Рефераты. История экономики России XVII-XVIII веков






Отвоевав выходы на Балтику и Черное море, Российская империя к концу XVIII в. превращается в сильную морскую державу, ведущую активную внешнюю торговлю со странами Европы, Азии и Дальнего Востока.

Фундамент этих впечатляющих успехов в значительной степени был заложен еще в самом начале столетия преобразованиями первого Российского императора Петра I. Именно его реформы, охватывающие различные стороны общественной жизни, во многом определили вектор экономического развития страны на сто и более лет. По некоторым же вопросам отдаленное влияние этой личности мы ощущаем и сегодня.

Поэтому вполне логично, что при анализе хозяйственной жизни России XVIII в., период, связанный с петровскими преобразованиями, должен быть выделен и рассмотрен особенно пристально.


Раздел 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.


§ 1. ВЗГЛЯДЫ ПЕТРА I НА НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ СТРАНЫ И МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ


Традиционно вся преобразовательская деятельность Петра I условно делится на два периода, Первый хронологически датируется от начала царствования до 1709/1710 гг. и второй - до конца царствования императора-реформатора.

Существует распространенное мнение о том, что реформы Петра, особенно в начальный период, были вызваны войнами, тесно связаны с ними и полностью вытекали из их потребностей. Это проявлялось и в формах, и в методах их проведения. Отсутствовал какой-либо четкий план. Явно просматривается неупорядоченность, незавершенность и разбросанность в самих преобразованиях. В силу целого ряда обстоятельств государство основную тяжесть в проведении реформ было вынуждено брать на себя. Отсюда упор на администрирование, насилие, жесткую регламентацию. Сохраняется ощущение, что пока у правительства и царя присутствует лишь смутное понимание того, что в основе должно лежать "общественное благо" и победа над противником.

Лишь на втором этапе, когда обозначился явный перелом в ходе Северной войны, реформы принимают более осмысленный и целенаправленный характер. Предпринимаются попытки осмыслить, а каковы должны быть конечные результаты? Отсюда появление таких трудов, как книги: Посошкова "О скудости и богатстве", Салтыкова - "Пропозиции" и "Изъявления". Государство старается охватить реформами все стороны жизни, т.е. появляются элементы комплексности. Предпринимаются меры по развитию частной инициативы и переориентации экономики на нужды рынка. Это приводит к некоторым изменениям в методах, темпах и формах реформ. В частности, от прямого принуждения государство все чаще переходит к мерам экономического стимулирования.

Признавая определенную обоснованность этой точки зрения, мы, тем не менее, хотели бы внести в эту позицию некоторые уточнения.

Война, конечно же, оказала самое серьезное влияние на темпы, очередность, формы и методы проведения реформ. Однако сами реформы, и, прежде всего это касается экономики, все же не вытекали только из них.

Да, в первые годы правления Петр не имел еще четкого, или хотя бы общего плана преобразований страны. Были лишь абстрактные юношеские мечты об изменении жизни по-новому, об укреплении мощи государства, а через это и об улучшении жизни подданных. Однако с другой стороны, уже с самого начала эти мечты имели довольно конкретное направление.

Есть свидетельства о том, что уже в эти годы юный царь не раз говорил о необходимости преобразований для преодоления отсталости, о развитии промышленности и торговли.

Так, побывав в Архангельске в 1693-1694 гг., где Петр своими глазами увидел настоящие корабли и ознакомился с работой порта, он не раз в беседах со своими приближенными подчеркивал важность и необходимость немедленного реформирования страны.

Летопись передает нам содержание обстоятельной беседы царя с архиепископом Архангельским. Речь шла "о царственных бытностях и болярских и великих людей, так же и мирских простых людях и в работе пребывающих и о домовом и о всяком заводов здании много разумно; так же и о водяном путешествии морском и речном кораблями и всякими судами со многим искусством".

Следующим толчком к началу кардинальных реформ по преобразованию страны стали Азовские походы, которые высветили отсталость государства. Именно после первого неудачного похода Петр I принимает историческое решение о создании российского флота, который начинает строиться на воронежских верфях. Уже в этом крупном проекте как в капле воды отражаются наиболее характерные методы и приемы, с помощью которых Петр будет проводить многие свои преобразования. Это административный подход, жесткая регламентация, значительная роль государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономике.

Хорошо известно, как Петр решил, например, проблемы нехватки денежных средств и людей для корабельного строительства. Волевым решением было создано 42 светские и 19 духовных компаний (кум панств), которые должны были за свой счет построить до 1698 г. 16 крупных кораблей и 60 бригантин. Стоимость этого строительства по оценке одного из ведущих исследователей петровской эпохи Н.И. Павленко, составила не менее полумиллиона рублей на тогдашние деньги, или примерно 25% доходной части бюджета за 1680 г. Кроме того, была объявлена корабельная повинность и тысячи людей из разных районов страны были согнаны на строительство флота.

И, наконец, огромное влияние на реформаторскую деятельность Петра I оказало его первое путешествие в Европу в составе Великого посольства. Юный царь своими глазами увидел успехи европейской цивилизации. Повсюду, где он был, Петр посещал мануфактуры, фабрики, арсеналы, верфи, проявляя такую необыкновенную любознательность, которую часто не могли удовлетворить познания тех, к кому он обращался с вопросами. В ходе путешествия царь сам освоил несколько специальностей и, главное, он вынес четкое понимание необходимости немедленного начала преобразований.

Именно в эти годы у Петра начинает оформляться идея строительства "регулярного государства", деятельность которого должна быть направлена исключительно для обеспечения "общественного блага". Важность этих идей заключалась в том, что именно из них вытекали положения о роли государства, о его месте в экономических преобразованиях, о значении государственного принуждения и т.д., а все это в свою очередь определило темпы, очередность и формы проведения реформ.

Впервые идею "общего блага" Петр сформулировал в 1702 г., в именном указе, где он провозглашал, что все его "старания и намерения... клонились к тому, чтобы сим государством управлять таким образом, чтобы все наши подданные попечением нашим о всеобщем благе, более и более приходили в лучшее и благополучней шее состояние".

Более конкретно эту мысль Петр формулировал в 1721 г.:"...надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, который Бог нам перед очи кладет как внутрь, так и вне, отчего облегчен будет народ". При этом под "общим благом" Петр, судя по всему, понимал не только приращение богатства (в смысле накопление денег и других ценностей), а всемерное развитие производства, сельского хозяйства, торговли.

Из приведенных слов и других документов достаточно ясно видно, какую роль Петр отводил государству, которое должно было с одной стороны создать условия для расцвета ремесел, торговли, искусств, а с другой - принудить подданных к производительному труду на пользу государству. Само "регулярное государство" представлялось Петру I как некий идеальный социальный механизм, где каждый подданный или сословие в целом занимают строго отведенную им социальную нишу и выполняют определенную функцию. В зависимости от доли их участия в создании "общего блага" государство, которое выступает в роли своеобразного гармонизатора и регулятора. Оно распределяет каждому подданному определенную часть этого "блага". Отсюда вытекала ставка на администрирование, регламентацию, государственное насилие и т.д.

Позже в Указе 1723 г. о Мануфактур-коллегии Петр прямо отметит положительную роль государственно-административного принуждения: "Что мало охотников и то правда, понеже наш народ, яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят, что явно из всех дел не все ль неволею сделано, и уже за многое благодарение слышится, от чего уже плод произошел".

Мы не случайно остановились на анализе взглядов Петра I на роль и место государства и административного насилия в ходе реформ. Понимание позиций царя по этим вопросам позволит, на наш взгляд, лучше понять масштабы и особенности методов при проведении им преобразований.


§ 2. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Первый этап реформ начинается в условиях неудачно начавшейся Северной войны. Было некогда ждать, пока развернется частная инициатива и предпринимательство, В этих условиях государство было вынуждено взять на себя инициативу и львиную долю расходов по созданию отечественной промышленности.

Заботы казны охватывали практически все стороны деятельности, связанные с организацией и функционированием предприятий. Это касалось и поиска полезных ископаемых, и финансирования строительства предприятий, и решения проблем, связанных с рабочей силой и подготовкой специалистов, и, наконец, вопросов сбыта готовой продукции, и т.д. и т.п.

Уже в первые годы царствования резко активизировались поиски различных рудных месторождений, необходимых для создания промышленности. Известно, например, что в 1695 г. в Европу с образцами серебряной и свинцовой руды для проведения анализа на пригодность месторождения для промышленной разработки был отправлен иностранец русской службы Матвей Поппа.

Начинаются активные поиски руд в Сибири, на Урале, следует целый ряд указов, направленный на развязывание инициативы местных жителей и властей. В 1700 г. создается специальный приказ "Рудокопных дел".

В наиболее развернутом виде программа развития горного дела в России была сформулирована Петром в 1719 г. в указе об учреждении Берг-коллегии. Этим же указом была ликвидирована существовавшая до этого монополия на природные богатства. Это было сделано для развития инициативы на местах. Руды разрешалось искать людям любого звания на своих и чужих землях. Нашедшим выдавалась грамота на право организации производства и могла быть выделена ссуда из Берг-коллегии. За утаивание сведений вводились суровые наказания.

Помимо охотников-рудознатцев в штате Берг-коллегии состояли специальные "рудные доносители", которые вместе с помощниками находились на государственном жаловании. Все эти меры позволили довольно быстро и успешно решить сырьевую проблему и подготовить условия для создания отечественной тяжелой промышленности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.