1) их комплексное, как последовательное, так и параллельное использование и субординация;
2) применение в конкретных условиях разноуровневых средств;
3) их знание, наличие умений и навыков в использовании;
4) знание духовного состояния;
Выделенные "правила" являются общими в применении к любому процессу целесообразной деятельности. Поэтому обозначим те аспекты, от которых зависит эффективное использование среди формирования мотивационной сферы деятельности:
· характеристика специфики конкретных воинских коллективов;
· особенности объектов обусловливающих процесс формирования; арсенал имеющихся у субъектов управления (командования, воспитательных органов) средств;
· выделение специфики задач, решаемых подразделением в данный период времени, и целей, преследуемых командованием;
· условия, обеспечивающие возможность формирования устойчивых потребностей, интересов.
Третий этап процесса формирования и функционирования профессиональной направленности сержантов связан с конкретной реализацией ее на практике. Он обусловлен предыдущими этапами и направлен на развитие устойчивых, зрелых потребностей, интересов, сообразно требованиям, предъявляемым нынешней ситуацией в обществе применительно к Вооруженным Силам.
Данный этап включает в себя во-первых, переосмысление информации о мотивации поведения и сравнение ее с состоянием личных мотивов, подкрепление их практикой служебной деятельности. Способ получения знаний о мотивах деятельности может быть как стихийным, так и целенаправленным, научно-организованным процессом приобщения офицера к информации. Целенаправленная информационная деятельность выполняет важную роль. С помощью научного потенциала информационной деятельности в некоторой степени нейтрализуется стихийный характер воздействия социальной среды и повседневной службы на духовный мир.
Во-вторых нейтрализация стихийного характера восприятия информации, а также ее аналитическая переработка. Конкретная эмоционально-чувственная связь с определенным фрагментом духовного мира чаще всего "скользит" по поверхности явления, подвержена воздействию случайностей и может исказить реальное положение дел. Поэтому она должна дополняться абстрактно-логическим осмыслением потребностей, интересов, целей и ценностей.
В-третьих, полученная информация распределяется в структурах индивидуального сознания личности . На данном подэтапе происходит ориентация внимания на ценностный смысл духовного явления по средством увеличения объема информации или ее акцентирования. И наконец, происходит закрепление полученных знаний. Это проявляется в том, что знания превращаются а убеждения и ценностные ориентации офицера, реализуются в его действиях и поступках. Сформированные ранее мотивы поведения приобретают новое качество под воздействием целенаправленного воспитательного процесса, а также в результате самовоспитания. Как представляется, критерием зрелых потребностей, интересов и ценностей выступает осознание каждым своей значимости как личности, необходимости добросовестного выполнения воинского долга и превращение (закрепление) данного осознания в социальных свойствах сержантов.
Описанная модель и этапы формирования мотивов поведения воинов весьма условны и отражают только в общих чертах основные моменты этого диалектического процесса.
Таким образом, формирование мотивационной сферы деятельности, является сложным динамичным процессом, которому присущи восхождение от единичного к общему, от менее глубоко познанной к более глубокой сущности, переход мотивов в новое качество путем воздействия различных условий, факторов и средств формирования. Данный процесс осуществляется как стихийно, так и целенаправленно. В этой связи формирование направленности офицеров может выступать сознательной, специально организуемой деятельностью различных органов, институтов государства и его Вооруженных Сил по созданию необходимых условий и факторов, обеспечивающих образование устойчивых, зрелых потребностей, интересов и ценностей как общегражданского, так и военно-профессионального характера и их активного функционирования в армейской среде.
На основе проведенного анализа, мотивационной сферы воинской деятельности сержантов российской армии сформулируем следующие выводы.
Первый. Мотивы поведения находятся в тесной взаимосвязи и во взаимопроникновении. Являясь ядром духовного мира, они имеют непосредственное влияние на формирование и содержании таких регуляторов поведения, как патриотизм, достоинство , воинский долг и воинская честь, дисциплинированность, свобода совести и других, играющих значимую роль в жизнедеятельности наиболее предметно должен быть выражен деятельностный аспект, направленный на развитие духовного мира, на общение и оптимизацию их практической деятельности. Содержание мотивов деятельности изначально формируется и наличествует в сознании и мировоззрении. Затем оно закрепляется в социальных качествах и объективируется в деятельности.
Второй. Применительно к профессиональной деятельности ее мотивационные основы имеют рельефно выраженную специфику. Специфика деятельности и вытекающие из нее особенности функционирования мотивационной сферы деятельности в современных условиях требуют, чтобы содержание ее сочетало в себе преемственное наследование с формированием новых, учитывало процессы развития и возрождения, было глубоко научным и вместе с тем чувственно-практическим содержание духовной стороны жизнедеятельности воинского коллектива и армии в целом. В, нацеливалось на выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами России.
Третий. Формирование побудительных мотивов деятельности представляется весьма сложным динамичным процессом, которому присущи восхождение от единичного к общему и от общего к частному, от менее глубокому познания к более глубокому осмыслению сущности духовности, переход мотивационной сферы в новое качество под воздействием различных условий и факторов и средств формирования. Данный процесс осуществляется как совокупность различных, относительно обособленных и взаимосвязанных процессов. В нем можно выделить три этапа, выражающие основные характерные стадии развития сознания н мировоззрения офицеров и их проявления: а) анализ состояния мотивов поведения и сравнение его с необходимыми требованиями;
Выбор средств формирования мотивационной сферы, учет факторов и условий, а так же специфики самих мотивов в системе социальных свойств офицера и проявление их на практике. Эти этапы качественно различны и характеризуются своими специфическими чертами. Кроме того, следует учитывать специфику периода службы (абитуриент, курсант, молодой офицер и т.д.).
Четвертый. Формирование новой мотивационной системы требует многостороннего, комплексного подхода, а главное - знания и учета тенденций их формирования в новых, динамичных условиях, этапа переживаемого страной и российскими Вооруженными Силами. Реализация данных тенденций возможна только в их тесном единстве. В истории Отечества н Вооруженных Сил данные тенденции формирования профессиональной направленности проявлялись многозначно и не всегда с положительным результатом, что не могло не сказаться на зрелости духовных качеств. И сегодня имеет место иллюзорная, неадекватная оценка многих явлений и фактов объективной реальности, своего выполнения воинского долга. Выявление и учет указанных тенденций в процессе строительства Вооруженных Сив России, выдвижение на первый план традиционно ценностных, а также новых идеалов, - важнейшая задача всех причастных к воспитанию командиров, педагогических работников, представителей средств массовой информации, коллективов ученых и исследователей.
Заключение
Общий кризис в России коснулся всех сфер деятельности, в том числе и Вооруженных Сил. Грамотно спроектированная работа командиров должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в качество боевой подготовки, мероприятий повседневной деятельности войск, в том числе, на стимулирование служебной деятельности младших командиров. Человек - существо социальное, а значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность.
Однако те методы стимулирования, которые применяются у нас в армии, еще очень несовершенны, а ведь, когда от результатов мотивации будет зависеть общий уровень боевой готовности и боевой подготовки частей и подразделений, то эти результаты окажутся в центре самого пристального внимания и могут стать источниками очень серьезных конфликтов. Надеяться на появление абсолютно объективных методов оценки служебной деятельности столь сложного объекта, как человек, пока что не приходится.
Это позволяет сделать вывод о том, что эффективная мотивация и стимулирование служебной деятельности командиров позволяют получить эффект не только в странах, благополучных в экономическом отношении. Ориентация на человеческий фактор дает убедительные результаты и в нынешних условиях Российских Вооруженных сил.
Список используемой литературы
1. Мотивационная готовность молодых офицеров к военной службе: учебно- методическое пособие – М.: Военный университет, 2004.- 126с.
2. Богатырев Е.Д, Социальные факторы формирования духовного потенциала Вооруженных Сил //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии, Материалы научно-теоретической конференции М.: ВУ 1998г.-340с.;
3. Вопросы воинского воспитания, Сборник статей, Москва. Воениздат - 1985г., - 178с.;
4. Каверин С.Б. Мотивация труда, М.: изд-во Институт психологии РАН, 1998г. 342с.;
5. Ковалевский В.Ф. Методологические проблемы профессионального психологического отбора военнослужащих. Автореф. дис. Канд.псих.наук.-М.,-1972- 28с.;
6. Кузьменко Б.В. Социальные процессы в воинских коллективах. Учеб. пособие-М.: ВПА-1986;
7. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции - М.: Наука, 1971 - 396с.;
8. Марков М.С. Теория социального управления - Пер. с болг.-М.:Прогресс-1978- 478с.;
9. Маркова А.К., Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы, - М.: Воениздат, 1994 - 374с.;
10.О развитии системы военного образования ВС РФ: Пр. МО РФ от 13.04.94 №191-М.:1993;
11.Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации). - М.: Воениздат,1991-126с.
12.Федеральный закон ”О статусе Военнослужащих’’, -М.: Ось - 89. 1999 ,. 64с.;
13. Белкин В. , Белкина Н. Мотивы и стимулы труда.
14. Бовыкин В.И. Новый менеджмент : управление предприятием .
15. Учебное пособие «Основы теории управления » А.Е.Солодуха (ДВВКУ)
16. Учебное пособие «Основы теории организации » Е.Г.коноплев (ДВВКУ)
17. Музыченко В.В. М 898 Управление персоналом. Лекции: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 528с.
18. Интернет – газета.Gazeta. kz/ art. asp?aid=2383
19.Психология и педагогика управленческой деятельности командира(военного инжинера) Ч. I. Под редакцией Л.Н. Уварова. Москва, 1995.
Приложение 1.
Сравнение соответствия элементов профессиональной деятельности младшего командира с аналогичными гражданскими специальностями
Специфика деятельности младшего командира курсантского подразделения ВВУЗа
Гражданский аналог профессиональной подготовки
* сочетание деятельности руководителя коллектива и воспитателя подчиненных в одном лице
Нет аналога
* управление воинским коллективом (15-35 чел.) в сочетании с индивидуально-воспитательной работой
Уровень высшего профессионального образования
* воспитательная работа со сверсниками
* воспитатель и воспитанник находятся в одинаковых условиях общежития круглосуточно
* специальность: начальное военное обучение и воспитание
Уровень среднего профессионального образования
* класс решаемых воспитательных задач – диагностические II уровня
Уровень высшего или среднего профессионального образования
Приложение 2.
Система создания мотивационно-стимулирующих условий труда
Функция привлеченного
человека
Позиционер
Что необходимо поддерживать у работающего
Работник [собственник рабочей силы]
Работодатель [собственник денежных средств и средств производства]
заинтересованность в результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил
Специалист-профессионал
Предприниматель [хозяин дела]
профессиональное самоопределение к работе в фирме в рамках специальности
Сотрудник Фирмы
Фирма в целом
самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр.
Исполнитель
Менеджер
самоопределение к исполнительским нормам
Коллега
Коллега[работник вспомогательной службы и т.п.]
самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами
Рационализатор
Заинтересованный в нормативной организации труда [НОТ]
заинтересованность во внесении рациональных предложений
Член коллектива
колектив
самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здорового психологического климата
Работник-пользователь
оргтехникой, спецоборудованием и т.д.
Технолог
готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.п.
Источник: Верхоглазенко В. Мост между интересами // Маркетолог.- 1999. - №1
Дипломная работа выполнена мною самостоятельно. Использованные в работе материалы из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.
Отпечатано в 1 экз.
Библиография 19 наименов.
Один экземпляр сдан на кафедру.
Курсант .И. Кислицын
«___» июня 2008 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15