Рефераты. Государственное регулирование инвестиционных процессов: социальный аспект






Реальные источники средств - кредиты - вследствие высокой процентной

ставки и нежелания коммерческих банков вкладывать без надёжных гарантий в

рисковые проекты оказываются блокированными.

Сбережения населения, обесценившиеся в ходе ценовой либерализации,

также по существу не работают в инвестиционном плане. Учитывая высокую

социальную значимость малого бизнеса и его способность демпфировать

негативные экономические процессы, предстоит развернуть в ближайшее время

рыночные механизмы поддержки его инвестиционной активности на основе

умеренного государственного регулирования, задействовать элементы

протекционизма.

Государство должно стимулировать создание новых малых предприятий

путём повышения заинтересованности предпринимателей и населения в

инвестировании, а также посредством выделения таких предприятий из крупных

на началах демонополизации, разукрупнения и приватизации.

По мнению некоторых специалистов, для решения задач инвестиционной

поддержки малого бизнеса и предпринимательства представляется настоятельной

реализация комплекса мер, который мог бы включать, в частности, следующее:

* Во-первых, - формирование первоначального капитала для развития

малого бизнеса на основе льготного кредитования под гарантии государства.

* Во-вторых, - продажу приватизируемого государственного имущества и

производственных ресурсов под осуществление высокоэффективных проектов,

обеспечивающих в краткосрочной перспективе не только организацию

производства необходимой продукции (услуг), но и создание новых рабочих

мест.

* В-третьих, - развёртывание сети разнообразных инвестиционных и

специальных фондов и банков для финансирования малых предприятий, способных

аккумулировать средства из различных источников.

* В-четвёртых, - организацию специальных структур по страхованию

кредитов, выдаваемых малым предприятиям.

* В-пятых, - всемерное поощрение государством развития (в том числе на

совместной с частным капиталом основе) лизинговых фирм, сдающих в аренду

малым предприятиям необходимое оборудование и технику.

* В-шестых, - налаживание государственной и муниципальной

информационной службы изучения конъюнктуры, спроса на продукцию малых

предприятий, в том числе и на мировом рынке.

Таким образом, создание государством благоприятных условий для

функционирования малого бизнеса является еще одним способом повышения

инвестиционной активности и улучшения инвестиционной ситуации в стране.

Кроме того, как известно, ослаблению финансовой напряженности на рынке

инвестиций наверняка способствовала бы переориентация ссудных капиталов на

осуществление эффективных инвестиционных проектов.[36]

Имеющиеся инвестиционные ресурсы должны в первую очередь направляться

в те сферы экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют

конкурентные преимущества на мировых рынках. Далее, они должны пойти на

поддержку малого бизнеса, где срок окупаемости намного меньше, на

увеличение жилищного строительства. Эти так называемые «точки роста»

позволяют повысить эффективность инвестиций, создать возрастающий

инвестиционный спрос, обновить основной капитал. Тогда срабатывает

кумулятивный эффект инвестирования: быстрое увеличение выпуска продукции

обновленным производством начнет покрывать возросший платежеспособный

спрос; само капитальное строительство начнет создавать финансовые источники

для новых инвестиций; расширяющееся производство обеспечит формирование

дополнительных доходов, за счет которых можно снизить бюджетный дефицит и

увеличить потребление населения.

В конечном счете, это будет способствовать созданию реальных

предпосылок для устойчивого экономического роста.

Система государственно-коммерческих гарантий.

Специальным инструментом поощрения частных инвестиций (применяемых

чаще всего к иностранным инвестициям) является система государственно-

коммерческих гарантий. Сдвиги в государственной поддержке инвестиционного

процесса с непосредственного финансирования на предоставление гарантий

отвечают как интересам государства, так и частного сектора. При этом

решаются следующие основные задачи:

- значительно возрастает эффективность использования государственной

собственности при одновременном росте финансовых ресурсов, привлекаемых в

поддерживаемые правительством инвестиционные проекты;

- ресурсное обеспечение государственных гарантий без изменения формы

собственности приносит предпринимательский доход, обеспечивая бюджетные

отчисления в результате использования инвестиций;

- возрастает ответственность предпринимателей за возврат вложенных

средств.

Страхование инвестиционного процесса при поддержке государства дает

дополнительные гарантии инвесторам. Развитие этих процессов предусматривает

достижение экономической в денежно-финансовой стабилизации, вовлечение в

страхование инвестиций крупных финансовых структур, определение приоритетов

в области страхования инвестиций, разработку методологической базы для их

страхования. Положительную роль может сыграть использование мирового опыта.

В условиях высокого риска государство может эффективно повысить

заинтересованность инвесторов и уровень инвестиций путем предоставления

подобных гарантий, которые могут оказаться эффективным методом привлечения

иностранного капитала, который обычно с осторожность относится к

политическому климату в стране. Привлекательной стороной гарантий является

плата, если она взимаемая с инвестора, и которая может стать существенным

источником поступлений в бюджет. Однако при внешней легкости эти меры,

гарантии по существу представляют собой «внебалансовые» обязательства

правительства, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут

превратиться в реальные притязания на бюджетные средства. Поэтому важно

представлять, что и сколько может гарантировать государство и насколько

реальны такие гарантии.

Опыт использования государственных гарантий частных инвестиций

показал, что сами по себе они еще не решают проблему создания

благоприятного инвестиционного климата. Более того, в широком использовании

гарантий содержится много потенциальных ограничителей. Во-первых,

государство может гарантировать инвестору защиту его капиталовложений от

политического риска (т.е. от изменения налоговой политики, законодательных

актов, внешнеторговой политики и т.д.). Такие «суверенные» риски следует

отличать от коммерческих рисков, связанных с неожиданным изменением цен,

спроса на продукцию и т.д. Эти риски находятся целиком вне сферы влияния

государства, и попытки предоставлять защиту инвесторам могут привести к

плачевным последствиям: сумма обязательств бюджета перед инвесторами может

оказаться столь большой, что не будет никакой возможности реально выплатить

оговоренные в гарантийном соглашении суммы, а потому гарантия превратится

просто в бумажку. Именно коммерческие риски, как показывает практика, и

являются главным ограничителем при принятии решений об инвестициях.

Для аккумулирования и постоянного увеличения средств, выделяемых не

только из федерального бюджета, но и вносимых отечественными и иностранными

инвесторами. Предусматривается создание фонда государственных гарантий

высокоэффективных инвестиционных проектов на основе организации залоговой

системы, отвечающей требованиям морового уровня.

Институциональные преобразования в частном секторе экономики.

Другим важным условием выхода экономики России из инвестиционного

кризиса выступает формирование рыночной инфраструктуры, адекватной новому

типу экономических отношений. Однако в сфере институциональных

преобразований, с точки зрения их воздействия на активизацию инвестиционных

процессов частнопредпринимательского сектора, деятельность государства

отличается непоследовательностью и низкой результативностью.

Так, наиболее значимой инициативой, направленной на создание

инвестиционной инфраструктуры, способствующей привлечению финансового

капитала в производственный сектор, является создание финансово-

промышленных групп (ФПГ). Именно крупный корпоративный бизнес, как

известно, может стать базовым сектором отечественной экономики.[37] В

развитых странах решающую роль в экономическом развитии играет крупный

бизнес, крупные корпорации или ФПГ (например, Дженерал Моторс в США,

Мицубиси в Японии). Которые в значительной мере определяют динамизм

накоплений, инвестиций, потребления, структурную перестройку экономики.

Выбор приоритетных направлений с технологической модернизацией, оказывают

большое влияние на формирование стабильной социальной политики.

Однако, несмотря на обилие нормативных документов, государственную

политику в этой области нельзя признать результативной. Формирование ФПГ

шло в основном стихийно. Большинство из них официально не зарегистрировано,

и состав их нестабилен.

Официально зарегистрированные ФПГ в основном объединяют либо

предприятия одного региона («Сибирь", «Восточно-Сибирская группа»,

«Уральские заводы»), либо одной отрасли («Промприбор», «Объединенная горно-

металлургическая компания»). Причем основной целью создания групп было

элементарное выживание в кризисных условиях, в первую очередь, решение

проблемы сбыта продукции и платежей, а также получение финансовой поддержки

государства. Входящие в их состав финансовые структуры слабы и не способны

выполнять роль стратегических инвесторов.

С 1996 г. начал формироваться иной тип ФПГ, создаваемых по инициативе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.