Рефераты. Государственное регулирование инвестиционных процессов: социальный аспект






определяется общеэкономическими условиями, целевые установки инвестиционной

программы в отрасли инфраструктуры задаются стратегией экономического

развития страны. Как правило, конкретные инвестиционные проекты в этих

отраслях проходят экспертизу в правительственных органах и одобряются

государством.

Даже те страны, которые устанавливают относительно либеральный режим

для естественных монополий, много внимания уделяют координации решений

частных предприятий в этих отраслях. Интересен в этом отношении пример

США.[16] Просчеты в планировании ввода в действие новых мощностей привели в

ноябре 1965 г. к крупнейшей энергетической катастрофе мирного времени,

когда весь северо-восточный регион Северной Америки оказался без

электричества. Сбои в подаче энергии были связаны с перенапряжением

действующих мощностей. Для предотвращения подобной ситуации в будущем был

создан правительственный орган - Североамериканский совет по

электроэнергии. На совет возложена задача подготовки прогноза потребления

энергии на 10-летний срок в США и Канаде. Этот прогноз основывается на

обработке прогнозов, составляемых частными энергетическими компаниями для

обслуживаемых ими регионов. Компании обязаны предоставлять свои прогнозы в

Совет, который обобщает их и публикует ежегодно детальные сценарные

прогнозы. Частные компании, основываясь на этой информации, существенно

повышают точность своих оценок и инвестиционных перспектив.

Учитывая набирающие силу процессы децентрализации экономики,

стремление республик и крупных экономических регионов России к

самостоятельности в формировании финансовой базы, расходовании собственных

средств, потребуется, очевидно, делегирование части полномочий государства

в сфере инвестиционной самостоятельности (в том числе по поддержке

жизнеобеспечивающих отраслей) на региональный уровень. Регулирующая роль

государства в этом случае могла бы состоять в разработке системы,

стимулирующей переток инвестиций в наиболее предпочтительные конкретные

отрасли, регионы и производства; в создании и поддержании благоприятного

инвестиционного климата (мерами кредитной и налоговой политики) в "точках"

народного хозяйства, особо значимых с позиций макроэкономической

реструктуризации.

Рассмотрим более подробно региональный аспект инвестиционной политики

государства.

Одним из концептуальных положений государственной инвестиционной

политики, сформулированным в Федеральной адресной инвестиционной программе

на 2000 г., является задача смещения акцентов в привлечении иностранных

инвестиций в российскую экономику на федеральный уровень.

Это связано с тем, что при весьма скромных объемах пришедших в Россию

в 90-е гг. прямых иностранных инвестиций ряд наших регионов со второй

половины десятилетия успешно осваивает инструменты прямого привлечения

инвесторов на свои территории. В этой связи принципиально важно, чем

обусловлена поставленная Центром задача: стремлением вновь вернуть рычаги

правления в свои руки или необходимостью на основе осмысления накопленного

регионального опыта сформулировать новые, более действенные механизмы и

инструменты государственной инвестиционной политики.

В начале десятилетия именно Центр выдвинул принцип децентрализации

инвестиционного процесса, в том числе и в региональном плане. Минэкономики

России с 1995 г. регулярно проводило методические семинары и совещания с

субъектами РФ, оказывающие помощь в разработке программ привлечения

инвестиций (включая иностранные) с учетом местных условий и опыта

отечественного и международного инвестиционного сотрудничества.

Доля федерального бюджета в общем, объеме инвестиций за счет всех

источников финансирования в экономику на протяжении последних лет

сокращалась: в 1998 г. она составила 5,1%, по прогнозу на 2000 г. будет

3,6%.[17]

Инвестиционные расходы субъектов Федерации и местных бюджетов за эти

годы держатся на уровне 10,4% всех инвестиций.

Формирование собственной инвестиционной политики было заметно

интенсифицировано ростом социальной напряженности в регионах. Это

обусловлено в первую очередь такими процессами, как сброс социальных

расходов с федерального на региональные бюджеты без соответствующей

доходной базы и значительным снижением жизненного уровня в большинстве

регионов на протяжении 90-х гг.

О возрастающих социальных рисках в обществе (подавляющих

инвестиционные возможности по ряду направлений) свидетельствует то, что на

протяжении 90-х гг. происходит ухудшение всего комплекса показателей,

формирующих доходы населения и определяющих уровень жизни. Средние данные

по стране проявляются еще более контрастно на региональном уровне, отражая

усиливающиеся между ними социально-экономические различия.

После кризиса в августе 1998 г. число людей с денежными доходами ниже

величины прожиточного минимума устойчиво превышает треть общей численности

населения (декабрь 1999 г. - 34,1%), коэффициент дифференциации доходов,

показывающий колоссальное расслоение общества, увеличился до 14,5 раз (год

назад - 13,1 раза).

Итоги 1999 г. свидетельствуют, что предпринимаемые государством меры

по поддержанию доходов населения недостаточны даже для сохранения их объема

на уровне 1998 г. (который, в свою очередь, был ниже уровня 1997 г.). По

данным Росстатагентства, реальные располагаемые денежные доходы населения в

январе-сентябре 1999 г. снизились почти на четверть (22,2%) по сравнению с

соответствующим периодом 1998 г. Реальная заработная плата за восемь

месяцев 1999 г. упала на 36%, причем остается нерешаемой проблема ее

регулярной выплаты. Суммарная задолженность по заработной плате на 1 января

1999 г. составляла 77017 млн. руб., к 1 октября она снизилась на 30%,

однако ее величина продолжает оставаться значительной - 54639 млн. руб., в

том числе из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней - 13692 млн.

руб., или 25,1% общего объема задолженности по заработной плате. Из общего

объема бюджетного недофинансирования 18,4% приходилось на федеральный

бюджет и 81,6% - па территориальные бюджеты.

Покупательная способность пенсий в 1999 г. сократилась вдвое, а

средняя пенсия была почти на треть меньше величины прожиточного минимума

пенсионера. Задолженность по детским пособиям составила на 1 октября 1999

г. 30,6 млрд. руб. Во всех регионах начался переход к адресной выплате их,

т.е. тем семьям, среднедушевой доход которых не превышает прожиточного

минимума, установленного в данном регионе. С большинством этих социальных

проблем региональные и местные власти остаются лицом к лицу.

Сокращение реальных денежных доходов населения уменьшило спрос со

стороны домашних хозяйств, ограничило ресурсную базу банковской системы и в

итоге все более выступает ограничителем экономического роста. Правительство

РФ в последние месяцы 1999 г. неоднократно заявляло о необходимости

повышения доходов населения, хотя в бюджете на 2000 г. существенных сдвигов

в этом направлении не предусмотрено.

По данным Минэкономики РФ, к середине 1999 г. 69 регионов в рамках

своей компетенции приняли законы, направленные на поощрение инвестиций,

создание зон наибольшего благоприятствования, предоставление налоговых

льгот, государственную поддержку кредитованием строительства,

предоставление земли, лизинговую деятельность.

Только в 1999 г. приняты региональные законодательные и нормативно-

правовые акты по вопросам государственной поддержки и стимулирования

инвестиционной деятельности в Смоленской, Тамбовской и Новосибирской

областях, краснодарском крае. Разрабатывается законодательство,

направленное на активизацию притока иностранных инвестиций, в Карачаево-

Черкесской Республике, Республике Хакасия, Орловской, Рязанской, Тверской,

Читинской, Камчатской, Сахалинской областях.

Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики, как

известно, в 1993-1994 гг. выступили республики Коми, Саха-Якутия,

Татарстан. Их усилия были направлены на привлечение иностранных инвесторов,

что выразилось в принятии законов, определяющих благоприятные условия

деятельности зарубежного капитала. По инициативе правительства Республики

Татарстан, проводящего политику мягкого вхождения в рынок, разработан ряд

нормативных документов (законов, указов, постановлений), направленных на

формирование благоприятного климата для инвесторов и их поддержку.

В 1998 г. в экономику республики было вложено иностранных инвестиций

на сумму около 700 млн. долл., в 7 раз больше, чем в 1996 г. Республика

входит в десятку регионов, в которых сосредоточено 80% вложений зарубежных

инвесторов. Она обрела репутацию стабильного региона с низким уровнем риска

для зарубежных инвесторов. В 1999 г. между правительством республики,

администрацией Казани и промышленными предприятиями города был заключен ряд

соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. Правительство и мэрия

города согласились снизить налоги на прибыль, имущество и НДС, обеспечить

предприятия республиканским и муниципальным госзаказом. Взамен те

гарантируют властям текущие платежи, рост производства, повышение

заработной платы и сохранение рабочих мест.

С небольшим отставанием к этому процессу подключились отдельные

области России (Нижегородская область, Псковская область), продвинувшись в

стратегии решения инвестиционной проблемы.

Говоря о региональном аспекте, нельзя не упомянуть о том, что ведущие

места по распределению капиталовложений, в том числе и иностранных,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.