производство. Поощрение инвестиций должно привести к их общему удешевлению
и, таким образом, сделать их доступными.
Иностранные инвестиции.
Немаловажная роль в повышении инвестиционной активности отводится
иностранным капиталовложениям. На них возлагаются большие надежды. Хотя, по
мнению некоторых специалистов, экономические реалии заставляют отказаться
от иностранных капвложений в такой стране, как Россия. По размеру ВВП в
долларовом выражении Россия и Китай весьма близки (ВВП в 1994 составлял
около 500 млрд. долл. в Китае и около 450 млрд. - в России).[54] Таким
образом, для того чтобы иностранные инвестиции сыграли в России столь же
существенную роль, как и в Китае, приток иностранного капитала должен
составлять не менее 20-30 млрд. долл. в год, то есть не менее 10% всего
мирового потока вывоза капитала.[55] По существу это означало бы настоящую
революцию в географическом распределении инвестиций и в предпочтениях
инвесторов. Как показывает исторический опыт, такие события не происходят в
одночасье. Да и сама роль иностранного капитала в Китае хоть и была
ключевой в технологическом плане, была далека от решающей в плане
обеспечения необходимого уровня инвестиций. Напомним, что уровень
внутренних сбережений в Китае в последние десятилетия составлял от 30 до
40%.[56] Подобная ситуация объясняется неблагоприятным инвестиционным
климатом в стране.
За все года проводимых экономических реформ в Россию поступило
иностранного капитала на сумму, едва превышающую 13 млрд. дол.
На 1 июля 1996 г. уровень накопленных в России иностранных
инвестиций достиг 6 млрд. долл. (сумма в масштабах России ничтожная),
тогда как в Венгрии этот показатель составил свыше 11 млрд. долл., а в
Китае - более 37 млрд.
Из этой суммы на прямые иностранные инвестиции приходится около 30%.
В 1996 г. их объем составили чуть больше 2 млрд. долл. (уровень, близкий к
1995 г.).
Прямые инвестиции в российскую экономику в настоящее время
осуществляют стратегические инвесторы - то есть те, кого привлекает не
окупаемость вложений, а желание закрепиться на потенциально перспективном
рынке. Именно поэтому вложения оказываются небольшими, не несут собой новых
технологий, и ограничиваются часто сферой сбыта и обслуживания.
Основная форма ввоза капитала в страну - банковские кредиты, в том
числе межправительственные (на них пришлось 3,5% млрд. долл. в 1996г.). За
последнее время ощутимых размеров достигли и инвестиции в государственные
ценные бумаги (ГКО).
На портфельные инвестиции приходилось ничтожно мало - около 45 млн.
долл., причем 40% всех инвестиций приходится на Москву.[57]
Иностранные инвестиции, несмотря на их незначительные размеры,
однако, уже играют положительную роль в экономике России. На них приходится
около 0,5 % созданных в России новых рабочих мест, они дают 2,5% валового
продукта страны,1% всего объема экспорта и 1,3 % импорта.
В настоящее время на иностранные инвестиции приходится не более 3,5 %
ежегодного объема капитальных вложений.
Примерами иностранных инвестиций могут служить строительство в Санкт
Петербурге заводов всеми известных фирм «Gillette», «Wrigley». Самым ярким
примером, пожалуй, являются закусочные McDonalds, которые вот уже на
протяжении десяти лет пользуются большой популярностью в России. Сейчас уже
заканчиваются переговоры с представителями фирмы «General Motors» об
осуществлении инвестиционных вложений в Волжский Автозавод. Компания «Flop
Daniel», занимающаяся нефтепродуктами, вот уже несколько лет функционирует
на российском рынке.
И, несмотря на все эти примеры, наблюдается явная концентрация
иностранного капитала отдельными единичными инвесторами в той же топливной
промышленности. Дисбаланс вложений иностранных инвестиций наблюдается и в
региональном аспекте, когда среди регионов России бессменным лидером по
привлечению зарубежных финансовых средств остается Москва, на долю которой
приходится более 30% от всех накопленных инвестиций.
Иными словами, картина иностранных инвестиций выглядит следующим
образом: мизерные объемы накопленных инвестиций; наличие на российском
рынке массы действующих на свой страх и риск (часто в нарушение правовых и
этических норм и в ущерб интересам российских партнеров) мелких зарубежных
предпринимателей с суммарным объемом вложенных капиталов порядка 10-15% от
общего объема иностранных инвестиций; на другом полюсе - десяток-другой
транснациональных корпораций и крупных финансовых и промышленных компаний,
вкладывающих значительные средства (составляющие до 80-90% от общего объема
иностранных инвестиций в российскую экономику) в отдельные проекты и
программы развития преимущественно сырьевых отраслей и минимизирующих свои
риски правительственными гарантиями и межгосударственными соглашениями.[58]
Инвестиционный климат в любой стране, в том числе и в России, зависит
от факторов, характеризующих политическую и социально-экономическую
ситуацию в стране, уровень законодательного и организационно -
инфраструктурного обеспечения, а также от наличия или отсутствия
обусловленных этими факторами рисков.
При сохраняющейся все последние годы гипотетической привлекательности
для иностранных инвесторов российского рынка в силу его масштабов и слабой
освоенности, а также значительных сырьевых возможностей следует однозначно
признать, что до сих пор эта привлекательность российской экономики явно
уступает сумме имеющихся негативных факторов, сдерживающих и тормозящих
приток иностранных капиталов в Россию.
Более того, сохраняющаяся социально-экономическая и политическая
нестабильность, масштабы российских политических рисков вызывают
значительную утечку капитала из России, которая существенно превышает
приток иностранных инвестиций в Россию.
Поскольку большая часть таких операций является незаконной и не
контролируется властями, существующие оценки неточны. Но даже официальная
макроэкономическая статистика позволяет определить масштаб этой утечки,
оцениваемой в 9,5 млрд. долл. в год. Специалисты склоняются к тому, что
большая часть этой суммы представляет собой помещенный за границу
российский капитал.[59] Помимо этого немалая часть экспортной выручки
остается на счетах оффшорных компаний. Только по отраженным в платежном
балансе операциям утечка капитала составляет почти 14 млрд. - в 7 раз
больше, чем прямые иностранные инвестиции. Оценки на 1996 аналогичны и
составляют порядка 3% ВВП.[60]
К факторам, затрудняющим осуществление иностранных инвестиций в
Россию, можно отнести также следующие:
. неразвитость системы страхования иностранных инвестиций как от
коммерческих, так от политических рисков;
. существующую в России систему налогов и тарифов, саму концепцию
налогообложения, односторонне сориентированную лишь на накопление
правительством бюджетных средств. В России 35%-ная ставка налога на
прибыль на 15 процентных пунктов ниже, чем в Германии, но, рассчитанная
по западной бухгалтерии, она составляет уже от 60 до 150 %. В
результате «законопослушные» западные инвесторы иногда вынуждены
выплачивать по налогу на прибыль суммы, превышающие то, что в их
представлении является прибылью.
. приватизацию предприятий, расцениваемую иностранными инвесторами и
многими экспертами скорее как возможность передачи прав на их владение
администрации предприятий и в меньшей мере их работникам, но вовсе не
как средство привлечения иностранного капитала;
. отсутствие необходимой для нормальной организации бизнеса
инфраструктуры (транспорт, связь и т.д.);
. низкую культуру ведения бизнеса со стороны российских партнеров;
. коррумпированность в системе государственного управления;
организованную преступность и т.д.
Существенно важным моментом является сопоставимость российских
законодательных актов с условиями, предлагаемыми другими пост
социалистическими государствами Восточной Европы и странами СНГ.
Весьма существенным юридическим аспектом является тот факт, что
изменения в условия инвестиционной деятельности могут вводиться не только
путем принятия законов, но и указами Президента. Очевидно, такой подход не
сообразуется с нормальным правовым режимом и вызывает негативную реакцию
иностранных инвесторов. Однако нельзя не принимать во внимание наличие
законодательного вакуума, который диктует необходимость принятия
нормативных актов в пожарном порядке.
Совершенствование законодательной и нормативной базы в области
регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление
правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование
притока иностранного капитала и повышение эффективности использования
инструментов экономической политики государства в этой сфере.
Целесообразно обеспечить дифференцированный режим иностранных
инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой
производятся инвестиции, а для совместных предприятий, кроме того, -
величины и удельного веса иностранного капитала в уставном фонде. С этой
целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков
иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение
перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также
отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих
федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15