Рефераты. Мотивация и стимулирование деятельности сержантского состава






В развитие данной посылки определим, что же понимается под формированием побудительных мотивов офицерв. Само слово "формирование" обычно употребляется для обозначения порождения, придания каким-либо.

явлениям определенной формы, законченности. Формирование применительно к воспитанию человека - это наиболее широкое и всеобъемлющее понятие. Это процесс, происходящий, прежде всего, под влиянием самого образа жизни людей. Однако вместе с воздействием объективных условий формирование предполагает и целенаправленное воспитание и самовоспитание под влиянием субъективного фактора.

Формирование является общенаучным понятием и часто употребляющимся термином разговорного языка. В применении к социальным явлениям данное слово отражает процесс, происходящий под влиянием условий и образа жизни людей, а также качественно новую стадию развития социального процесса. Таким образом, сложилась точка зрения на процесс формирования как фрагмент социального развития, способ его осуществления, кроме того уясним что понимается под самим "процессом". Семантический анализ понятия показывает, чего данное слово употребляется дам обозначения хода какого-либо явления, последовательной смены его состояний, стадий развития. Возможны многие варианты анализа содержания процесса формирования побудительных мотивов сержантов Российской Армии.

Некоторые ученые выделяют в формировании мотивов личности технический аспект подразумевая под ним исследование совокупности средств формирования; субъектный - анализ субъекта, то есть носителя мотивационной сферы, и объектный - определение, в отношении кого или чего формируются побуждения и действия.

В исследовании формирования мотиваций сержантского состава правомерны многие подходы. Но наиболее пристального внимания заслуживают те, которые характеризуют содержание этого процесса, особое внимание уделяя показу его объективной природы и субъективной стороны. Это тем более важно и необходимо, что выделение данных аспектов позволяет увидеть диалектический характер процесса формирования мотивационной сферы сержантов: необходимые связи и отношения, свидетельствующие о наличии законов в происхождении и развитии данного явления.

Кратко остановимся на них.

Первый аспект заключается в том, что потребности, интересы и другие мотиваторы, являясь результатом деятельности общественного и индивидуального сознания, отражают материально-экономическую и другие стороны реальной жизни субъектов. В духовных ценностях прямо или опосредованно отражаются процессы и явления основных сфер жизнедеятельности нашего общества и его Вооруженных Сил, характеризующиеся постоянными изменениями, а также относительной устойчивостью. А коль скоро в мотивах отражают явления жизни, то и "субъективный образ объективного мира" должен двигаться за изменяющимся объектом, содержание которого составляют события, явления, факты, представляющие для сержантов ценностный интерес.

В непрерывном развитии находятся и сержанты как носители интересов, идеалов и ценностей. Наличие интеллекта, совокупность положительных знаний и убеждений , с одной стороны, а также негативные явления: инфантильность, иждивенчество, бездуховность, отрицательное отношение к выполнению воинского долга и т.п, с другой, накладывают определённый отпечаток на процесс формирования мотивов деятельности. Положительные и негативные явления общественной жизни проявляются в динамике потребления и формирования профессиональной направленности сержантов.

Второй аспект состоит в наличии субъективной основы при переходе от одной системы духовных ценностей к другой. Нельзя рассчитывать на то, что в нынешних условиях основная часть сможет в одночасье сменить систему ценностей недавнего прошлого на новую систему. Это связано, во-первых, с тем, что младшие командиры, в основном, представляют категорию молодёжи, мировоззрение которых еще не устоялось. А формирование его проходило в конце 80-х - начале 90-х годов. Во-вторых, резко изменить имеющееся мировоззрение не позволяет чувство собственного достоинства. К тому же обоснованное их неприятие вызывают многие из современных социальных мифов, а также практические действия некоторой части людей в сфере бизнеса и политики, которые путем обмана и фальсификации сколачивают свои состояния на фоне повседневного обнищания населения. В-третьих, перемены в государственном переустройстве бывшего СССР и современной Российской Федерации оказались особенно болезненными, так как они представляли экстерриториальную социальную группу и для многих военных был неожиданным и нежелательным факт появления 15 стран вместо одной. Третий аспект выражает постоянно изменяющиеся средства формирования военно-профессиональной направленности в российской армии.

Достижения научно-технической революции, развитие демократии и гласности оказывают воздействие как на средства управления (изучения, анализа, контроля, прогнозирования и т.д.) данный процессом, так и на коммуникативные средства, функционирующие в масштабе страны, в специфических условиях Вооруженных Сил.

Процессу формирования мотивационной сферы деятельности сержантов присущи внутренние и внешние противоречия, выступающие источником развития самих сержантов. К внутренним следует отнести противоречия между уровнями формирования мотивов, его стихийными и сознательными процессами, личностными и общественными потребностями и интересами. К внешним - противоречия между исследуемым процессом и формированием побудительных мотивов других общностей (например, гражданской молодежи), а также развитием других элементов общественного сознания: настроений, социальных чувств, мнений, традиций и т.д.; между "смежными" детерминированными процессами формирования, функционирования, реализации; противоречия, связанные с управленческой деятельностью.

Формирование профессиональной направленности военнослужащих российской армии - одна из составляющих процесса развития духовной жизни нашего общества и его Вооруженных Сил. Поэтому правомерно будет утверждать о том, что исследуемому явлению присущи также общие черты и противоречия духовной жизни общества и Вооруженных Сил: между старым и новым, прогрессивным и регрессивным и т.д. Учет в деятельности командиров и воспитателей противоречивого характера жизнедеятельности является необходимым условием формирования зрелых, положительных мотивов деятельности .

Четвертый аспект. В постоянном диалектическом изменении находятся объективные и субъективные факторы, воздействующие на процесс формирования мотивационной сферысержантов. Следует обратить внимание на необходимость более четкого разграничения понятий "объективное" и "субъективное" при анализе условий и факторов жизнедеятельности сержантов. Неточная трактовка данного аспекта приводит к необоснованным претензиям и требованиям в ходе воспитательного процесса при выполнении ими воинского долга и, как следствие, к самоуспокоенности управленческих кадров в формировании мотивов поведения .

Необходимо также учитывать развитие самого механизма формирования профессиональной направленности, изменение его социальных и индивидуально-психологических основ, совершенствование деятельности субъектов управления по приведению этого механизма в соответствие условиям, процессу развития объекта воспитательного воздействия. Вместе с тем, мотивы деятельности отражают разнородные процессы действительности: функционирования, развития, связи, а также познания и преобразования этой действительности. Наконец, мотивы поведения уже в процессе формирования выполняют определенные функции.

Побудительные мотивы сержантов развиваются под влиянием разного рода объективных и субъективных факторов. К объективным факторам формирования духовных ценностей можно отнести, во-первых, совокупность всех общественных, прежде всего, материально-экономических отношений, которые в решающей степени обусловливают социальные свойства личности; во-вторых, социальная среда и характер жизнедеятельности, применительно к Вооруженным Силам - характер воинской среды и воинской службы; в-третьих, влияние духовной культуры общества, уровень развития общественного сознания, способы его связи и взаимодействия с сознанием сержантов; протекающие в данный момент духовные процессы и т.д. Субъективными факторами по своей природе являются, прежде всего, система воспитательной работы, уровень управления развитием сержантского состава, самовоспитание и другие. Формирование профессиональной направленности зависит и от других субъективных факторов: культурной развитости, способностей к усвоению ценностей духовной культуры, критически осмысливать ситуации, а также от качества нравственного сознания личности, ее ценностных ориентаций и волевых качеств.

Процесс формирования духовных ценностей сержантов является непрерывным и характеризуется не всегда постоянным ростом качественных и количественных параметров, приобретением новых показателей. Духовные ценности формируются на основе уже приобретенной и сложившейся ранее системы духовных ценностей, которая может иметь как положительную, так и негативную направленность. На ее развитие непосредственное влияние оказывают также знания и опыт потребления духовных ценностей, приобретенный в семье, школе, учебном заведении, трудовом коллективе.

Специфика формирования духовных ценностей в российской армии в современных условиях, противоречивость данного процесса связана с рядом негативных сторон общественного сознания. Некоторые общественные объединения и средства массовой информации допускают искажение фактов реального положения идея в Вооруженных Силах и некорректные выпады в адрес военного руководства, абсолютизируют отдельные негативные явления, распространяя их на всю армию и флот, явно или скрытно призывают молодежь уклоняться от службы в рядах Вооруженных Сил. В результате резко упал престиж воинской службы. Выполнять свой конституционный долг по защите Отечества стремятся очень немногие. Так, по результатам опроса допризывной молодежи в краевом военкомате г. Краснодара в мае 1996 г. более 64% опрошенных выразили нежелание служить в армии, почти 80% не верят в возможность возникновения войны .

Вышесказанное подводит к мысли о необходимости сделать некоторые выводы из противоречивого формирования мотивов. Действительно, выделение групп противоречий анализируемого процесса требует их классификации для использования в практической деятельности субъектов управления. При этом необходимо учитывать, что "живые противоречия" во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем они воспринимаются нашим сознанием. Но нужно не только констатировать наличие противоречий в процессе формирования профессиональной направленности, но и анализировать их, объяснять происхождение и тенденции вызревания, искать наиболее оптимальные и своевременные способы их разрешения.[5]

Итак, во-первых, формирование мотивационной сферы деятельности протекает под воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых, основным противоречием исследуемого процесса является несоответствие между содержанием сложившейся ранее системы мотивов и необходимостью их обновления, формирования новых. В-третьих, сводить всю систему противоречий формирования мотивации сержантов к одному из них, пусть даже основному, как и в любом процессе, не верно: в каждой конкретной ситуации та или иная группа противоречий имеет свою доминантность. В-четвертых, на определенном этапе формирования профессиональной направленности не только внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что особенно важно иметь в виду субъектам управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.