Рефераты. Государственная поддержка инвестиционной деятельности






| Собственные |47,2 |54,8 |56,7 |59,2 |60,1 |53,2 |

|средства предприятий | | | | | | |

|Привлеченные средства, |52.8 |45.2 |43.3 |40,8 |39,9 |46,8 |

|из них: | | | | | | |

|Государственное |17,7 |23,3 |24,8 |23.6 |17,0 |24,1 |

|финансирование, в т.ч.:| | | | | | |

|Федеральный бюджет |8,4 |15,7 |16,1 |14,94 |11,7 |16,8 |

|Областной бюджет и |9,9 |7,6 |8,7 |8,66 |5,1 |7,1 |

|местные бюджеты | | | | | | |

В период 1995-1999гг. в Новосибирской области происходит постепенное

снижение доли областного и местного бюджетов в общем объеме инвестиций в

основной капитал. Если в 1995г. доля местных бюджетов составляла 9,3%, то в

1999-снизилась до 5,1%, в 2000г. наметился подъем до 7,1%, но это

прогнозные данные и, скорее всего, фактически они будут ниже.

С 1992 года основным источником финансирования являются средства

предприятий. На их долю приходится более половины средств, используемых на

инвестиции. Но инвестиционные возможности большинства предприятий на

сегодняшний день не велики.

Изменилась за последние годы и воспроизводственная структура

капитальных вложений. В 1992 году 44% всех капитальных вложений в

промышленности были направлены на реконструкцию и техническое

перевооружение действующих предприятий. А в 1994 году уже 25%. В то же

время доля затрат на строительство новых предприятий возросла с 38% до 56%.

Более подробно данные изменения показаны в Таблице 2.

Таблица 2

Воспроизводственная структура инвестиций в основной капитал но объектам

промышленного назначения (в процентах к предыдущему году)1

| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |

|Инвестиции в основной капитал, всего |100 |100 |100 |100 |100 |

|в том числе направленные на: | | | | | |

|техническое перевооружение и |44 |36 |25 |30 |28 |

|реконструкцию действующих предприятий| | | | | |

|расширение действующих предприятий |15 |10 |14 |12 |12 |

|новое строительство |38 |50 |56 |54 |55 |

|отдельные объекты действующих |3 |4 |5 |4 |5 |

|предприятий | | | | | |

Уменьшение инвестиций, направляемых на техническое перевооружение и

реконструкцию, привело к возрастанию износа именно промышленного

оборудования. В результате, износ всех ОПФ в промышленности в 1994 году был

равен 48,9%2 и значительно превышал износ всех ОПФ по народному хозяйству

Новосибирской области (38%).

Как известно, ранее одним из источников капиталовложений предприятий

были средства амортизационных отчислений. В 1991 году в России более 51%

всех капитальных вложений осуществлялись за счёт средств амортизационных

отчислений”3. В 1994 году эта доля уменьшилась до 10%. Использование их для

многих предприятий сейчас не выгодно из-за отсутствия каких-либо других

значительных источников пополнения оборотных средств.

Зачетная система расчетов за произведенную продукцию явилась чуть ли не

единственно возможным источником пополнения собственных средств -

простаивающие основные фонды, механизмы оптимальной реализации которых

сегодня только начинают разрабатываться.

Не меняется не только группа получателей инвестиций, но и стран-

инвесторов. До последнего времени основной формой участия иностранных

капиталов в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий.

Несмотря на довольно большое число зарегистрированных СП, размеры

привлечённых ими инвестиций невелики, а роль в экономике незначительна.

Что касается инвестирования предприятий посредством кредитования, то

ситуация в этой сфере за последние годы резко ухудшилась. По данным

Главного управления ЦБ РФ по Новосибирской области, за 1998 год кредитные

вложения в реальный сектор экономики уменьшились на 392 млн. рублей, или на

220%, и на 1.01.99г. составили 1535,6 млн. рублей. Удельный вес

задолженности по кредитам в общей сумме вложений банков и филиалов составил

на 01.01.98 г 29% против 41% на 01.01.99 г. Доля просроченной

задолженности в кредитных вложениях возросла в три раза (с 6% на 01.01.98

г. до 18% на 01.01.99 г.).

Из приведенных данных видно, что ситуация в сфере кредитования

реального сектора 1998 году значительно ухудшалась. Это обусловлено резким

падением рубля, ростом темпов инфляции, ростом процентных ставок по

кредитам.

Всего за 1998 год банковской системой Новосибирской области было выдано

кредитов на сумму 4000 млн. рублей, что на 25% ниже, чем в 1997 году.

Практически все кредиты (90%) были направлены в три отрасли: промышленность

(17,4%), торгово-посредническая деятельность (35%), и прочие отрасли,

включая потребительские кредиты населению, органам власти и внебюджетным

фондам (37%). При этом, объемы кредитов, выданных промышленным предприятиям

области, уменьшились на 43%, торгово-посредническим предприятиям - на 24%.

Практически не кредитовалось сельской хозяйство, а в строительство и

транспорт было направлено 10% общей суммы выделенных средств.

Таким образом, из приведённых данных видно, что, проблем в

инвестиционном комплексе довольно таки много и что для активизации

инвестиционной деятельности и решения ряда проблем, стоящих па этом пути,

необходимо принимать меры.

В настоящее время действует закон «О внебюджетном фонде развития

промышленности Новосибирской области» от 25.05.98 № 12-03. Этот закон

устанавливает порядок образования и использования средств внебюджетного

фонда развития промышленности Новосибирской области, компетенцию органов

государственной власти по управлению и осуществлению контроля. Целью

создания фонда является накопление финансовых ресурсов для финансирования

целевых социально-экономических, научно-технических, конверсионных программ

и проектов промышленных предприятий, увеличения инвестиций в промышленность

области, повышения конкурентоспособности продукции предприятий области.1

Основным источником формирования фонда является задолженность

промышленных предприятий всех форм собственности перед областным бюджетом,

трансформированная в товары, услуги, фондовые инструменты.

Расходная часть фонда формируется в соответствии с законом НСО «О

бюджете внебюджетного фонда развития промышленности Новосибирской области»

на очередной финансовый год по следующим направлениям:

Предоставление кредитов промышленным предприятиям всех форм собственности

на подготовку и освоение производства с целью внедрения результатов научно-

технических и опытно-конструкторских работ,

Предоставление краткосрочных кредитов для финансовой поддержки предприятий,

выпускающих конкурентоспособную, экспортную и импортозамещающую продукцию

или осуществляющих структурную перестройку производства, в том числе

реализацию программ конверсии производства.

Новосибирским областным Советом депутатов 26 мая 1999 года принят

Закон НСО №12-03 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности

на территории Новосибирской области» (Приложение 1). В нем предусмотрен ряд

льгот для инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор и система

государственных гарантий. Так, по этому Закону, предприятие, прошедшее

конкурсный отбор, освобождается от ряда налогов в части, зачисляемой в

бюджет области, в размере, не превышающем половины привлеченных инвестиций.

Это налог на прибыль, отчисления в территориальный дорожный фонд, налог на

имущество. Предложен ряд льгот по аренде областной собственности, отсрочке

платежей в территориальный дорожный фонд.

Инвесторы, отвечающие требованиям, установленным настоящим Законом,

имеют право на применение следующих ставок налогов и льгот по налогам, в

части зачисляемой в областной бюджет и территориальный дорожный фонд

Новосибирской области:

на период фактической окупаемости вложенных инвестором инвестиций, но

не более срока окупаемости, предусмотренного инвестиционным проектом:

налог на имущество, используемое инвестором для реализации

инвестиционного проекта 0 % от базовой ставки;

- налог на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг),

произведенной на созданных (приобретенных, полученных) в ходе реализации

инвестиционного проекта производственных мощностях или посредством

технологий, внедренных в ходе реализации инвестиционного проекта 0 % от

базовой ставки;

- налог на пользователей автомобильных дорог 0,75% от суммы реализации

продукции (услуг);

- налог на имущество, используемое инвестором для реализации

инвестиционного проекта 0 % от базовой ставки;

Также, в качестве мер государственной поддержки, предлагается

предоставление инвестиционных бюджетных ссуд из средств областного бюджета

и внебюджетных фондов, предоставление поручительств в качестве обеспечения

использования обязательств инвестора, возникающих в процессе реализации

проекта, обеспечение залогом обязательств инвестора.

Областным Советом депутатов принят закон НСО «О Бюджете развития

Новосибирской области» от 20.12.99 № 81-ОЗ (Приложение2).

Администрация НСО в своей работе расширяет применение программно-

целевого метода управления. Их основой является формирование специальных

областных целевых программ по крупным социальным и экономическим проблемам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.