Рефераты. Государственное регулирование инвестиционных процессов: социальный аспект






привлечения иностранных прямых инвестиций.

Что касается протекционистских мер, в частности, высоких импортных

тарифов, то они оправданы в случае защиты новых для российской экономики

производств или защиты стратегически важных для нее отраслей и производств,

которые в силу возникших финансовых трудностей и необходимости технической

модернизации не смогут какое-то время успешно конкурировать с импортной

продукцией.

Но одновременно с импортными тарифами не должны вводиться ограничения

на иностранные инвестиции. Напротив, тарифы призваны способствовать

привлечению инвесторов с их капиталом и управленческим опытом вместо

импортных товаров. Кроме того, тарифы не должны защищать производства и

предприятия, не способные адаптироваться к рыночным условиям из-за своей

слабой технической базы, низкого уровня внешнеторговой и инвестиционной

политики.

Принципиально новой формой привлечения иностранных инвестиций в

экономику России может стать лизинг, который достаточно широко используется

на Западе (до 25-30% всех капвложений).[61] В широком понимании он

представляет собой особую форму долгосрочной аренды. Получатели используют

основные фонды, а компания остается их собственником - в этом и заключается

базовый принцип лизинга. Задача получателя - эффективное использование

взятых в аренду фондов. Лизинг представляет огромный интерес для

подавляющего большинства мелких и средних российских предприятий, у которых

не хватает средств для приобретения современных технологий и оборудования.

Главными его преимуществами являются: размер платежей, который фиксируются

на длительный срок; возможность полного финансирования производственных

программ; ликвидность капитальных вложений и быстрое создание рабочих мест.

На сегодняшний день следует обратиться к опыту США, которые

представляют собой самый крупный подобный рынок в мире объемом более 130

млрд. долл. Федеральная программа предусматривает, что к 2000 г. удельный

вес капитальных вложений в России посредством этой формы привлечения

инвестиций должен возрасти с 1 до 20%.[62] Лизинг в значительной степени

зависит от существующей в стране налоговой системы и чутко реагирует не ее

изменения. Как правило, получатель может в целях определения

налогооблагаемой базы снижать налогооблагаемый доход на размер лизинговых

платежей, которые рассматриваются как производственные расходы. Все это

следует учесть при совершенствовании налогового законодательства.

Дополнительные возможности иностранных инвестиций связаны с вхождением

России в международную систему правового обеспечения в области

инвестиционной деятельности. Россия имеет более 30 межправительственных

соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений, а также

присоединилась к Вашингтонской конвенции (1965 г.) о порядке разрешения

инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами и

Сеульской конвенции (1958 г.) об учреждении Агентства по гарантиям

инвестиций.[63]

В 1994 г. при правительстве РФ создан Консультативный совет по

иностранным инвестициям в России с участием иностранных компаний и фирм,

реализующих в стране инвестиционные проекты. Для постоянной работы между

заседаниями совета созданы три рабочие группы: по улучшению имиджа России

как страны, принимающей инвестиции; по налоговой, таможенной и валютной

политике в России; по устранению торговых и неторговых барьеров на пути

российского экспорта. По рекомендации совета создан Российский Центр

содействия иностранным инвестициям при министерстве экономики. Основной его

задачей являете сбор и накопление данных по инвестиционным проектам,

предлагаемым российскими предприятиями.

За рубежом создается сеть дочерних агентств по продвижению доведению

информации до потенциальных партнеров и проведении рекламных кампаний.

Подобные агентства уже открыты в Париже, Лондоне, Милане. Все это

подчеркивает то исключительное внимание со стороны государства, которое

стало уделяться проблемам привлечения западного капитала с целью создания

новых рабочих мест, преодоления технической отсталости России и ускорения

развития экономики.

Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено также на

стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство,

реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования

рисков иностранных инвесторов, используя существующий мировой опыт,

некоторую компенсацию за риск капиталовложений на первые годы деятельности

указанных хозяйствующих субъектов при усилении мер контроля за

использованием льгот.

Иностранные инвестиции во многом помогают разрешить социальные

проблемы, существующие в нашем обществе.

Инвестирование иностранных средств в экономику России помогает решать

проблему занятости населения. Как было продемонстрировано на примере

проекта «Верфи Петербурга» предполагается создание 40000 новых рабочих

мест. Иностранные инвестиции способствуют повышению производительности

труда, (внедрение новых технологий), обеспечивают рост реальной заработной

платы. Тем самым растет и уровень заинтересованности предпринимателей и

работников в высокоэффективном использовании накопленного человеческого

капитала, т.е. повышение качества жизни, что и является главной целью

социальной политики государства.

Социальные функции инвестиционной политики государства.

В наиболее развитых странах мира инвестиционная политика ставится во

главу угла всех принимаемых решений на макроуровне: объем инвестиций

рассматривается в качестве важнейшего критерия устойчивого развития

национальной экономики, а динамика инвестиционных вложений как индикатор

состояния эффективного совокупного спроса, как фактор, влияющий в будущем

на объем национального производства, уровень занятости и потребления

населения.

Инвестиционная деятельность непосредственно связана и с социальной

сферой. Как показывает опыт, повышение инвестиционной активности со стороны

населения - это результата грамотной инвестиционной политики государства, в

том числе и в социальной сфере.

Как считают авторы инвестиционной концепции развития России

“Инвестор”, социальные проблемы надо решать инвестиционными методами, т.е.

путем создания новых рабочих мест (инновационное обучение и переподготовка

работников), повышения производительности труда и роста реальной заработной

платы, экономической заинтересованности работников и предпринимателей в

высокоэффективном использовании накопленного совокупного человеческого

капитала (повышение качества жизни).

Цель государства должна состоять в создании целостно существующей,

устойчиво развивающейся общественной системы, имеющей стабильно

функционирующую, динамично развивающуюся экономику и хорошо продуманную

социальную политику.

В отношении государственного бюджета функция государства должна

состоять в том, чтобы обеспечить как можно в большей степени социальную

ориентированность бюджета, который обеспечил бы достаточные размеры

консолидированных расходов на социальное развитие. Необходимо чтобы весь

блок затрат на социальные нужды оказался защищенным. Бюджетное и налоговое

законодательство должна гарантировать финансовую работоспособность

социальных расходов в региональных и местных бюджетах. Необходимо также

эффективно задействовать федеральные внебюджетные фонды, обеспечив их

целевое использование на социальные цели, особенно в регионах. Источником

дополнительных ресурсов можно считать частные внебюджетные социальные фонды

под гарантии государства.

Для повышения инвестиционной активности требуется создание в стране

благоприятного инвестиционного климата. Усилия государства, которое должно

сыграть первостепенную роль в этом процессе, заключаются в осуществлении

целого ряда стимулирующих мер экономического, политического и социального

характера.

В условиях кризиса создание благоприятного инвестиционного климата со

стороны государства может выражаться в инвестировании, прежде всего, тех

отраслей народного хозяйства, которые меньше всего интересуют

потенциального инвестора. А это транспортная инфраструктура, жилищное

строительство, образование, наука, медицина, культура, т.е. отрасли

социальной сферы.

Тем самым государство способствует созданию привлекательного образа

объектам инвестирования со стороны частного капитала, в том числе и

иностранного.

Привлечение инвестиций в производственную сферу - это создание новых

рабочих мест, внедрение новых технологий, повышение общественного

производства и качества рабочей силы, увеличение денежных поступлений

предприятия, рост заработной платы.

Все эти меры при их грамотном осуществлении должны будут

способствовать улучшению социального положения населения страны, улучшению

его благосостояния и повышению качества жизни, что и является одной из

главнейших задач государства.

Заключение.

Современное состояние нашей страны, пребывающей в условиях

продолжающегося кризиса, заставляет задуматься о необходимости изменения

структурной политики государства, как одного из условий выхода России из

кризиса.

Осуществить подобные крупномасштабные изменения без значительных

капиталовложений, как со стороны государства, так и со стороны частного

сектора не представляется возможным.

В условиях кризиса для России инвестиции являются важнейшим средством

структурного преобразования социального и производственного потенциала. Для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.