|
9,93 |
12,72 |
|||
3 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
2,36 |
0,95 |
4,03 |
|
4 |
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % |
6,91 |
2,89 |
13,45 |
|
5 |
Рентабельность производства, % |
3,63 |
2,99 |
6,99 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что в 2004 году наблюдается резкое снижение рентабельности реализованной продукции, собственного капитала и рентабельности производства по сравнению с 2003 годом. Это произошло за счет резкого снижения чистой прибыли более, чем в 4 раза. За счет увеличения прибыли от продаж увеличилась рентабельность основных фондов и рентабельность продаж в 2005 году. Остальные показатели показывают, что прибыльность хозяйственной деятельности в 2005 году также увеличилась по сравнению с 2004 годом.
Наличие и движение основных фондов
Для обобщающей характеристики интенсивности и эффективности использования основных средств служат показатели:
# Фондоотдача – показывает, какое количество продукции приходится на один рубль основных фондов.
# Фондоёмкость – это показатель обратный фондоотдаче, который показывает стоимость основных фондов приходящихся на один рубль выпускаемой продукции.
# Рентабельность производственных фондов по прибыли до налогообложения – это отношение прибыли до налогообложения к ОПФ.
Показатели эффективности использования ОФ сведем в таблицу 2.6.:
Таблица 2.6.
Анализ эффективности использования основных фондов
№ п/п
Наименование показателя
Порядок расчета
Значения
2003 г.
2004г.
2005г.
1
Объем производства продукции, тыс.руб.
122492,62
153884,1
184550,6
2
Среднегодовая величина ОПФ по остаточной стоимости, тыс.руб.
106325
115780
120937,5
3
Фондоотдача ОПФ, руб/руб.
п.1/п.2
1,15
1,33
1,53
4
Фондоемкость продукции, руб/руб.
0,87
0,75
0,65
5
Фондорентабельность, %
4,84
1,95
9,33
Анализируя показатель фондоотдачи, выявилось, что в 2005 году на 1 руб. ОПФ приходилось 1,53 руб. товарной продукции. Фондоотдача в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилась на 15,04%, а по сравнению с 2003 годом на 33,04%. Это прежде всего связано с увеличением объема выпускаемой продукции.
В 2005 году фондоёмкость составила 0,65 руб./руб., это значит, что для производства 1 ед. продукции понадобится 0,65 руб. ОПФ, в 2004 – 0,75 руб./руб., а в 2003 году – 0,87 руб./руб.
Такое увеличение фондорентабельности (в 2005 году этот показатель увеличился по сравнению с 2004 годом на 378,5%, а с 2003 годом на 92,77%) говорит о том, что ОАО «Стройматериалы» увеличило показатель прибыли, что явилось причиной более устойчивого финансово-хозяйственного состояния предприятия
Оценка инновационного потенциала предприятия за 2005 год
Для определения финансовой устойчивости рассчитаем трехкомпонентный показатель.
Таблица 2.7.
Расчет трехкомпонентного показателя типа инновационного потенциала, тыс. руб.
№ пп
Показатель
На начало 2005 года
На конец 2005 года
1
2
5
6
1
Собственный капитал (Ис)
79264
88547
2
Внеоборотные активы (F)
62054
65216
3
Запасы (Z)
23926
26718
4
Долгосрочные кредиты и займы (Кт)
93
82
5
Краткосрочные кредиты и займы (Кt)
15767
24654
6
Затраты, связанные с реализацией инновационного проекта (Син)
––
1534
7
Излишек или недостаток оборотных средств (±Еn) ((1-2)-3-6)
-6716
-4921
8
Излишек или недостаток собственных и заемных источников(±ЕТ) ((1-2+4)-3-6)
-6623
-4839
9
Излишек или недостаток общей суммы нормальных источников формирования (±Еt) ((1-2+4+5)-3-6)
9144
19815
10
Трехкомпонентный показатель
{0;0;1}
{0;0;1}
Исходя из расчета трехкомпонентного показателя типа инновационного потенциала можно сделать вывод о том, что ОАО «Стройматериалы» в данный момент имеет низкий уровень инновационного потенциала. Для реализации стратегии инновационного развития требуется привлечение значительных финансовых средств из внешних источников.
2.2. Характеристика инновационной деятельности на предприятии
ОАО «Стройматериалы» г. Белгорода с момента своего образования является одним из крупнейших производителей строительных материалов в области и за ее пределами. На предприятии происходит постоянное освоение новых строительных материалов.
В 2002 году на предприятии были установлены новые фильтры очистки воздуха и отходящих газов, рассчитанные на улавливание до 44 тонн примесей в год. Затраты на приобретение и установку фильтров составили 1198 тыс. руб. Результатом внедрения очистных сооружений является улучшение экологической обстановки в стране.
С 1 марта 2004 года запущена в эксплуатацию линия по производству новых высококачественных сухих строительных смесей. Предлагаются новые виды продукции:
¯ шпаклевки: универсальная, финишная универсальная и финишная белая, гипсовая «стандарт»;
¯ штукатурные смеси: немодифицированная и универсальная;
¯ клей плиточный «Стандарт», клей для ячеистого бетона, плиточный «керамогранит» и многое другое.
Тот спектр смесей, который теперь выпускается в ОАО «Стройматериалы», позволяет вести все работы, начиная от кладочных и заканчивая отделочными.
Сейчас появилось новое перспективное направление - монолитно-каркасное домостроение. При нем не требуются несущие стены, а нужны ограждающие конструкции. В них больше применяется пенобетон с утеплителем или оштукатуриванием, а также лицевой кирпич. Так как потребление последнего сейчас не увеличивается, предприятие работает не только над улучшением его качества, но и над созданием линии по производству цветного лицевого кирпича.
Осенью 2006 года произойдет запуск немецкого пресса для производства окрашенного кирпича. Планируемый объем производства – 3 млн.усл.кир. в год. Стоимость пресса – 30 млн. руб. с монтажом.
ОАО «Стройматериалы» также освоил технологию производства высокодисперсного мела, качество которого будет измеряться микронами. Это мел самого высокого класса.
Главная проблема предприятия на сегодня – стабилизировались цены на энергоносители. Второй сдерживающий фактор - лимиты на природный газ.
На предприятии были проведены работы по монтажу и запуску линии сухих смесей, реконструкция газоочистных установок и монтаж линий по производству высокодисперсного мела мокрым способом. Готовится проект теплообменника для вращающейся печи, что позволит снизить расход газа при производстве извести.
Совместные проекты по выполнению исследований и разработок за последние годы не осуществлялись. Также не происходили изменения в организации и управлении предприятием.
К факторам, препятствующим внедрению инноваций на ОАО «Стройматериалы» можно отнести:
¶ Нехватка средств;
¶ Недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
¶ Высокая стоимость нововведений;
¶ Невосприимчивость предприятия к нововведениям;
¶ Длительные сроки окупаемости нововведений в связи со спецификой продукции и наличием высокой степени риска;
¶ Низкий инновационный потенциал организации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.