Рефераты. Государственное регулирование инвестиционных процессов: социальный аспект






производство. Поощрение инвестиций должно привести к их общему удешевлению

и, таким образом, сделать их доступными.

Иностранные инвестиции.

Немаловажная роль в повышении инвестиционной активности отводится

иностранным капиталовложениям. На них возлагаются большие надежды. Хотя, по

мнению некоторых специалистов, экономические реалии заставляют отказаться

от иностранных капвложений в такой стране, как Россия. По размеру ВВП в

долларовом выражении Россия и Китай весьма близки (ВВП в 1994 составлял

около 500 млрд. долл. в Китае и около 450 млрд. - в России).[54] Таким

образом, для того чтобы иностранные инвестиции сыграли в России столь же

существенную роль, как и в Китае, приток иностранного капитала должен

составлять не менее 20-30 млрд. долл. в год, то есть не менее 10% всего

мирового потока вывоза капитала.[55] По существу это означало бы настоящую

революцию в географическом распределении инвестиций и в предпочтениях

инвесторов. Как показывает исторический опыт, такие события не происходят в

одночасье. Да и сама роль иностранного капитала в Китае хоть и была

ключевой в технологическом плане, была далека от решающей в плане

обеспечения необходимого уровня инвестиций. Напомним, что уровень

внутренних сбережений в Китае в последние десятилетия составлял от 30 до

40%.[56] Подобная ситуация объясняется неблагоприятным инвестиционным

климатом в стране.

За все года проводимых экономических реформ в Россию поступило

иностранного капитала на сумму, едва превышающую 13 млрд. дол.

На 1 июля 1996 г. уровень накопленных в России иностранных

инвестиций достиг 6 млрд. долл. (сумма в масштабах России ничтожная),

тогда как в Венгрии этот показатель составил свыше 11 млрд. долл., а в

Китае - более 37 млрд.

Из этой суммы на прямые иностранные инвестиции приходится около 30%.

В 1996 г. их объем составили чуть больше 2 млрд. долл. (уровень, близкий к

1995 г.).

Прямые инвестиции в российскую экономику в настоящее время

осуществляют стратегические инвесторы - то есть те, кого привлекает не

окупаемость вложений, а желание закрепиться на потенциально перспективном

рынке. Именно поэтому вложения оказываются небольшими, не несут собой новых

технологий, и ограничиваются часто сферой сбыта и обслуживания.

Основная форма ввоза капитала в страну - банковские кредиты, в том

числе межправительственные (на них пришлось 3,5% млрд. долл. в 1996г.). За

последнее время ощутимых размеров достигли и инвестиции в государственные

ценные бумаги (ГКО).

На портфельные инвестиции приходилось ничтожно мало - около 45 млн.

долл., причем 40% всех инвестиций приходится на Москву.[57]

Иностранные инвестиции, несмотря на их незначительные размеры,

однако, уже играют положительную роль в экономике России. На них приходится

около 0,5 % созданных в России новых рабочих мест, они дают 2,5% валового

продукта страны,1% всего объема экспорта и 1,3 % импорта.

В настоящее время на иностранные инвестиции приходится не более 3,5 %

ежегодного объема капитальных вложений.

Примерами иностранных инвестиций могут служить строительство в Санкт

Петербурге заводов всеми известных фирм «Gillette», «Wrigley». Самым ярким

примером, пожалуй, являются закусочные McDonalds, которые вот уже на

протяжении десяти лет пользуются большой популярностью в России. Сейчас уже

заканчиваются переговоры с представителями фирмы «General Motors» об

осуществлении инвестиционных вложений в Волжский Автозавод. Компания «Flop

Daniel», занимающаяся нефтепродуктами, вот уже несколько лет функционирует

на российском рынке.

И, несмотря на все эти примеры, наблюдается явная концентрация

иностранного капитала отдельными единичными инвесторами в той же топливной

промышленности. Дисбаланс вложений иностранных инвестиций наблюдается и в

региональном аспекте, когда среди регионов России бессменным лидером по

привлечению зарубежных финансовых средств остается Москва, на долю которой

приходится более 30% от всех накопленных инвестиций.

Иными словами, картина иностранных инвестиций выглядит следующим

образом: мизерные объемы накопленных инвестиций; наличие на российском

рынке массы действующих на свой страх и риск (часто в нарушение правовых и

этических норм и в ущерб интересам российских партнеров) мелких зарубежных

предпринимателей с суммарным объемом вложенных капиталов порядка 10-15% от

общего объема иностранных инвестиций; на другом полюсе - десяток-другой

транснациональных корпораций и крупных финансовых и промышленных компаний,

вкладывающих значительные средства (составляющие до 80-90% от общего объема

иностранных инвестиций в российскую экономику) в отдельные проекты и

программы развития преимущественно сырьевых отраслей и минимизирующих свои

риски правительственными гарантиями и межгосударственными соглашениями.[58]

Инвестиционный климат в любой стране, в том числе и в России, зависит

от факторов, характеризующих политическую и социально-экономическую

ситуацию в стране, уровень законодательного и организационно -

инфраструктурного обеспечения, а также от наличия или отсутствия

обусловленных этими факторами рисков.

При сохраняющейся все последние годы гипотетической привлекательности

для иностранных инвесторов российского рынка в силу его масштабов и слабой

освоенности, а также значительных сырьевых возможностей следует однозначно

признать, что до сих пор эта привлекательность российской экономики явно

уступает сумме имеющихся негативных факторов, сдерживающих и тормозящих

приток иностранных капиталов в Россию.

Более того, сохраняющаяся социально-экономическая и политическая

нестабильность, масштабы российских политических рисков вызывают

значительную утечку капитала из России, которая существенно превышает

приток иностранных инвестиций в Россию.

Поскольку большая часть таких операций является незаконной и не

контролируется властями, существующие оценки неточны. Но даже официальная

макроэкономическая статистика позволяет определить масштаб этой утечки,

оцениваемой в 9,5 млрд. долл. в год. Специалисты склоняются к тому, что

большая часть этой суммы представляет собой помещенный за границу

российский капитал.[59] Помимо этого немалая часть экспортной выручки

остается на счетах оффшорных компаний. Только по отраженным в платежном

балансе операциям утечка капитала составляет почти 14 млрд. - в 7 раз

больше, чем прямые иностранные инвестиции. Оценки на 1996 аналогичны и

составляют порядка 3% ВВП.[60]

К факторам, затрудняющим осуществление иностранных инвестиций в

Россию, можно отнести также следующие:

. неразвитость системы страхования иностранных инвестиций как от

коммерческих, так от политических рисков;

. существующую в России систему налогов и тарифов, саму концепцию

налогообложения, односторонне сориентированную лишь на накопление

правительством бюджетных средств. В России 35%-ная ставка налога на

прибыль на 15 процентных пунктов ниже, чем в Германии, но, рассчитанная

по западной бухгалтерии, она составляет уже от 60 до 150 %. В

результате «законопослушные» западные инвесторы иногда вынуждены

выплачивать по налогу на прибыль суммы, превышающие то, что в их

представлении является прибылью.

. приватизацию предприятий, расцениваемую иностранными инвесторами и

многими экспертами скорее как возможность передачи прав на их владение

администрации предприятий и в меньшей мере их работникам, но вовсе не

как средство привлечения иностранного капитала;

. отсутствие необходимой для нормальной организации бизнеса

инфраструктуры (транспорт, связь и т.д.);

. низкую культуру ведения бизнеса со стороны российских партнеров;

. коррумпированность в системе государственного управления;

организованную преступность и т.д.

Существенно важным моментом является сопоставимость российских

законодательных актов с условиями, предлагаемыми другими пост

социалистическими государствами Восточной Европы и странами СНГ.

Весьма существенным юридическим аспектом является тот факт, что

изменения в условия инвестиционной деятельности могут вводиться не только

путем принятия законов, но и указами Президента. Очевидно, такой подход не

сообразуется с нормальным правовым режимом и вызывает негативную реакцию

иностранных инвесторов. Однако нельзя не принимать во внимание наличие

законодательного вакуума, который диктует необходимость принятия

нормативных актов в пожарном порядке.

Совершенствование законодательной и нормативной базы в области

регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление

правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование

притока иностранного капитала и повышение эффективности использования

инструментов экономической политики государства в этой сфере.

Целесообразно обеспечить дифференцированный режим иностранных

инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой

производятся инвестиции, а для совместных предприятий, кроме того, -

величины и удельного веса иностранного капитала в уставном фонде. С этой

целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков

иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение

перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также

отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих

федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.