Рефераты. История экономики России XX века. 1900 – 1917 годы






Железнодорожное строительство имело огромное экономическое значение еще и потому, что втягивало все новые и новые районы империи в активную хозяйственную жизнь, способствовало развитию товарного сельского хозяйства, там, где раньше господствовало полупатриархальное земледелие, ускоряло промышленное освоение новых территорий. Да и сами железнодорожные станции с их мастерскими, технологическими службами часто становились новыми очагами промышленности.

Известно, например, что благодаря прокладке Транссиба доход от молочных продуктов Сибири превысил к концу XIX в. доход, получаемый от всех золотых приисков страны.

Прокладка железных дорог способствовала быстрому формированию и развитию такого нового промышленного района, как Донецко-Криворожский, который отодвинул на второй план «старый» Урал.

Благодаря железным дорогам быстро развивалась промышленность центральных районов, на Кавказе и в других местах.

Однако для объективной оценки уровня развития железнодорожного транспорта и степени влияния его на состояние дел в экономике следует рассматривать такой важный показатель, как плотность железнодорожной сети (километров путей на одну тысячу километров квадратных территории). Именно плотность покрытия территории страны железнодорожными путями позволяет полно использовать ее экономический потенциал.

По этому показателю Россия отставала от других развитых стран. Так, в Великобритании на тысячу квадратных километров территории приходилось 100 км железнодорожных путей, в Германии – 80, а в России всего – 1,5 км.

Понятно, что при всех тогдашних успехах российской экономики, ее потенциал был задействован далеко не полностью. Конечно, территория России не шла ни в какие сравнения с территориями европейских государств и для ее освоения требовалось большее время и большие деньги. Возможности же любого государства всегда ограничены. Однако динамика железнодорожного строительства позволяла рассчитывать, что темпы экономического освоения новых территорий будут возрастать. Для этого казалось бы были все основания.

За годы промышленного подъема производство тяжелой промышленности увеличилось в 2 раза. Важнейшие же отрасли развивались еще более быстрыми темпами.

Например, выплавка чугуна выросла с 0,9 млн. тонн до 2,9 млн. тонн, или в 3,2 раза, добыча угля – с 6,1 млн. тонн до 16,6 млн. тонн, или в 2,7 раза. Еще более впечатлительными были успехи России в нефтедобыче. С 1870 по 1890 гг. она выросла в 134 раза с 29 тыс. тонн до, примерно, 4 млн. тонн. Правда следует иметь в виду, что раньше промышленной потребности в этом виде топлива не было. За годы промышленного подъема добыча нефти увеличилась с 4 млн. тонн до 10,5 млн. тонн или в 2,6 раза. Уже в 1901 г. Россия сосредоточила на своей территории половину мировой нефтедобычи.

Казалось бы, применительно к этой отрасли мы можем говорить о сырьевой эксплуатации России. Однако статистика этого не подтверждает. В отличие от сегодняшнего дня Россия, будучи крупнейшим производителем нефти, сырой продукт практически не экспортировала, предпочитая вывозить продукцию глубокой, по тем временам, переработки: бензин, осветительные и смазочные масла и т.д. Кроме того, на экспорт шла меньшая часть продукции.

Быстрыми темпами развивались отрасли, определяющие техническое лицо промышленности в целом и позволяющие говорить об уровне технического прогресса. Так, за 1890-1899 гг. общая стоимость продукции машиностроения выросла с 56 млн. руб. до 209 млн. руб., или в 3,7 раза, а число выпускаемых на отечественных заводах паровозов выросло с 83 до 875 или в 10 раз. Приблизительно вдвое увеличилось производство строительных материалов.

Не менее быстрыми темпами развивалась и росла легкая промышленность. В целом ее производство увеличилось в 1,6 раза. Так, производство бумажной пряжи за эти годы выросло в 1,7 раза, производство сахара – в 1,6 раза и т.д. В целом такие темпы роста приводили к тому, что структурное соотношение отраслей почти не менялось. К 1900 г. отрасли группы «А» давали по стоимости 40% всей продукции. В общей сложности удельный вес промышленного производства России в системе мирового хозяйства за эти годы удвоился, что говорило о динамичном развитии российской экономики.

Промышленный подъем 90-х гг. сопровождался строительством большого числа новых крупных предприятий. Набрал силу процесс концентрации производства и рабочей силы, что сохранится и в последующие годы.

В эти годы в стране продолжают оформляться монополии в виде картелей и синдикатов (первые партии появились еще в 80-е гг. XX в.). Более подробно о процессе монополизации и его особенностях будет сказано позже.

Несмотря на впечатляющие результаты промышленного подъема, в технико-экономическом отношении Россия все же отставала от таких стран как США, Германия, Англия, однако, она вплотную приблизилась к такой державе как Франция и обогнала Австро-Венгрию. По основным показателям Россия шла вровень с Францией. По выплавке чугуна она вышла на третье место в мире, а по добыче нефти – на первое. Однако по объему продукции на одну душу населения она, по-прежнему, отставала от наиболее передовых стран.

Важной особенностью промышленного подъема являлся большой приток иностранных инвестиций в русскую промышленность, благодаря сознательно проводимой С.Ю. Витте экономической политике, о чем уже говорилось в прошлых лекциях. Вот как об этом писал сам Сергей Юрьевич: «В мое время значительно выросла русская промышленность. Благодаря систематическому проведению протекционистской системы и защите, с моей стороны, и привели к нам иностранные капиталов. Промышленность у нас начала быстро развиваться, и в мое управление министерством можно сказать прочно установилась национальная русская промышленность».

Уже к 1890 г., примерно, 25% всего акционерного капитала принадлежало иностранцам. В последующие годы этот поток усилился. При этом иностранный капитал стал привлекаться в основном в виде инвестиций, а не займов. Это облегчило импорт технологий, способствовало быстрому развитию наиболее перспективных отраслей промышленности на современной технической и технологической базе.

Уже к 1900 г. иностранные инвестиции превысили 30% от общего объема вложений в промышленность. При этом по отдельным отраслям она была значительно выше, о чем мы уже говорили в предыдущей лекции. К началу XX века доля иностранцев в акционерном капитале составила 45%. Ежегодно в стране основывалось в среднем 20 иностранных компаний.

Промышленный подъем 90-х гг. сменился кризисом 1900-1903 гг. Он охватил все передовые в промышленном отношении страны.

Особенностью кризиса в России был его затяжной характер. В целом падение стоимости промышленной продукции было небольшим, но то, что кризис охватывал попеременно то одну, то другую отрасль, придавало ему определенное своеобразие и болезненность. Сильнее пострадала тяжелая промышленность. При падении производства в ней в разные годы от 3% до 9%, в отдельных отраслях спад составлял от 10% до 15%. Так, выплавка чугуна за эти годы сократилась на 15,1%, производство сортового железа и стали на 17%, в то время как добыча каменного угля наоборот выросла на 10,6%.

Несмотря на кризис продолжалось, хотя и менее интенсивно, ж/д строительство. Длина ж/д путей выросла за эти годы на 5,2 тыс. км., т.о. в среднем в год в стране в условиях кризиса сдавалось в эксплуатацию 1,3 тыс. км путей.

В меньшей степени кризис задел легкую и пищевую промышленность. Более того, некоторые ее отрасли даже увеличили производство. Так, производство сахара выросло на 32,6%, бумажной пряжи – на 10,96%, суровья – на 14,5%, переработка хлопка возросла на 9,38% и т.д.

Однако кризис есть кризис. Избыток товаров, не находивших сбыт, отсутствие кредитования, - все это привело к банкротству и закрытию 3 тыс. предприятий, в основном мелких, с числом рабочих до 100 чел. В общей сложности потеряло работу более 100 тыс. человек.

Крупные предприятия легче переносили кризис, хотя также были вынуждены увольнять часть рабочих. Правда эти заводы и фабрики находились в лучших условиях, так как получали правительственную поддержку через Госбанк в виде кредитов, что позволяло им даже проводить модернизацию производства. Однако в целом, конечно же, субсидии в промышленность в 1900 – 1903 гг. резко сократились.

Кризис ускорил процесс концентрации и монополизации производства, начавшийся еще в 80-х – 90-х гг. XIX вв.

Следом за кризисом последовала депрессия, которая охватила 1904-1908 гг. В это время отмечается 2 заметных оживления в экономике, которые, однако не переросли в общий подъем из-за того, что рост производства охватывал поочередно разные отрасли при падении его в других.

Результатом депрессии явилось дальнейшее сокращение численности рабочих в ряде отраслей промышленности. Данное положение можно наглядно проиллюстрировать на примере крупнейших предприятий Петербурга.


Таблица 6

Сокращение численности рабочих на крупнейших
предприятиях Петербурга
с 1 января 1907 г. по 1 января 1908 г.


Название предприятий

Состояло рабочих на 1 января 1907 г.

Состояло рабочих на 1 января 1908 г.

Число уволенных рабочих

Путиловский завод

10950

7000

3950

Невский судостроительный и механический завод

5000

3500

1500

Вагоностроительный завод

2100

400

1700

Металлический завод

2000

1700

300

Механический завод Нобеля

800

700

100

Машиностроительный завод Лесснера

600

400

200

Чугуно-труболитейный завод

460

300

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.