Рефераты. Государственное регулирование инвестиционных процессов: социальный аспект






своих собственных источников, и более эффективно использовать финансовые

ресурсы, направляемые на капитальные вложения.

Однако основная форма собственности и хозяйственного управления не

изменилась и хозяйственная самостоятельность обернулась тем, что выгоды

получал коллектив предприятия, а за ошибки приходилось расплачиваться

обществу в целом. В течение двух-трех лет предприятия начали реализовывать

целый ряд инвестиционных проектов, не задумываясь об их финансировании, тем

самым, приблизив макроэкономический кризис периода перестройки.

Неудивительно, что либерализация экономики в начале 90-х годов немедленно

привела к резкому спаду уровня инвестиций и изменению их структуры.

Глубина инвестиционного кризиса в переходных экономиках объясняется

рядом причин. В условиях децентрализации принятия ключевых хозяйственных

решений и спада производства экономические агенты ориентируются на

собственное выживание, а не на какие-то долгосрочные стратегические цели.

Поэтому совершенно естественно снизилась инвестиционная активность и

сократилась доля инвестиций в ВВП. (см. табл. №5)

Таблица 5. Динамика ВВП и капитальных вложений в 1992-1995 гг. ( в

сопоставимых ценах, в % к предыдущему году).[48]

| |1992 |1993 |1994 |1995 |

|Объем ВВП |-14 |- 9 |- 13 |- 4 |

|Объем капительных вложений за |- 40 |- 12 |- 24 |- 13 |

|счет всех источников | | | | |

|финансирования | | | | |

Но только лишь этой общей закономерностью невозможно объяснить

масштабы спада накоплений. Действовали дополнительные, специфические

факторы, причем острота кризиса была тем больше, чем острее ощущалось

действие этих присущих переходной экономике процессов. Наиболее серьезным

фактором, ставящим под сомнение какое-либо долгосрочное вложение средств в

производственную сферу, было резкое и неравномерное изменение цен,

происходящее в обстановке высокой инфляции. Планирование будущих

поступлений, спроса и издержек инвестиционного проекта просто оказывалось

невозможным. Высокая инфляция привела к непредсказуемым изменениям реальной

процентной ставки - ключевого критерия для принятия решения об инвестициях,

а также к ускоренному росту цен на капитальные товары. В результате

большинство инвесторов отложило осуществление инвестиционных проектов на

будущее.

Существовали и другие факторы, серьезно затруднявшие осуществление

крупномасштабных инвестиций: неопределенность прав собственности, высокие и

часто изменяющиеся налоговые ставки, неустойчивость внешнеторгового режима,

и, наконец, произвол и коррупция, поразившие часть государственного

аппарата.

По данным Госкомстата РФ и Центробанка России за 1992-1995гг. объем

капитальных вложений сократился значительно больше по сравнению с

производством. При снижении промышленного производства в 1995 году на 5,5%

вложения в реальный сектор экономики уменьшились на 17% по сравнению с

соответствующим периодом 1994 года, достигнув 30% объема инвестиций

1991года.[49] В январе-мае 1996 г. реальные инвестиции по сравнению с

соответствующим периодом 1995 г. снизились на 11%. Если в 1991 г. удельный

вес чистых инвестиций составил 28%, то к началу 1996г. он сократился вдвое.

В 1996г. при снижении валового внутреннего продукта на 6% объем инвестиций

в национальную экономику сократился на 18%.[50] Улучшение инвестиционного

климата в 1997 г., по мнению некоторых специалистов, также не произошло. А

финансовый кризис 1998 года вообще разрушил все надежды на возможное

оживление инвестиционной деятельности, отодвинув экономический подъем в

лучшем случае на 1999-2000 г.

Высокие темпы инфляции тормозили темпы привлечения инвестиций в

производство. Они постоянно опережали увеличение инвестиций в основной

капитал в текущих ценах. В сопоставимых же ценах их объем существенно

сокращался. (См. таблицу 6).

Таблица 6. Валовые инвестиции.[51]

| |Инвестиции |в том числе |Инвестиции в |в том числе|

| |в основной |производственн|основной |производств|

| |капитал, в |ого |капитал, в |енного |

| |текущих |назначения, |сопоставимых |назначения |

| |ценах, |млрд. руб. |иенах (1995 |(1995=100) |

| |млрд. руб. | |=100) | |

|1990 |- |- |325,8 |450,9 |

|1991 |0,21 |0,14 |276,9 |369,7 |

|1992 |2,7 |1,7 |166,1 |207,7 |

|1993 |27,1 |16,3 |146,2 |167,7 |

|1994 |108,8 |60,9 |111,1 |112,4 |

|1995 |267,0 |157,2 |100,0 |100,0 |

|1996 |375,9 |232,5 |81,9 |85,4 |

|1997 |408,8 |263,5 |77,8 |84,5 |

|1998 |402,4 |- |72,6 |- |

|01.199|22,5 |12,2 |76,5 |71,3 |

|7 | | | | |

|01.199|22,1 |- |72,9 |- |

|8 | | | | |

Как видно из таблицы, начиная с 1991 года, инвестиционная ситуация

развивается весьма неблагоприятно. Это видно не только по траектории

падения реального ВВП. Страна потеряла почти половину своего общего

экономического потенциала, индикатором которого является произведенный ВВП,

в том числе - больше половины объемов производства в промышленности.

Можно сколько угодно вспоминать о неэффективности капиталовложений

при плановом хозяйстве, однако понятно, что если инвестиции в экономику за

последние семь лет уменьшаются в 5 раз, то экономика депрессивная. При

таком положении у нее нет реальных шансов обеспечить динамичное развитие

экономики.

После 1997 г. прекращен статистический учет производственных и

непроизводственных капиталовложений. А их динамика весьма различна.

Формально производственные вложения упали более чем в 5 раз (18,6%), но

если разделит последние на вложения в развитие топливно-энергетического

комплекса и проч., то инвестиционная активность в отраслях производства, не

производящих углеводороды, ослабла на порядок, и, прежде всего в

производстве средств производства. Пока отечественное машиностроение

дезорганизовано, восстановление расширенного воспроизводства остается

недостижимым.

В 1999 году появилась устойчивая тенденция к постепенному

восстановлению инвестиций в основной капитал. В январе- сентябре их объем

за счет всех источников финансирования к соответствующему периоду

предыдущего года составил 100,1%, тогда как в январе - сентябре 1998 года

спад инвестиций достиг 5,9%.[52] Сказывается, прежде всего, улучшение

финансового состояния предприятий реального сектора экономики.

Вместе с тем, инвестиционная активность все еще остается низкой и не

соответствует потребностям народного хозяйства.

Структура инвестиций по направлениям также претерпела существенные

изменения.

Так, если в начале 80-х годов соотношения между вложениями в объекты

производственного и непроизводственного назначения было примерно 3:1, то в

последние годы - 56:44 (1:1). Резко сокращается доля инвестиций в химико-

лесной и машиностроительный комплекс при росте в топливно-энергетический

(см. таблицу 7).

Анализ динамики отраслевой структуры инвестиций в основной капитал за

последние годы выявил устойчивую тенденцию к сокращению объема

инвестирования в отрасли ТЕКа и увеличению доли таких производственных

комплексов, как металлургия, строительство, транспорт и связь.

Снижение мировых цен на энергоресурсы, особенно на нефть,

систематический рост неплатежей покупателей, снизили доходную базу

топливных отраслей и обусловили сокращение собственных средств на

инвестиционные цели.

Таблица 7. Структура капитальных вложений по направлениям

использования, в %.[53]

| |1981-198|1985 |1990 |1994 |1995 |

| |5 гг. |г. |г. |г. |г. |

|Всего кап. Вложении |100 |100 |100 |100 |100 |

|В том числе по объектам: | | | | | |

|Производственного назначения|72,8 |72,6 |70,9 |56,1 |55,5 |

|Непроизводственного |27,2 |27,4 |29,1 |43,9 |44,5 |

|назначения | | | | | |

|По направлениям | | | | | |

|использования: | | | | | |

|ТЭК |13,7 |15,4 |14,0 |18,8 |25,2 |

|Химико-лесной комплекс |4,1 |3,8 |3,6 |1,8 |2,6 |

|Машиностроительный комплекс |8,3 |8,3 |8,3 |2,1 |2,0 |

Перечень отраслей, которые можно считать благополучными достаточно

короток. Ориентированные в основном на экспорт именно они представляют

спрос на инвестиции. Остальные отрасли, а их большинство, самостоятельно

привлечь инвестиции не могут и без помощи государства обречены на

отсталость. Вероятно, эта помощь могла бы проявиться не только в форме

бюджетного финансирования, но и в облегчении налогового пресса, а также

путем государственных заказов, проведения разумной протекционисткои внешней

политики, принятия мер по восстановлению уровня благосостояния населения и

их платежеспособного спроса на отечественную продукцию. Это дало бы

мультипликативный эффект и позволило бы искать предприятию инвестиции,

оплачивать их, расплачиваться с кредиторами и государством, развивать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.