Рефераты. История экономики России XX века. 1900 – 1917 годы






160

Механический завод Копелля

400

280

120


Из приведенных данных видно, что при разбросе сокращения от 36,6% до 12,5% рабочих в среднем в течение года работу потеряли 8030 человек, или почти 36% рабочих-металлистов столицы.

Новым фактором в экономике в годы депрессии стало повышение стоимости продукции при снижении объемов ее выпуска. Это было следствием монополизации целых отраслей, что позволяло получать прибыли «новым методом», создавая искусственный дефицит и повышая соответственно цены на продукцию. Особенно ярко это проявилось в нефтедобыче. Сократив ее добычу за 1904-1907 гг. почти на 27%, монополии добились повышения стоимости на 180%.

В 1909 г. начался новый промышленный подъем, на который оказали влияние сразу же несколько факторов, что придало ему определенное своеобразие.

Во-первых, Столыпинская реформа дала толчок развитию кулацких хозяйств, которые предъявили повышенный спрос на машины, удобрения, стройматериалы.

Во-вторых, та же реформа привела к увеличению прослойки бедных крестьян, которые расширили рынок рабочей силы.

В-третьих, отмена выкупных платежей несколько увеличила покупательную способность крестьян, а следовательно, и спрос на промышленные товары.

В-четвертых, правительство приступило к реализации программы перевооружения. Оно размещало громадные военные заказы, и тем самым способствовало оживлению промышленности и экономики в целом.

В-пятых, в стране сложилась развитая система финансово-кредитных учреждений, накопилось достаточное количество капиталов, которые в годы кризиса и депрессии не вкладывались в производство. Теперь, при хозяйственном оживлении, эти деньги вкладывались в промышленность.

В-шестых, в эти годы быстро нарастал хлебный экспорт, что давало правительству дополнительные средства, которые шли на развитие промышленности.

Особенностью нового промышленного подъема было то, что спрос на капитал был в значительной степени удовлетворен за счет внутреннего денежного рынка. К началу промышленного подъема общая сумма вложений отечественного капитала в акционерные компании составила 1795 млн. руб. против 1187 млн. руб. иностранных капиталов. По крайней мере, приток иностранного капитала в эти годы был ниже, чем в период промышленного подъема 1892-1900 гг. К 1914 году удельный вес иностранного капитала в общем объеме инвестиций вырос на 25%. Общий объем иностранных инвестиций к 1913 г. достиг примерно 2 млрд. руб. (при колебании данных по различным источникам от 1989 до 2243 млн. руб.)

В годы депрессии капиталисты, имея свободные средства, провели техническую реорганизацию и переоборудование многих заводов, обновили станочный парк, увеличили энерговооруженность и т.д. Все это позволило при благоприятной конъюнктуре рынка быстро начать наращивание производства.

Как и в 90-е гг. новый промышленный подъем характеризовался очень высокими темпами. Среднегодовой прирост всей промышленной продукции составил 8,8% против 9% в 90е гг. К 1913 г. темпы роста составили 19%.

Особенностью промышленного подъема 1904-1913 гг. было как ни странно, сокращение железнодорожного строительства. Если в годы кризиса 1900-1903 гг. было пущено в эксплуатацию 5,2 тыс. км, в период депрессии – 6,3 тыс. км, то за 1909-1913 гг. всего 3,9 тыс. км. Новый всплеск ж/д строительства связан с первой мировой войной, когда за 1914-1917 гг. построили 8,1 тыс. км железнодорожных путей.

Вновь, как и раньше, в годы первого промышленного подъема более быстрыми темпами развивались отрасли группы «А» (на 83%), в то время как легкая промышленность (группа «Б») возросла лишь на 35%.

По темпам роста производства Россия вышла на первое место в мире, обогнав такие страны как США, Германию, Англию. Производство чугуна увеличилось на 64%, стали – на 82%. Быстро развивались такие отрасли как машиностроение и металлообработка, о чем свидетельствуют следующие данные.


Таблица 7

Динамика продукции машиностроения
в России (в млн. рублей)

Отрасль

Годы

Прирост в % за 1900-1912 гг.

 

1900

1908

1912


Производственное машиностроение, включ. электропромышленность

98,3

103,8

178,6

181,7

Сельскохозяйственное машиностроение

12,6

27,1

42,0

333,3

Судостроение

7,6

52,6

34,2

450

Транспортное машиностроение (паровозо- и вагоностроение)

108,9

85,3

65,3

59,9

ВСЕГО

227,4

268,8

320,1

140,8


Из приведенной таблицы видно, что при общем росте объемов продукции машиностроения на 40,8% внутри его отдельные отрасли развивались крайне неравномерно. Так, продукция производственного машиностроения и электропромышленность выросла в 1,8 раза, сельскохозяйственного машиностроения – в 3,3 раза, судостроения, несмотря на сокращение объемов в годы II промышленного подъема – в 4,5 раза. Исключение составило транспортное машиностроение, объем продукции которого сократился в связи с уменьшением железнодорожного строительства (за 1909-1913 гг. было построено всего 3,9 тыс. км ж/д путей), и постепенным насыщением подвижным составом уже эксплуатируемых ж/д. В результате выпуск паровозов, например, в 1913 г. сократился по сравнению с 1902 г. почти в 2 раза (с 1172 шт. до 609 шт.)

Узким местом машиностроения оставалось станкостроение. Значительная часть машин, оборудования, аппаратов по-прежнему ввозилась из-за границы. Так, в 1911 г. их было завезено на 147 млн. руб., а на следующий, 1912 г. уже на 150 млн. руб. Доля России в мировом машиностроении составила к 1913 году 4%. Она значительно отставала от США (50%), Германии (20,6%), Великобритании (11,8%), однако все же занимала 4 место в мире. В 1912 г. производство машин в России (без военной продукции) оценивалось в 320 млн. рублей.

К 1913 г. страна на 56% удовлетворяла свои потребности в станках и оборудовании собственными силами. Это был большой успех, особенно если учесть, что в 70-е гг. XIX века мы импортировали даже рогожные мешки.

Развитие промышленности сопровождалось ростом энерговооруженности труда. Только за первые 9 лет XX века (1900-1908 гг.) энерговооруженность труда выросла в 1,5 раза и цифра эта продолжала расти в годы нового промышленного подъема. Однако, несмотря на успехи в этой области, Россия по-прежнему существенно отставала по этому показателю от наиболее развитых стран мира. Правда, отставание носило уже совершенно другой характер. Да, Россия, где энерговооруженность труда на одного рабочего достигала 1,5 л.с., по-прежнему существенно отставала от США и Англии, но уже обогнала Германию, Францию и другие страны.

Экономический рост невозможен без роста производительности труда. С учетом изменения цен рост производитёльности труда за первые 13 лет XX века составил 45%. Правда, эта цифра дает нам лишь усредненные данные, а по различным отраслям и даже внутри отраслей в зависимости от регионов данные о производительности труда, как и о его энерговооруженности, довольно существенно разнились. Например, разница в энерговооруженности Урала и юга России была просто колоссальна. Из всех двигателей, имевшихся в этой отрасли, суммарная мощность которых составляла 9,5 тыс. л.с., 8 тыс. л.с. было сосредоточено на рудниках Донбасско-Криворожского бассейна. Соответственно, и производительность труда на Урале не шла ни в какое сравнение с новым горно-металлургическим районом. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других отраслях.

По этим показателям Россия серьезно отставала от наиболее развитых в промышленном отношении стран. Так, годовая производительность одного фабрично-заводского рабочего России в 1908 году составляла 1810 рублей, в США в 1910 году – 6264 рублей. Уровень производительности труда в России был примерно в 3,5 раза ниже, чем в США.

Тем не менее успехи промышленного развития России были несомненны. Особенно быстро развивались такие регионы как Центральный, Северо-Западный, Южный и другие промышленные районы. При этом сохранялась наметившаяся еще в XIX веке неравномерность промышленного развития различных районов страны. Так, 6 промышленных районов из 17 экономических районов империи (Северо-Западный, Центрально-Промышленный, Уральский, Украинский, Польский и Прибалтийский), где проживало в общей сложности 52,1% населения страны и было сосредоточено 68,8% промышленных предприятий, давали 82,6% стоимости валовой продукции промышленности и концентрировали на своей территории 81,9% всех рабочих России. На всю остальную территорию (11 экономических районов) империи оставалось соответственно 31,2% предприятий, преимущественно мелких, где работало всего 18,1% рабочих и производилось 17,4% стоимости валовой промышленной продукции.

Если добавить, что именно в этих районах были сосредоточены наиболее важные отрасли промышленности (химическая, машиностроение, металлургия, нефтедобыча и т.д.), то становится ясным, что потенциал остальной территории страны использовался крайне слабо. С другой стороны, эти же данные свидетельствовали о наличии больших резервов в экономическом развитии. Примером этому может являться Сибирь, обладающая огромными естественными ресурсами, которая давала всего 1,8% промышленной продукции в самом начале века и начала быстро наращивать свой потенциал после строительства ж/д, правда, пока преимущественно в отраслях легкой и пищевой промышленности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.