Исходя из построения этого дома было определено, что необходимо осуществлять контроль температуры и времени желатинизации, времени высыхания клея, прочности сварки и толщины цинкового покрытия.
QFD-анализ представлен на плакатах ТГТУ.200503.016 04 ДП.
4. 4 FMEA-анализ
Анализ форм и последствий отказов (FMEA-анализ), известный также под названием «Анализ рисков», используется в качестве одной из превентивных мер для системного обнаружения причин, вероятных последствий, а также для планирования возможных противоречий по отношению к отслеживаемым отказам. В стандартах ИСО 9000:2000 уделяется очень большое внимание процессам. Поэтому далее будет рассмотрен FMEA-анализ для исследования процесса сборки фильтроэлементов воздушных для двигателей КАМАЗ.
Для осуществления FMEA-анализа была создана межфункциональная команда, состоящая из инженера конструктора, контролера ОТК, инженера по качеству и студентки-практикантки.
После подробного изучения процесса сборки, межфункционвльная команда выделила в нем четыре подпроцесса, корректность выполнения которых наиболее сильно влияет на качество процесса сборки в целом:
-сборка элемента со скобой и цилиндров внутреннего и наружного;
-заливка;
-сушка;
-транспортирование.
Анализ этих подпроцессов выявил возможные формы отказов:
-коробление и слипание гофр, порыв шторы;
-превышение глубины заливки;
-выплескивание пластизоля;
-непроклей крышки элемента и крышки-держателя;
-вмятины на крышках и цилиндрах.
На следующем этапе работы члены FMEA-команды для каждого процесса:
-выявили основные причины и вероятные последствия неудач;
-количественно оценили узкие места рассматриваемых подпроцессов и вычислили приоритетное число риска (ПЧР) возможных отказов.
Оценка указанных факторов была произведена по квалиметрическим шкалам, представленным в таблице 7.
Таблица 7-квалиметрическая шкала оценки фактров O, S, D
Фактор S
Фактор O
Фактор D
1-очень низкая (почти нет проблем)
1-очень низкая
1-почти наверняка дефект будет обнаружен
2-низкая (проблемы решаются работником)
2-низкая
2-очень хорошее обнаружение
3-не очень серьезная
3-не очень низкая
3-хорошее
4-ниже средней
4-умеренно хорошее
5-средняя
5-умеренное
6-выше средней
6-слабое
7-довольно высокая
7-близка к высокой
7-очень слабое
8-высокая
8-плохое
9-очень высокая
9-очень плохое
10-катастрофическая (опасность для людей)
10-100%-ная
10-почти невозможно обнаружить
Результаты работы членов FMEA-команды при назначении числовых значений факторов О-вероятности возникновения дефекта, D-вероятности обнаружения дефекта, а также вычисленные значения ПЧР возможных отказов приведены на плакате ТГТУ.200503.016 03 ДП.
На последнем этапе проводимого FMEA-анализа были разработаны рекомендации о том, что следует делать для предотвращения тяжелых последствий при наиболее рискованных случаях:
-провести операцию в соответствии с технологическим процессом;
-усовершенствовать конструкцию емкости-дозатора;
-провести дополнительный инструктаж работников;
-внедрить прибор с плавной подстройкой температуры и таймером.
После завершения работы FMEA-команды, результаты которой представлены на плакате ТГТУ.200503.016 03 ДП, был составлен отчет по выполненному анализу форм и последствий отказов. Этот отчет передан руководителям ОАО «ХХХ» для верификации и оценки результатов работы FMEA-команды. Принимая во внимание наибольшее значение вероятного числа риска (ПЧР=490), специалисты ОАО «ХХХ» приступили к проектированию и разработке АСКиУ процесса терможелатинизации фильтроэлементов воздушных для двигателей КАМАЗ.
4.5 Разработка плана мероприятий по улучшению системы менеджмента качества ОАО «ХХХ» применительно к производству фильтроэлементов воздушных для двигателей КАМАЗ
Одной из главных особенностей стандартов ИСО серии 9000:2000 является формулирование принципа постоянного улучшения. В стандарте ИСО 9000:2000 приводится определение этого принципа и методология его реализации. В стандарте ИСО 9001:2000 требования относительно постоянного улучшения сформулированы в разделе 4.1, где указано, что организация должна принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов организации. Об этом же говорится и в нескольких подразделах раздела 8. В частности, в подразделе 8.5.1 содержится требование постоянного повышения (улучшения) результативности системы менеджмента качества (СМК) организации.
Решение о выделении средств для улучшения тех или иных процессов происходят в ходе анализа СМК со стороны руководства, который проводится раз в полгода на совещании координационного совета, возглавляемого директором. Оформленное протоколом решение является "входом" для процесса постоянного улучшения. Совместно с руководителями процессов, по которым принято решение об улучшении, разрабатываются планы организационно-технических мероприятий, которые затем рассматриваются и утверждаются координационным советом.
Таким образом, по данным протокола Координационного совета ОАО «ХХХ» был разработан план мероприятий по улучшению СМК применительно к производству воздушных фильтроэлементов для двигателей КАМАЗ, представленный на плакате ТГТУ. 200503.016 05 ДП.
Одним из мероприятий по улучшению СМК является введение электронного документооборота.
Как известно, стандарт требует построения «Документированной СМК» и ведения обязательных записей по качеству. А это часто приводит к тому, что значительная часть времени сотрудников тратится на заполнение различных форм, отчетов, справок по деятельности. Таким образом, предприятие может попасть в ситуацию, когда СМК становится самоцелью, идет поддержание СМК ради поддержания сертификата, а это в корне противоречит духу стандарта. Внедрение средств автоматизации, ориентированных на документационную составляющую СМК позволит снизить нагрузку на сотрудников по выполнению рутинных операций, даст в руки менеджерам эффективные средства контроля за состоянием СМК на предприятии, повысит ответственность и исполнительскую дисциплину.
Современные системы электронного документооборота давно переросли рамки привычного "канцелярского" документооборота и в состоянии обеспечить эффективное выполнение всех документационных процессов, которые протекают в организации. Стоит отметить, что современные системы ориентированы на работу с ними всех сотрудников предприятия, а не только специализированных служб (делопроизводство, канцелярия, общий отдел). Все сотрудники работают с актуальными и утвержденными электронными документами. Исключаются риски использования устаревших либо неутвержденных документов, несанкционированного внесения изменений, отсутствия необходимых документов в местах их применения. Система обеспечивает простоту поиска и идентификации документа. Таким образом, обеспечивается неукоснительное выполнение разделов стандарта, касающихся управления документами (п. 4.2.3 стандарта ISO 9001:2000).
Повышается уровень ответственности сотрудников, поскольку выдача заданий и поручений фиксируется системой и уже нельзя проигнорировать или забыть о тех или иных поручениях.
Значительно снижается трудоемкость документирования собственной деятельности в рамках СМК. Отчеты о выполнении отдельных поручений или деятельности в рамках бизнес-процессов, подготовка и ознакомление с документами фиксируются системой и являются основой для объективного, построенного на фактах анализа деятельности сотрудника.
Трудоемкость действий, связанных с подготовкой, утверждением, распространением регламентирующих документов, внесением изменений, поддержанием документов в актуальном состоянии, снижается во много раз.
Наличие единого электронного архива позволяет вносить изменения только в электронные версии документов.
Распространение документов по подразделениям, фиксирование факта ознакомления с новыми редакциями документов, полномочия ответственных за согласование и утверждение документа, контроль актуальности - все эти рутинные процедуры берет на себя система.
В план мероприятий по улучшению СМК также входит и повышение качества продукции. В данном случае предлагается повысить такие технические характеристики фильтроэлементов, как коэффициент пропуска пыли и усилие отрыва крышек.
Известно, что качество фильтра обеспечивается комплектующими, технологией и контролем на всех стадиях изготовления. Как сообщает журнал «Автомобиль и сервис», самый дорогой фильтр несравненно дешевле самого недорогого ремонта. По данным расчета специалистов, нарушение работы воздухозаборника из-за низкокачественного фильтрующего элемента увеличивает расход топлива на 15%. То есть при стоимости дизельного топлива 20 руб. за литр некачественный фильтр обходится в 840 руб. на 1000 км пробега. А качественный фильтр перерасхода топлива не вызывает.
Средний коэффициент пропуска пыли — один из самых важных показателей. Так, если он достигает 1%, количество пыли, попадающей в силовой агрегат, увеличивается многократно. Поэтому производители сражаются за десятые и даже сотые доли процента. Согласно нормативу по РД 37.001.622-95 «Воздухоочистители двигателей внутреннего сгорания. Общие технические требования» гласит: не более 0,6%. Технические условия КАМАЗ выставляют более жесткие требования: не более 0,2%. Концентрация пыли на наших дорогах в несколько раз выше, чем на европейских - содержание твердых частиц в воздухе колеблется от 2 до 10 мг/куб. метр. За год эксплуатации в воздушный фильтр автомобиля мощностью 100 л/с попадает от 30 до 150 грамм пыли. В случае недостаточной фильтрации пыль оказывается в камере сгорания и в масле. Результатом становится ускоренный износ поршневой группы (до 5-8 раз быстрее установленного ресурса), а также потеря мощности и повышенный расход топлива.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23