Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать, на несколько факторов которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно лишь предполагать по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их выделить невозможно. (приложение 1)
Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей – при этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человек, мотивов его действия, могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.
Ещё одним фактором делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным, является различие инновационных структур, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению цели может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по – другому.[17]
Рассматривая этот же процесс у военнослужащих, мы увидим, что вся деятельность будет направлена на достижение цели в интересах подразделения, и командир всеми силами будет стараться её решить. В этом случае может применяться следующая последовательность его действий.
1 этап.
Признание необходимости решения проблемы: признание того, что проблема существует; формируется или уточняется проблема и происходит оценивание ее значимости и актуальности; определяются критерии успешного ее решения.
Как правило новое решение в управлении возникает на основе предыдущего решения, действия по которому:
1) либо завершились;
2) либо отклонились от выбранного варианта;
3) либо вошли в противоречие с изменениями, происшедшими в
подразделении части и т.д.
Очень часто признание проблемы само является проблемой, что является результатом неопределенной информации о процессах происходящих в подразделении, части, окружающей среде.
Для определения проблемы необходимо ответить на вопросы: - что действительно происходит в подразделении, части? - каковы причины происходящего? - что за всем этим стоит?
2 этап.
Выработка цели решения. Здесь обращается внимание на: - разработку разных вариантов решений;
- оценка вариантов;
- выбирается один вариант цели-решения.
На этом этапе рекомендуется вовлечь в работу подчиненных, используя разные методы:
- метод мозгового штурма;
- метод выдвижения предложений;
- групповой анализ ситуации.
При этом инициатором творческой обстановки должен быть командир. Заставить человека быть творческим невозможно, можно лишь создать условия для его проявления, так как способность и желание быть творческим заложена в каждом человеке.
3 этап.
Согласование мотивов участников воинской деятельности по решению проблемы в интересах достижения цели-приказа.
Желание и готовность военнослужащего выполнять свои функциональные обязанности есть главное условие достижение цели. Человек не машина, его нельзя включить или выключить. Вопреки воли и желания, интересов от человека много добиться нельзя.
Таким образом, чтобы управлять, необходимо знать природу человеческого интереса, желания, причин волевого поведения и в соответствии с этим управлять так, чтобы сам военнослужащий стремился эффективней действовать.
Как мы уже сказали интересы, желания, стремления, влечения есть мотивы, отвечающие на вопрос: Зачем, почему мне это нужно делать?
Деятельность человека побуждается многими мотивами, при этом в определенной ситуации какой-то мотив может быть ведущим. При изменении ситуации может измениться и мотив. Такие мотивы называются ситуационными. Есть мотивы, которыми руководствуется человек независимо от ситуации. Они получили название личностно-ценностных.
Человек не всегда осознает свои мотивы. В этом случае при объяснении причин своего поведения он говорит о том, что принято говорить в этом случае (что "все" говорят).
Мотивация есть система побуждений человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старания и добросовестности, с определенной степенью настойчивости, в направлении достижения цели.
Исходя из определения, мотивация как системы мотивов, оказывает влияние на следующие характеристики деятельности: усилие, старание, настойчивость, направленность.
Усилие есть мера энергии, затрачиваемая военнослужащими на деятельность.
Старание определяется отношение военнослужащего к качеству труда. Можно стремиться к работе с полной самоотдачей, развивая при этом свои способности как профессиональные так и работы в коллективе, а можно быть безразличными.
Настойчивость характеризуется не только желание начать что-то делать, но и довести начатое до конца.
Добросовестность означает ответственное отношение к выполнению деятельности с учетом всех требований, даже при отсутствии контроля со стороны командира.
Направленность указывает на то, к чему человек стремится, что ему интересно.
Не всегда при хорошей, деловой мотивации военнослужащий добивается необходимого результата, так как здесь еще влияние оказывают его квалификация, способности, опыт.
Значит не всегда по полученному результату деятельности можно судить о истинных интересах, желаниях военнослужащего.
Какие бывают мотивы? Можно выделить следующие группы мотивов:
- стремление к стабильному и безопасному состоянию, защищающем от страха и страданий (избегание волнений, желание определенности и т.д.);
- мотивы принадлежности или причастности (желание дружбы, любви, быть членом какого-то коллектива, участвовать в каких-то общественных мероприятиях и т.д.);
- мотивы признания и самоутверждения (желание быть компетентным, сильным, уважаемым, лидером и т.д.);
- мотивы самовыражения (в творчестве, в свободе выбора и т.д.).
В результате одну и ту же деятельность один военнослужащий выполняет из желания самоутверждения, второй из стремления помочь товарищу, третий из интереса к самовыражению и т.д. Поэтому чтобы управлять, необходимо хорошо знать людей, их ситуативные и личностно-ценностные мотивы. Набор и соотношение этих мотивов у военнослужащих разный, индивидуальный.
Высший результат дает та деятельность, в которой военнослужащий одновременно реализует мотивы принадлежности и причастности, признания и самоутверждения. Таким образом, эффективное управление заключается в том, чтобы создать условия для появления указанных мотивов у военнослужащих.
Реализованный мотив ведет к его укреплению, более устойчивому проявлению в жизни, формированию чувства удовлетворения собой, воинской службой. Не реализованный мотив может создавать стремление к повторной его реализации, а может вызывать чувство недовольства собой, воинской службой и, в конце концов, этот мотив может снизить свой потенциал побуждения к воинской деятельности.
4 этап.
Определение цели для военнослужащего и оказание им помощи в осознании ее.
Постановка целей перед другими, самим собой, это сознательный процесс на основе мотивации.
Можно выделить четыре основных характеристики целей: сложность, специфичность, преемлемость, приверженность.
В сложности цели отражается достигнутый уровень профессионализма.
Специфичность цели показывает ее особенность, отличие от других.
Преемлемость есть характеристика принятия цели воинской деятельности как лично значимой. Приверженность цели отражает готовность затрачивать усилия определенного уровня для достижения цели.
Командир, ставя цель подчиненному должен показать ему соответствие цели его профессиональным возможностям, ее специфичность, значимость как для подразделения, части, так и самого военнослужащего, подсказать о необходимом уровне усилий для ее достижения.
5 этап.
Формулирование и реализация программы военной деятельности: В программе деятельности отражаются вопросы: кто, что, когда, как, где должен сделать и формы контроля как за достижением промежуточных результатов действий, так и окончательным достижением цели деятельности.
Чтобы поддерживать рабочую мотивацию необходимо:
1) уметь увидеть ее изменение;
2) выявить причины ее снижения;
3) определить необходимые воздействия в интересах ее восстановления;
4) определить необходимые воздействия в интересах ее восстановления;
5) осуществить ее восстановление.
На этом этапе командир должен проявить лучшие свои лидерские качества:
- управлять вниманием, удерживать интерес у подчиненных того, что они делают;
- управлять доверием постоянство и последовательность в требовательности, чтобы получить полное доверие подчиненных;
- управление собой, знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, тем самым для усиления своих слабых сторон привлекать другие ресурсы, в том числе предложения подчиненных.
6 этап.
- сокращение усилий, интенсивности и качества воинского труда;
- требование увеличить поощрение, продвижения по службе, использование противозаконных форм компенсации;
- переоценка своих возможностей, что приведет к снижению уверенности в себе;
- попытка повлиять на тех военнослужащих, с которыми сравнивают результа Контроль и коррекция деятельности подчиненного. Люди испытывают потребность в справедливой оценке своих действий. После такой оценки человек чувствует себя удовлетворенным.
Военнослужащий в процессе деятельности сравнивает то, как были оценены его действия, с тем как были оценены действия других, на основе этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли он своей сравнительной оценкой или нет, меняет свое поведение.
Главное условие контроля не мешать работать. Обязательное условие контроля взаимное обеспечение информацией. Операции контроля: разработка критериев, разъяснить их подчиненным, измерение результатов, оценка результатов, корректировка действий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15