный сектор.

3. Наблюдается превышение темпов роста фонда заработной платы по сравнению с темпами роста товарооборота. В 2007 году по сравнению с 2006 годом товарооборот увеличился на 15,9 %, а фонд заработной платы - на 20,4 % и соответственно в 2008 году по сравнению с 2007 годом - 33,4 % и 39,1 %. В динамике наблюдается опережение темпа роста фонда заработной платы над темпами роста товарооборота. Следовательно, на предприятии действующие выплаты из фонда заработной платы и система стимулирования не всегда находятся в зависимости от полученных результатов труда.

Основным источником формирования фонда заработной платы являются средства на оплату труда, включаемые в издержки обращения и составляют около 90% и 10% за счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия. В динамике наблюдается значительный рост выплат из фонда заработной платы за счет прибыли в 2008 году по сравнению с 2007 годом (146,8 %).

Следует отметить низкий удельный вес выплат победителям по итогам трудового соревнования - 2,1 % в 2007 году и 1,7 % в 2008 году. Следовательно, на предприятии не уделяется должное внимание развитию многих видов соревнования среди коллективов, специалистов, что является особенно приоритетным при существующей конкурентоспособности и росту результативности предприятия. В универмаге работает 1215 человек, это огромный трудовой потенциал, имеющий творческий интерес к работе и заинтересованный в стимулировании его труда.

4. Росту эффективности работы предприятия способствует рациональная и хорошо организованная работа с персоналом, позволяющая конкурировать с другими универмагами города Минска, иметь стабильное финансовое положение и перспективное развитие. На рост производительности труда повлияет внедрение на предприятии дополнительных стимулирующих факторов:

- за обеспечение выполнения повышающего роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выплачивать премию работникам торгового зала по итогам за год;

- за обеспечение роста удельного веса товаров отечественного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выплачивать работникам торгового зала по итогам за год:

- за экономию материальных ресурсов;

- за обеспечение условий и охраны труда.

5. Для обеспечения роста производительности труда целесообразно осуществлять укрупнение секций и создание салонов. Предлагается создание салона “Товары для дома” с объединением пяти секций. Указанное направление сократит количество расчетных узлов и уменьшит численность работников торгового зала на 20 человек. В результате повысится производительность труда на 107,9 процента.

6. При приеме на работу специалистам кадровой службы целесообразно осуществлять тестирование кандидата на вакантную должность с использованием методик “деловой портрет личности”, “самооценка”, “доминирующая мотивация к деятельности”, тест на внимание и память, собеседование и в результате давать оценку его деловых и личностных качеств.

В развитии инициативы работников предлагается следующее:

- каждый специалист должен разрабатывать план индивидуального вклада в развитие предприятия (творческий план);

- на предприятии необходимо ввести в штат специалиста мотивации персонала, который бы разрабатывал эффективные системы поощрений, виды соревнований, показатели стимулирования;

- создать “Школу молодого лидерства” для поддержки молодежи и развития их активности. Среди основных направлений поддержки - научно-техническое творчество, здоровье, спорт, духовно-нравственная сфера, содействие продвижению;

- создать “Совет молодых специалистов”;

- использование совершенной концепции внутрифирменного обучения, представляющей современные технологии управления финансами и экономикой предприятия в действии.

7. Путем совершенствования организационной структуры управления ТКУП “Универмаг Беларусь” уменьшится численность предприятия на 56,5 чел или на 4,6 процента и соответственно повысится производительность труда на 25 процента.

Экономический эффект от проведенных мероприятий составит 926 млн. руб. в год, что повысит стабильность и конкурентоспособность предприятия.

Практическая значимость исследования заключается в использовании основных выводов и предложений в деятельности хозяйствующих субъектов в целях улучшения обратной связи руководителя с подчиненными, а так же для повышения эффективности работы данных субъектов хозяйствования. Предложения, разработанные автором, учтены руководством ТКУП “Универмаг Беларусь” при разработке своей кадровой политики на 2009 год.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

[1] Гончаров, В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / М.: Современная школа, 2006 - 281 с.

[2] Седегов, Р.С. Управление персоналом. Сотрудники как фактор успеха организации / Р.С. Седегов, Н. И. Кабушкин, В. Н. Кривцов. - Минск, 1997.

[3] Аганбегян, А. Формирование рыночного механизма экономического роста в России / А. Аганбегян // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 2. - С. 34-38.

[4] Управление организацией / М. В. Петрович [и др.]; под науч. ред. М. В. Петровича. – Минск: Дикта, 2008.

[5] Брасс, А.А. Управление персоналом: от руководства к сотрудничеству / А. А. Брасс. – Минск: Регистр, 2006

[6] Брасс, А.А. Кадровый менеджмент: учеб.-метод. пособие / А.А. Брасс. – Минск: РИВШ, 2008.

[7] Управление персоналом: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. – Минск: ИП «Экоперспектива», 2000. – 320 с.

[8] Сорокина, М.В. Менеджмент в торговле : учеб. пособие / М. В. Сорокина. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004.

[9] Князев, С.Н. Управление: искусство, наука, практика: учеб. пособие / С.Н. Князев. – Минск: Армита – Маркетинг, Менеджмент, 2002. – 512 с.

[10] Журавлев, П.В. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников: монография // П.В. Журавлев, М.Н. Кулапов, С.А. Сухарев. - М.: Изд-во Рос. экон. акад.; Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

[11] Уварова, Г. Обучение на предприятии / Г. Уварова, В. Анташов // Национальная экономическая газета. - 2007.

[12] Директива Президента Республики Беларусь № 3 // Республика Беларусь. – 2007. – 15 июня. - № 109.

[13] ГОСТ 10316-78 Гетинакс и стеклотекстолит фольгированные. Технические условия.

[14] ГОСТ 10317-79 Платы печатные. Основные размеры.

[15] ГОСТ 21931-76 Припои оловянно-свинцовые в изделиях. Технические условия.

[16] ГОСТ 29137-91 Формовка выводов и установка изделий электронной техники на печатные платы.

[17] Двойрин, В.В. Социально-экономическое значение злокачественных новообразований / В.В. Двойрин, Е.М. Аксель // Вестн. АМН СССР. – 1985

[18] Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын. - М.: ГЕОТАР-МЕД, 2002.

[19] Здравпункт ТКУП «Универмаг Беларусь».

[20] Асаенок И.С., Основы экологии и экономика природопользования: Учеб. пособие к практ. занятиям для студентов экон. спец. БГУИР всех форм обуч. / Асаенок И.С., Михнюк Т.Ф. Мн.: БГУИР, 2005.

Дополнительная литература:

[21] Акулич, В.В. Критерии эффективности использования средств на оплату труда в торговых организациях / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2005. - № 5 (23). - С. 42-45.

[22] Акулич, В.В. Анализ использования фонда оплаты труда / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2004. - № 7 (13). - С. 68-71.

[23] Акулич, В.В. Анализ трудовых ресурсов / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2004. - № 4 (10). - С. 43-46.

[24] Акулич, В.В. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда / В.В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2004. - № 6 (12). - С. 48-51.

[25] Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 554 с.

[26] Балашов, Ю.К. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования / Ю.К. Балашов // Кадры предприятия. - 2002. - № 7 .- С. 55-59.

[27] Валевич, Р.П. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. - Минск: Выш. шк., 1996, - 367 с.

[28] Зайцев, Б.Ф. Система методов управления / Б.Ф. Зайцев. - М., 1989.

[29] Ильющенко, Е.В. Организация маркетингового управления торговли процессом / Е.В. Ильющенко // Планово-экономический отдел. - 2005. - № 1 (19). – С. 33-35.

[30] Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. - Минск: Новое знание, 2000. - 336 с.

[31] Калина, А.В. Организация и оплата труда в условиях рынка / А.В. Калина. - Киев: МАУП, 1997. - 411 с.

[32] Кого за что премировать // Национальная экономическая газета. - 2001. - 8 мая. - № 33.

[33] Конструкторско-технологическое проектирование электронной аппаратуры: Учебник для вузов, К.И. Билибин и др. Под общей редакцией

[34] Костюков, Н.И. Организация, нормирование и оплата труда в условиях рынка / Н.И. Костюков. - Р. н/Д.: Феникс, 1993. - 428 с.

[35] Лутохина, Э.А. О сущности материального стимулирования / Э.А. Лутохина. - М.: Высшая школа, 1996. - 157 с.

[36] Лутохина, Э.А. Труд и заработная плата в торговле / Э.А. Лутохина. - М.: Гордарика, 1991. - 169 с.

[37] Минторг предупреждает: «Прадавайце беларускае!» // Национальная экономическая газета. - 2008. – 18 апреля. - № 30.

[38] Методики расчетов эффективности медицинских технологий в здравоохранении // Министерство здравоохранения РБ; под ред. К.А. Мовчан, B.C. Глушанко, А.В. Плиш. – Минск, 2003.

[39] Ненашев А.П. “Конструирование РЭС”: Учебник для радиотехнических специальностей вузов. М – Высш. школа, 1990 г.

[40] Ничипор, Д.Н. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности их использования на предприятиях торговли / Д.И. Ничипор // Планово-экономический отдел. – 2005. - № 4 (22). - С. 68-72.

[41] Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие/ А.С. Головачев, Н.С. Березина, Н.Ч. Бокун [и др.]; под общ. ред. А.С. Головачева. - М.: Новое знание, 2004. - 496 с.

[42] Основы конструирования радиоэлектронной аппаратуры: лаб. практикум для студ. спец. 1-27 01 01 11 «Экономика и организация производства (радиоэлектроника и информационные услуги)» дневн. и заоч. форм обуч. / Н. С. Образцов [и др.]. Минск : БГУИР, 2007. - 31 с. : ил.

[43] Основы управленческой деятельности: учебник / В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель. - Минск: Высш. шк., 2000. – 304 с.

[44] Пархимчик, Е. Кадровая служба предприятия / Е. Пархимчик // Национальная экономическая газета. – 1999. - № 46.

[45] Разработка и оформление конструкторской документации РЭА: Справочное пособие / Э.Т. Романичева и др. – М. ”Радио и связь”, 1989 г.

[46] Экономика предприятия / В.Я. Хрипач, А.С. Головачев, И.В. Головачева [и др.]; под ред. В.Я. Хрипача. – Минск: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. – 448 с.

[47] Экономика предприятия торговли: учеб. пособие / Н.В. Максименко [и др.]; под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – Минск: Выш. шк., 2005. – 542 с.

[48] Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, М. А. Зайцева [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. - Минск: Выш. шк., 2003. - 383 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.