Рефераты. История экономики России XVII-XVIII веков






Параллельно с поиском руд шло активное строительство мануфактур, или как их называли в России заводов, в первую очередь металлургических и оружейных.

Это объяснялось тем, что война требовала в огромных количествах оружия, боеприпасов, других материалов, необходимых для армии.

Именно казной основываются в эти годы почти все крупные заводы, либо она выступает соучредителем в создании частных мануфактур. Так, в 1699-1700 гг. был основан Невьянский завод на Урале, 1701-1704 гг. - Каменский, Уктусский, Алапаевский чугунолитейные и железоделательные заводы и Палевский медеплавильный. Ряд заводов были построены в эти же годы в Воронежском крае, Северо-Западном районе и т.д. Стоимость только одного Невьянского завода составила 11888 рублей. Всего же до 1709 г., считая наиболее устойчивые предприятия, было основано 11 чугунолитейных и железоделательных заводов, 2 медеплавильных и т.д.

Такое промышленное строительство ложилось тяжелым бременем на государство. Ежегодные ассигнования на эти нужды составляли 8-10% , достигая иногда (особенно в первые годы Северной войны) 20% госбюджета. Учитывая, что военные расходы поглощали от 60 до 80% бюджета, следует признать, что промышленные расходы были весьма существенны.

Эта политика, хотя и в меньших размерах, продолжалась и в последующие годы. В общей сложности к 1725 г. казенные предприятия составляли свыше 60% от общего числа мануфактур.

Государство брало на себя заботу по подготовке квалифицированных промышленных кадров. С этой целью за границей нанимали мастеров по различным отраслям промышленности. За казенный счет за границу посылали на учебу русских волонтеров. Позже кадры начинают готовить в России, в специально созданных для этого светских учебных заведениях. Для подготовки квалифицированных рабочих по инициативе правительства создается система ученичества прямо на предприятиях. К мастерам прикрепляли учеников, которым они должны были передать секреты ремесла. Срок учебы был определен в 7 лет, по истечении которого ученик, после испытания, переводился в разряд подмастерьев или мастеров.

Часто из-за нехватки средств, не дожидаясь, пока развернется частная инициатива, государство прибегало к чисто административным мерам по мобилизации частных капиталов на строительство или в промышленность.

Наиболее яркий пример в этом плане - создание компаний для строительства флота в Воронеже. Этим было положено начало формированию целой системы мер, которые довольно широко применялись особенно в первые годы царствования Петра: трудовые повинности, чрезвычайные денежные сборы и другие административные меры.

С административно-бюрократических позиций решался вопрос и с рабочей силой как на казенных, так и на частных предприятиях. К государственным заводам стали приписывать целыми деревнями крестьян. Широко применялся труд каторжников, мастеров или другие специалистов часто брали по указу, а не по свободному найму.

Сложнее дело обстояло с частными предприятиями. В более выгодном положении здесь оказывались вотчинные мануфактуры, т.к. феодалы, основавшие их, либо имели крепостных, либо могли купить их в местности, где организовывалось предприятие. Купцам и другим предпринимателям-промышленникам было сложнее. Они были вынуждены ориентироваться на вольнонаемный труд. Это создавало определенные трудности. Правда, выход был найден и здесь. Заводчики получали в качестве рабочей силы каторжников, пленных, в исключительных случаях к частным заводам приписывали государственных крестьян, которые, работая на заводах, как бы отрабатывали государственные повинности и подати. Из-за низкой оплаты труда на мануфактурах это приводило к подрыву крестьянских хозяйств, так как занятые большую часть времени на производстве крестьяне не могли должного внимания уделять своему хозяйству.

Разумеется, даже эти меры не могли полностью решить проблему рабочей силы для частных заводов, особенно если учесть, что шло бурное промышленное строительство. В первый период реформ приписных имели только 4 завода: Бутената, Демидова, Тамеса и Филатова. Казна просто не могла позволить себе раздавать крестьян всем заводчикам, так как они были нужны и для других дел. Поэтому поначалу в качестве разовых пожалований тому или иному предпринимателю разрешалось покупать крестьян. И, наконец, 18 января 1721 г. Петр издал указ о праве покупать крестьян к заводам для всех предпринимателей, какого бы происхождения они ни были. Вновь образовавшуюся категорию феодальнозависимых крестьян нельзя было эксплуатировать отдельно от завода, и их нельзя было продать или заложить без предприятия.

То, что крепостническое государство по-своему, по- крепостнически решило проблему рабочей силы, имело далеко идущие последствия. В результате многие процессы, происходившие в России, при всей их внешней схожести с европейскими имели часто свою особенную глубинную природу. Фабриканты, особенно в крупной и прежде всего в горнометаллургической промышленности, были одновременно и помещиками, и заводчиками. Они основывали свое господство не на капитале и конкуренции, а на монополии, на своем владельческом праве. Попытки же правительств искусственно привлечь к активной предпринимательской деятельности дворянство, за счет создания ему привилегированных условий, только усугубляли положение. Это в свою очередь вело к тому, что при бурном росте числа мануфактур мы не наблюдаем такого же роста буржуазных отношений как во Франции, Англии и других странах.

Более того, если в отношении к этим государствам мы можем говорить об обуржуазивании части дворянства, то в России наблюдается обратный процесс - одворянивания верхушки предпринимательско-купеческой прослойки. Примером этого является пожалование в 1720 г. дворянства бывшему тульскому кузнецу Демидову, возведение в 1722 г. "именитых людей" - Строгановых в баронское, а затем и в графское достоинство и т.д. Даже те из крупных купцов, которые оставались в прежнем положении, были довольно тесно связаны многими нитями с правительством. В этом, как нам кажется, кроется одна из причин слабости российской буржуазии. Именно здесь нужно искать истоки многих других особенностей в развитии российской промышленности, да и экономики в целом. Если в начале XVIII в. крепостничество обеспечило известный расцвет мануфактурного производства, то впоследствии длительное господство крепостничества послужило основой нарастающей в конце XVIII - первой половине XIX вв. экономической отсталости России.

Конечно же, казна не могла одна долго нести бремя, связанное с созданием промышленности, которая к тому же занималась в основном обслуживанием войны и, следовательно, не приносила больших доходов. Как только в ходе военных действий наметился перелом, и спало напряжение, правительство попыталось выправить ситуацию.

Во-первых, ряд казенных предприятий перешли либо полностью, либо частично на выпуск продукции, предназначенной для внутреннего и внешнего рынка, что, естественно, начало приносить доходы.

Во-вторых, государство постаралось переложить часть трат на общество, стремясь более широко привлечь в производство частный капитал. Для этого была вырабатана целая система льгот и привилегий, которая подкреплялась чисто административными мерами.

Одним из методов привлечения частных капиталов и инициативы стала практика передачи казенных заводов на льготных условиях в частные руки. Иногда предприятия передавались даже бесплатно.

Этими действиями правительство преследовало сразу же несколько целей: во-первых втянуть купечество и дворянство в промышленную деятельность, дело по тем временам новое и непривычное, во-вторых, снять часть денежных затрат с казны, в-третьих, улучшить руководство предприятиями и побыстрее переориентировать их к работе не только на казну, но и на рынок в условиях конкуренции со стороны европейских мануфактур.

Особенно активно эта политика проводилась в 10-20 гг. XVIII в. В общей сложности за это время было передано свыше 30 казенных предприятий, главным образом, легкой промышленности. Известно только три случая передачи частникам металлургических предприятий: Невьяновского завода в 1702 г. Демидову, Казанского медного завода в 1714 г. Калугину, Елабужского медного завода в 1724 г. Небогатову.

Лица, получившие казенные мануфактуры в собственность, пользовались целым рядом привилегий. Им выдавали ссуды, предоставляли право беспошлинной покупки внутри страны и за границей необходимых инструментов, материалов и сырья. Кроме того, довольно часто на первое время новых предпринимателей освобождали даже от налогов и различных поборов. Предприниматели-иностранцы, кроме того, получали право свободного въезда и выезда из России, их обеспечивали квартирами и даже предоставляли право беспошлинной продажи своей продукции.

Правда следует иметь в виду, что казенные предприятия передавались в собственность лишь русским предпринимателям-промышленникам. Иностранцы же могли получить их только в аренду.

Вообще следует отметить, что во второй половине царствования Петра I привилегии давались преимущественно русским промышленникам.

Несмотря на довольно активную политику по передаче казенных мануфактур в частные руки даже в конце царствования Петра за государством оставалось только из крупных и средних - 86 предприятий, которые требовали довольно серьезных средств для поддержания их в надлежащем порядке. Так, по справке, поданной в Сенат в 1711 г. на содержание Воронежских мастерских, Ижинских, Тарнецких, Тульских заводов и поташных мануфактур было израсходовано за 1710 г. 33882 рубля и 3 алтына.

Государственный сектор в промышленности составлял 43% и только казенных денег на развитие промышленности было явно недостаточно. Поэтому во второй половине царствования Петра предпринимались энергичные меры по привлечению частного капитала к строительству новых заводов. Предприятия и мануфактуры разрешалось заводить людям любого происхождения. Государство со своей стороны обязалось не только не чинить им препятствий, но и наоборот, всячески поддерживать и помогать.

С этой целью применяли целую систему мер поощрения, начиная от госсубсидий и кончая заботой о снабжении сырьем и рабочей силой отечественных производителей. При этом система льгот ставила задачу стимулировать приток частного капитала именно в промышленность. Так, государственные ссуды, по замыслу царя, должны были выступать в роли некого организующего начала, к которому должны приращиваться частные капиталы. Не случайно, что эти ссуды выдавались главным образом компаниям. Такая мера способствовала концентрации капиталов для создания крупных и современных предприятий. /Например, "господа интересанты" Шафиров, Толстой и Апраксин к полученной государственной ссуде в 36 тыс. рублей вложили в создаваемую ими шелковую мануфактуру еще 66 тыс. рублей. Кроме того, купцы, которые вошли к ним в долю, внесли еще 23 тыс. рублей. Таким образом, начальный капитал составил 125 тыс. рублей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.