низка, а потому, что они выпускались государством, принимались в оплату
налогов и фактически являлись “альтернативными” деньгами, выпускавшимися
Минфином в обход Центрального банка. Но с другой стороны уже отлаженный
механизм функционирования КО, а также кризис неплатежей в стране,
заставляют Минфин искать сходные инструменты развязывания неплатежей между
бюджетом и предприятиями.
В 1996 году эстафета щадящего казну способа финансирования
перешла к казначейским налоговым освобождениям (КНО) . Согласно нормативным
документам , КНО не являлись ценными бумагами , что автоматически вело к
формальному запрету на куплю-продажу и залог КНО. Сфера их использования
ограничивалась погашением налоговой задолженности в федеральный бюджет или
передачей кредиторам получателя КНО , причем только таким , которые имели
задолженность перед бюджетом на ту же сумму и тот же срок , который указан
в конкретном приказе Минфина о выделении КНО .
Однако был найден вполне законный способ продажи КНО любому
должнику бюджета посредством заключения фиктивного договора поставки с
предоплатой в виде КНО , дальнейшим его расторжением и возвратом средств.
Первые сделки по КНО прошли в конце февраля - начале марта 1996 года.
Обращения данных бумах регламентируется исключительно
приказами Министерства Финансов и подведомственными актами министерств.
Данные бумаги позволяли производить взаимозачет по долгам ряда
министерств (Министерство обороны) предприятиям и долгам этих предприятий
федеральному бюджету.
КНО нельзя признать полноценным финансовым инструментом прежде
всего потому , что их нельзя было погасить деньгами . Это автоматически
сужало сферу использования КНО : в отличие от КО банкам и финансовым
компаниям как доходный инструмент они не нужны. Из- за неразберихи в
оформлении вопрос получения КНО постепенно свелся к открытой борьбе за
интересы тех или иных министерств или крупных предприятий в Минфине . КНО
стали ходить в узком кругу российских монополистов и под давлением МВФ в
июле 1996 года постановлением правительства выдача КНО была прекращена .
Тем временем нехватка госсредств привела с созданию Минфином в
сентябре 1996 года схемы так называемого денежного зачета (ДЗ).
1 Банк
4
Недоимщик 5
Получатель ДЗ
2 Бюджет
3
Рис.9.Схема денежного зачета (ДЗ)
1.Выдача целевого кредита
2.Погашение налоговой задолженности
3.Бюджетное финансирование
4.Возврат кредита
5.Зачет кредиторской задолженности получателя ДЗ перед недоимщиком
Схема ДЗ (ри.9.) в общих чертах выглядит так . Банк выдает
недоимщику (поставщику получателя ДЗ) целевой процентный кредит . Недоимщик
платит налоги в бюджет . Бюджет финансирует получателя ДЗ. Получатель ДЗ
возвращает кредит в банк , погашая тем самым свою задолженность перед
недоимщиком .
На практике получатель ДЗ не всегда имеет поставщиков ,
которые должны бюджету . С другой стороны , недоимщиков куда больше , чем
способен охватить Минфин в рамках целевой кредитной расшивки долгов . Таким
образом , существует необходимость превращения ДЗ в реально торгуемый
инструмент . Формально такую возможность переуступки прав по ДЗ дает
стандартный договор цессии между покупателем и продавцом с регистрацией в
уполномоченном банке . К сожалению , при этом возникают проблемы ,
связанные с налогообложением дисконта для получателя ДЗ (он составляет
около 35%),
а также проблемы связанные с предоставлением гарантий , так как получатель
ДЗ хочет застраховаться от риска неплатежа после оформления ДЗ , а
покупатель ДЗ не желает платить вперед . Стандартный выход из этой ситуации
- заключение трехстороннего договора с банком-гарантом.
Несмотря на все препятствия , рынок ДЗ достаточно быстро
развивается , так как ДЗ может использоваться не только для погашения
налогов , но и как удобный расчетный инструмент. Уже в октябре-ноябре
размер реально проведенных зачетов составил 12.5 трлн.рублей .
Еще одним плюсом новому рынку стало то , что работа с ДЗ
очень выгодна коммерческим банкам . Среди банков , включившихся в работу ,
лидером является Банк развития предпринимательства . Кроме того , среди
уполномоченных банков - Онэксимбанк , “Империал” , “Менатеп” ,
Промрадтехбанк “ , Промстройбанк России.
6.Рекомендации по использованию инвестиций
В настоящее время между сельскохозяйственными предприятиями
происходит что-то вроде "естественного отбора" , в результате выживают
те , кто сможет лучше приспособиться к жизни , развитию и даже процветанию
в условиях общих и отраслевых спадов.
Поэтому на практике только с помощью инвестиционной политики
предприятие может реализовать свои возможности к предвосхищению
долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.
Перечислим основные критерии принятия инвестиционных
решений с учетом фактора времени : инвестировать средства в ценные бумаги
целесообразно , если :
1. чистая прибыль от данного вложения превышает чистую при-
быль от вложения средств на денежный депозит ;
2. рентабельность инвестиций выше уровня инфляции ;
3. рентабельность данного проекта с учетом фактического времени
(временной стоимости денег) выше рентабельности альтернативных проектов ;
4. рентабельность активов предприятия после осуществления проекта
увеличится (или , по крайней мере , не уменьшится) и в любом случае
превысит среднюю расчетную ставку по заемным средствам;
5. рассматриваемый проект соответствует генеральной стратегической
линии предприятия с точки зрения формирования рациональной структуры
производства , сроков окупаемости затрат , наличия финансовых источников
покрытия издержек , обеспечения стабильных поступлений и т.д.
При анализе предполагаемых инвестиций следует учитывать :
во-первых , рискованность проекта ;
во-вторых , временную стоимость денег ;
в-третьих , привлекательность проекта по сравнению с альтернативными
возможностями вложения средств с точки зрения максимизации доходов при
приемлемой степени риска , так как именно эта цель в конечном итоге
главная .
Анализ риска начинается с выявления его источников и причин , при
этом важно определить , какие источники являются преобладающими , чтобы
сосредоточить анализ на них. Риск - категория вероятностная , и его
измеряют как вероятность определенного уровня потерь. В качестве
допустимого риска можно принять угрозу полной потери прибыли от того или
иного проекта. Критический риск сопряжен не только с потерей прибыли , но и
с недополучением части вложенных средств. Наиболее опасным считается
катастрофический риск , приводящий к банкротству предприятия , потере
инвестиций.
Следующим критерием является временная стоимость денег, затраченных
на проект. Настоящая (текущая) стоимость инвестируемых денег (НСД) может и
должна быть в будущем наращена , то есть увеличена на основе ставки
доходности вложения: в случае инвестиций в ценные бумаги - ставки
доходности по ценным бумагам.
Обычно ставку доходности сравнивают с доходностью самого
бесхлопотного инвестирования средств - банковского депозита. Также
необходимо учитывать , что чем чаще осуществляются денежные выплаты по
инвестициям , тем выше суммарные доходы , ибо "проценты набегают на
проценты". Этот факт отражает и формула компаундинга - расчета будущей
стоимости денег (БСД) :
БСД = НСД * ( 1 + ставка доходности )n,
где n- число периодов , за которые начисляется процент .
Так как мы уже отмечали , что основным способом работы на
фондовом рынке в настоящее время является работа с векселями то остановимся
на них поподробнее.
Так как эмиссия векселей для сельхозпредприятий дело в
большинстве случаев безнадежное , в первую очередь из-за большого цикла
производства и , как следствие возможных потерь получателя векселя (
отсрочки платежа, продажи ниже номинала и т.д.), то наиболее важным
применением векселей может служить их использование в виде расчетного
средства.
Здесь можно применять как векселя выданные банками в виде
вексельного кредита , так и векселя эмитированные другими организациями .
Используя векселя , выписанные или авалированные крупными
банками , можно значительно ускорить движение оборотных средств между
соседними регионами, а также использовать банковские векселя как средство
дешевого банковского кредита , ставка по такому кредиту обычно
устанавливается на уровне 20 - 60 процентов , в отличие от коммерческого
до100 процентов годовых.
Покупая на вторичном рынке ( через торговые площадки, учетно-
вексельные дома ) векселя смежников - поставщиков продукции с дисконтом,
либо векселя региональных органов власти или другие векселя , принимающиеся
данным предприятием по номиналу в счет расчетов за отгружаемую продукцию ,
предприятие также может получить определенную прибыль. Так у нас в регионе
можно получить горюче-смазочные материалы по более низким ценам используя
векселя Коминефти и Лукойл-Пермь , через организации принимающие данные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20