Рефераты. История экономики России XVII-XVIII веков






Благодаря выходу к морям был существенно расширен объем внешнеторговых операций. Во внешней торговле, пожалуй даже больше чем в других отраслях экономики, государство при Петре пыталось играть активную роль. Регламентация, опека и госконтроль были особенно сильны в начальный период. Помимо установки размеров ввозных и вывозных пошлин правительство часто определяло также перечень, а иногда и количество экспортируемого и импортируемого товара.

В начальный период царствования внешняя торговля была в основном монополизирована и осуществлялась через государственные органы (госмонополии), или через откупщиков, или через монопольные торговые компании.

Монополия на внешнюю торговлю была выгодна государству и крупным купцам, которые выступали в роли откупщиков. Первое - получало огромные доходы, вторые - были защищены от конкуренции иностранцев и своих внутренних возможных конкурентов. Примерно до 1714 г. Петр постоянно расширял перечень товаров, объявленных торговой монополией государства. Торговля этими товарами могла также передаваться откупщикам.

Однако развитие внешнеторгового оборота требовало свободы торговли и конкуренции. Не случайно уже в 1715 г. Петр говорил о необходимости отмены ряда монополий. Однако продолжающаяся Северная война задержала этот процесс. Только в 1719 г., когда ожидалось заключение мира, был издан указ об отмене монополии на ряд товаров. Правда, казна не хотела сразу же терять прибыль от этих товаров, и пошлины на них были увеличены. Полностью от системы торговых монополий Петр так и не отказался.

По мере расширения внешнеторгового оборота предпринимались все новые меры по защите отечественных купцов не только в своих портах, но и за рубежом, через создание консульской службы, введение принципа взаимных привилегий и т.д.

Для концентрации купеческих капиталов и повышения их конкурентоспособности на международных рынках создавались специальные торговые компании, которые получали не только различного рода привилегии, но и государственные субсидии. Правда, как и везде, эти экономические меры дополнялись мерами чисто административного характера.

На защиту отечественной торговли и промышленности был направлен Таможенный устав 1724 г. По этому документу русские купцы с отпускаемого товара стоимостью в 1000 рублей платили 11 рублей 11 копеек, а иностранцы - 60 рублей.

С помощью ввозных пошлин регулировался и импорт. Так, пошлиной в 75% от стоимости были обложены железо, парусина, столовое белье и т.д., т.е. то, что в России уже производилось в достатке. Пошлиной в 50% от цены - голландское полотно, бархат, байка, золоченое и пряденое серебро. В 25% - те товары, которые, хотя и производились в стране, но в недостаточном количестве. И, наконец, на те товары, что не производились вовсе, пошлина колебалась от 10 до 5% к цене.

Меры, предпринимаемые правительством Петра I, особенно во второй период царствования приносили ощутимые плоды. Внешнеторговый оборот постоянно возрастал и с 110704 рублей в 1702 г. он к 1726 г. вырос до 5824353 рублей, т.е. в 5,24 раза. При этом экспорт почти в 2 раза превышал импорт.

Менялась и сама структура экспорта, что отражало промышленное развитие страны. К концу правления Петра I 52% вывоза составляли изделия мануфактур и промыслов и 48% - сырье.

Все это говорило о том, что, несмотря на некоторые противоречия в торговой политике, в целом она способствовала развитию внутри и внешнеторговых связей России


§ 5. НАЛОГОВО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.


Важнейшим разделом экономической политики любого государства является политика в финансовой и налоговой областях. Она не только самым тесным образом связана с развитием производительных сил страны, и укреплением торговли, но и оказывает на них непосредственное влияние.

Войны, усилия по насаждению мануфактурной промышленности, другие реформы Петра, - все это требовало денег во все возрастающих количествах. Казна постоянно ощущала нехватку средств, что заставляло правительство совершенствовать финансовую и налоговую политику, изыскивая новые источники доходов.

Одна из первых мер, которая была предпринята в этой области - это упорядочение системы сбора налогов и пошлин, что, хотя и дало определенный эффект, но незначительный.

Петр широко прибегал к традиционным формам получения денег: чрезвычайным сборам или к введению новых налогов. Известны сборы, связанные с постройкой флота, с переходом к рекрутской системе формирования армии, с постройкой новой столицы и др. Наиболее одиозный из известных налогов того времени - был налог на бороду. С дворян и служивых брали 60 рублей, с гостей и купцов гостинной сотни - не менее 100 рублей, с посадских - 60 рублей, с ямщиков и извозчиков 30 рублей. Крестьяне и священники носили бороды бесплатно, но при въезде и выезде из города с крестьян брали по 1 копейке.

Страна испытывала острую нехватку в драгоценных металлах, поэтому усилия и государства и самих рудознатцев были нацелены на изыскание и разработку отечественных золотых, серебряных и медных руд. Постоянно посылались экспедиции. Разработка была разрешена всем желающим, в том числе и иностранцам. Единственным условием была обязательная сдача добычи в казну.

Золото и серебро давала внешняя торговля, поэтому иностранцы должны были покупать, а русские купцы продавать товары только за золотую и серебряную монету, которая затем сдавалась в казну.

При запрете вывоза из России золота и серебра, государство активно само скупало такие монеты. Иностранцам, которые привозили монеты, разрешалось вывозить товары на эту сумму беспошлинно.

Нехватка драгоценных металлов с одной стороны, и постоянно возрастающая потребность в деньгах с другой, заставляли правительство идти на перечеканку иностранной монеты. Это давало ощутимый доход государству. Если при Алексее Михайловиче ежегодный доход от такой операции составлял в среднем 40 тыс. рублей, то в 1694-1695 гг. - 80 тыс.

Однако и перечеканка не решала всех проблем. В 1700 г. Петр вводит в обращение медную монету (денежки, полушки и полу полушки, которые были равны соответственно 1/2, 1/4 и 1/8 копейки). Одновременно он заменил старые счетные единицы (рубль, полтина, полу полтина, гривенник, пятак и алтын - 3 копейки) новыми серебряными денежными знаками. При этом вес монеты был уменьшен. Такой операцией с заменой старых серебряных монет новыми Петр достигал сразу же двух целей: во-первых, увеличивал монетный доход казны от перечеканки; во-вторых, обеспечивал торговлю удобными средствами обращения в нужном количестве.

Старые русские монеты переплавлялись вместе с иностранными, что резко подняло доход государства. В 1700-1703 гг. ежегодный доход от монетной операции достигал в среднем 750-800 тыс. рублей. В 1702 г. он достиг рекордной отметки - 1300 тыс. рублей.

Однако по мере изъятия старых монет доход стал быстро падать, так как единственным источником вновь стала иностранная монета. К 1710 г. он опустился до 150-200 тыс. рублей в год.

Это заставило государя и Сенат искать новые источники и в 1711 г. Сенат дал распоряжение о понижении пробы в деньгах с 82 до 70 долей. Кроме того, было решено перестать чеканить мелкую серебряную монету. Однако все эти меры давали лишь временный эффект, а в долгосрочном плане вели к падению денежного курса и росту цен. В результате к концу первой четверти XVIII в. курс рубля по сравнению с концом XVII в. упал вдвое.

Все это заставляло правительство уделять повышенное внимание основным статьям государственных доходов - податным и оброчным сборам.

С этой целью создается ряд новых государственных учреждений и должностей: в 1704 г. вводится специальный штат прибыльщиков, в 1705 г. учреждаются должности инспекторов ратушного управления для изыскания прибылей казне и контроля за бургомистрами.

Наиболее известным результатом деятельности прибыльщиков является введение гербовой бумаги для оформления официальных жалоб, челобитных, просьб и т.д.

С 1711 г. вопросами финансового контроля начал заниматься учрежденный Петром Сенат.

Другим направлением работы в этой области стало усиление контроля за расходованием средств, борьба с казнокрадством, что тоже давало определенный эффект, хотя, конечно же, явление не было, да и не могло быть искоренено.

Ужесточались меры по выколачиванию недоимок. Должников начали определять на работы, на мануфактуры, причем но указу от 15 января 1718 г. эта мера распространялась и на иностранцев, которые задолжали казне.

На увеличение поступлений денег в казну была рассчитана и такая мера, о которой мы уже говорили, как расширение перечня товаров, взятых в государственную торговую монополию. Она широко применялась до 1719 г. На это же были нацелены такие меры как повышение таможенных пошлин как внешних, так и внутренних.

Однако все эти мероприятия, хотя и обеспечивали увеличение поступлений, не решали дела окончательно. Когда в 1710 г. была предпринята первая попытка сверстать государственный бюджет по доходам и расходам, то выяснилось, что при общей сумме 3,83 млн. рублей дефицит составил 0,5 млн. рублей или примерно 13%.

В силу этого принимается решение об изменении основного прямого налога. От подворной подати начинает осуществляться переход к подушной. Для этого в 1708-1710 гг. проводится перепись, которая дала неожиданные для правительства результаты - сокращение примерно на 25% числа дворов, т.е. податных единиц.

Результат был настолько неожиданным для правительства, что в 1717-1718 гг. проводится повторная перепись, которая не только подтвердила прежние данные, но и показала дальнейшее сокращение числа податного населения.

Подушная подать вводилась поэтапно и окончательно утвердилась в качестве основного прямого налога к 1724 г. Она определялась следующими цифрами: все крестьяне мужского пола платили 74 копейки с души, кроме того, государственные крестьяне доплачивали еще 40 копеек, как бы для уравнения их с частновладельческими. Посадские платили 1 рубль 20 копеек с мужской души.

Даже с учетом падения денежного курса введение подушной подати привело к тому, что в 1724 г. доходная часть бюджета выросла по сравнению с 1680 г. в 3 раза, а по сравнению с 1701 г. - в 2 раза. При этом следует иметь в виду, что подушная подать и ясачные деньги давали в 1724 г. 55% всех поступлений.

Характеризуя налоговую политику российского государства в первой четверти XVIII в., мы должны констатировать, что она продолжала носить фискальный характер. Налоговый пресс на население постепенно возрастал за счет роста прямых налогов и чрезвычайных сборов на различные государственные нужды. Такое положение дел в области налогов и финансов вполне согласовывалось со стремлением Петра создать идеальный экономический механизм "регулярного государства", вся деятельность которого должна была быть направлена на достижение "общего блага". Под последним понималось постоянное укрепление политической и экономической мощи самого государства, которое должно было выступать в роли своеобразного распределителя общественных благ. При таком подходе имущественное и социальное положение отдельной личности и даже сословий рассматривалось с позиций выгоды самого государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.