Рефераты. Мотивация и стимулирование деятельности сержантского состава






Однако возникновение и разрешение противоречий еще не обеспечивает переход мотивационной сферы деятельности к новому качеству. Противоречия могут быть налицо, но положительного развития на этом уровне не будет. Противоречия должны разрешаться оптимальными способами и позитивно. Иными словами, развитие есть там, где есть противоречия и их преодоление.

Преодоление противоречий процесса формирования системы мотивов деятельности духовных ценностей выступает для субъектов управления как цель или объект воздействия. Достигнутая цель в развитии объекта (зрелые, устойчивые потребности, интересы) становятся средством достижения новой цели. Диалектика цели и средства - одна из сторон процесса развития побудительных мотивов. Следует отметить: способы разрешения противоречий могут быть самыми разными, но при их выборе необходимо, чтобы, во-первых, соблюдалась строгая субординация в зависимости от зрелости противоречий, их роли и места в жизни воинских коллективов; во-вторых, учитывалась специфика армейской среды в разрешении проблем;

в-третьих, имелось в виду, что единого, всеобщего универсального способа преодоления противоречий нет. Иногда на практике к таким "абсолютным" способам относят повышение требовательности к подчиненным, успешное решение вопросов быта и досуга, организацию соревнования и т.д. Как показывают исследования, все перечисленные меры действительно способствуют решению возникающих в воинских коллективах проблем, но ни одна из них не может претендовать на звание "универсальной". Только комплексное их применение с акцентами на те меры, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, могут привести к реальному разрешению противоречий.

Анализ противоречий процесса формирования мотивации сержантов российской армии подводит к необходимости сделать следующие выводы.

1) Активность сержантского состава во всех сферах жизни войск создает реальные предпосылки разрешения противоречий исследуемого процесса, образования устойчивых, зрелых духовных ценностей офицера современной российской армии.

2) Плановое начало организации жизнедеятельности воинских коллективов дает возможность гибкого реагирования субъектов управления на возникающие противоречия.

3) Процесс преодоления противоречий формирования профессиональной направленности должен быть управляемым. Необходимость управляющего воздействия тем выше, чем острее противоречие, особенно внешнее. Внутренние противоречия должны разрешаться в большей степени реализацией творческих потенциаловсержантов, их социальной активностью, на развитие которых и должна быть направлена деятельность субъектов управления.

4) Специфика службы в Вооруженных Силах накладывает отпечаток на процессы преодоления противоречий в духовном мире, что требует разумного сочетания внешних воздействий с усилиями самих сержантов.

5) Необходимо учитывать постоянные изменения условий и факторов, воздействующих на процесс формирования мотивационной сферы деятельности и разрешения возникающих в нем противоречий. Поэтому акцентируется особое внимание на более строгом разграничении понятий "субъективное" и "объективное" при анализе условий и факторов жизнедеятельности, формировании их мотивации. Игнорирование данного аспекта приводит порой к необоснованным требованиям и претензиям в решении задач, стоящих перед ними. Успешное выполнение их зависит далеко не от деятельности субъекта –сержанта российской армии, и как следствие возникает самоуспокоенность управленческих кадров, деятельностью которых во многом определяется развитость социальной среды формирования духовных ценностей. [8]

Динамика формирования мотивов поведения сержантского состава российской армии в современных условиях может быть рассмотрена через ряд связанных между собой этапов. Основанием предлагаемой модели этапов являются выделенные выше аспекты формирования мотивационной сферы деятельности.

Первый этап (стадия) заключается в анализе состояния мотивационных регуляторов поведения и сравнение его с необходимыми требованиями профессиональной деятельности. Его выделение правомерно уже потому, что он является не только стартом - исходной позицией формирования, но и в значительной степени фактом, определяющим наличные мотивы, степень их соответствия реальным отношениям и деятельности.

Содержание первого этапа составляет оценка и переоценка мотивов деятельности: тех, которые были сформированы в недалеком прошлом и которые реально существуют сейчас в духовном мире; выявление мотивов, играющих значимую роль в жизнедеятельности; а также поиск духовных ценностей, необходимых сформировать в нынешних условиях применительно к специфике строительства Вооруженных Сил России. На первом плане данного этапа должен быть принцип преемственности в формировании мотивов офицерской деятельности. Сущность данного принципа состоит в том, что деятельность сержантов по духовному развитию военнослужащих и по их самостоятельному саморазвитию должна строиться с учетом всего позитивного опыта, накопленного в отечественной и мировой практике. Естественно этот опыт нуждается в критическом переосмыслении, известной "селекции", так как нельзя механически переносить на современную действительность (в том числе и деятельность российской армии) устаревшие или деформировавшиеся духовные ценности, не отражающие современного функционирования Вооруженных Сил и российского общества.

Модель первого этапа формирования мотивов поведения может быть выражена следующими положениями: оценка социальных требований общества и армейской среды - оказание ему помощи в этом со стороны другихсержантов, уяснение смысла и значения мотивации для профессиональной деятельности в современных условиях - формирование доминирующих смысложизненных ориентаций.

Данный этап является своего рода духовной предпосылкой для последующих действий по формированию профессиональной направленности сержантов.

Второй этап процесса формирования мотивационной сферы деятельности включает в себя выбор средств формирования ценностей, учет факторов, влияющих на данный процесс, а также учет специфики самих мотивов общегражданского и военно-профессионального характера.

Остановимся на нем более подробно. Под средствами формирования мотивов поведения можно подразумевать предельно общую совокупность самых различных образований и институтов. Их как правило объединяют в несколько групп:

1)    политико-правовая организация общества;

2)    материально-экономические институты;

3)    система нравственных отношений и деятельности субъектов;

4)    искусство;

5)    религия;

6)    средства массовой информации;

7)    межличностные и другие формы общения и т.д.

Выяснение характера воздействия, особенностей и роли отдельных средств в процессе формирования мотивов поведения представляет теоретический и практический интерес. В условиях армии и флота данные средства не являются какими-либо "сверхмерами", а представляют собой применяемую командирами, культурно-просветительными учреждениями и общественными институтами систему факторов, способов и приемов, реализуемых ежедневно в практике воспитательной работы с сержантским составом, во всех сферах жизни воинских коллективов. Многие проблемы их использования в Вооруженных Силах исследованы военными обществоведами.

Опираясь на проведенные исследования, рассмотрим место и роль средств массовой коммуникации как наиболее эффективного средства воспитательного воздействия в процессе формирования устойчивых потребностей, интересов и ценностей сержантов российской армии.

Глобальные преобразования в нашей стране и Вооруженных Силах, процессы развития демократии и гласности оказывают воздействие как на коммуникационные средства, действующие в масштабе государства, так и в специфических условиях армии и флота, обусловливают проблематику их деятельности. Обозначим наиболее актуальные, требующие решения вопросы, связанные со средствами массовой коммуникации в ракурсе исследовательской задачи. На наш взгляд, это:

·        взаимосвязь государственных средств массовой информации (радио, телевидение, кино, печать и т.д.) и специфических информационных каналов, действующих в условиях Вооруженных Сил;

·        проблема обратной связи от армейской среды к средствам массовой коммуникации и субъектам управления, реализуемой в широком потоке устных и письменных предложений, жалоб, заявлений, высказываний,

·        вопросы повышения эффективности деятельности средств массовой коммуникации, в том числе и штатных средств Вооруженных Сил, в армейской среде, их оперативности, компетенции;

·        проблема самой военной аудитории - более полное удовлетворение ее потребностей в интересующей информации, повышение информационной привлекательности актуальных проблем жизни российского общества и его Вооруженных Сил, связанных с духовным развитием;

·        изучение стихийных, неофициальных каналов и форм циркулирования социальной информации в армейской среде.

Вместе с тем следует учитывать и то обстоятельство, что продолжаются попытки некоторых информационных источников проведения так называемой "антиармейской кампании". Используя различные каналы информационного воздействия, некоторые авторы, обыгрывая, а подчас искажая происходящие процессы в Вооруженных Силах (обустройство выведенных войск из стран Прибалтики и Западной Группы войск, недавние события по восстановлению конституционного строя в Чечне, социальная защищенность военнослужащих и др.), подрывают авторитет российской армии, поддерживают случаи отказа служить в Вооруженных Силах и честно выполнять свой долг перед народом. Наряду с другими объективными причинами все это не могло не сказаться на состоянии мотивационной сферы деятельности. Так, на сегодняшний день в войсках "нежелание служить в армии" стало "проблемой № 1".

Необходимо особо отметить, что такое отношение к службе в армии формируется у юношей далеко не только в условиях Вооруженных Сил, а в большинстве своем до призыва в армейский строй. Социологические исследования, проведенные среди тех, кто стоит на пороге военной службы, показывают, что почти каждый второй из числа опрошенных юношей убежден, что армия сегодня не нужна. 70% - против прохождения действительной службы. За последние пять лет отношение к армии продолжает ухудшаться. Так считают более 65%. Если в 1988 г. лишь от 6% до 13% опрошенных говорили о том, что не видят смысла в службе в Вооруженных Силах, то в 1993-1994 гг. об этом заявил каждый второй .

Все это убеждает в необходимости радикального изменения средств информационного воздействия на армейскую среду, относящихся к разряду "универсальных", практически не изменяющихся на протяжении многих лет и универсально применяемых к самым различным категориям военнослужащих и во времена "культа личности", и в "период застоя", и в настоящее время. "Цивилизаторские задачи", демократизация Вооруженных Сил, совершенствование воспитания армии и флота переориентация их ценностно-духовного мира, - должны решаться достойными средствами. Пропаганда на радио и телевидении героического прошлого нашей страны, объективно-доброжелательная направленность их программ для личного состава армии и флота, развитые средства неформального общения, организация досуга, учет мнений каждого, компьютеризация процесса боевой учебы и подведения его итогов, использование ЭВМ при анализе эффективности этих средств и т.д. - все эхо необходимо в полной мере использовать для формирования профессиональной направленности военнослужащих. Что же является необходимым в использовании имеющихся сегодня средств? Тот факт, что ни одна практическая ситуация не требует одновременного использования всего объема, побуждает напомнить о некоторых правилах выбора средств формирования мотивов поведения военнослужащих. К таковым следует отнести:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.