Рефераты. Государственная поддержка инвестиционной деятельности






активный процесс импортозамещения. Рост промышленности за январь - август

1999 года составил 5,9 % относительно аналогичного периода прошлого года

(из доклада Экспертного института « Инвестиционный климат в России»).

Финансовые ресурсы, ранее уходившие на рынок высокодоходных ГКО, после

кризиса стали оставаться в реальном секторе и обслуживать обращение

товаров. Покупатели в первом полугодии 1999 года платили 47,7% денежными

средствами, а год назад - лишь 40,3% (из доклада Экспертного института

«Инвестиционный климат в России»).

По накопленной за период 1989-1998гг. сумме прямых иностранных

инвестиций на душу населения Россия занимает лишь 21 место среди 25 стран

Центральной и Восточной Европы и СНГ. Политическая нестабильность, кадровая

чехарда и информационные войны привели к тому, что в целом, инвесторы

предпочли занять выжидательную позицию по отношению к России. Подобную

ситуацию можно расценить как критическую. Кризис доверия губителен для

прямых инвестиций, так как они предполагают специфицированную и менее

ликвидную форму капитала.

Таким образом, России остро необходимо быстрое и существенное

изменение инвестиционного климата. Эта работа должна производиться

поэтапно, результатом такой деятельности должны стать существенные

экономические и социальные сдвиги, необходимые для формирования в России

эффективной рыночной экономики, в которой развитие обеспечивается частной

инициативой. В конечном счете, именно это означает благоприятный

инвестиционный климат.

В качестве важнейшего инструмента государственной инвестиционной

политики, ориентированной на стимулирование привлечения средств частных

инвесторов в реальный сектор экономики, предполагалось еще в 1997 году

запустить механизм Бюджета развития и связанный с ним механизм

предоставления государственных гарантий.

Федеральный закон «О бюджете развития Российской Федерации» был принят

только 26 ноября 1998 года.

Принципиальная важность Бюджета развития как стимулятора экономического

роста состоит в том, что средства налогоплательщиков предоставляются

корпоративному сектору строго на возвратной, платной и срочной основе.

В Бюджете развития сосредоточена часть ресурсов, выделяемых

государством на инвестиционные цели. Финансовые ресурсы, необходимые для

выполнения государством своих обязательств - строительство социально

значимых и дорогостоящих инфраструктурных объектов, обслуживание технически

сложных систем - обеспечиваются по обычной схеме через текущий бюджет.

Максимально высокая эффективность использования средств Бюджета

развития обеспечивается конкурсным отбором финансируемых объектов по

критериям высокой экономической эффективности инвестиционных проектов на

принципах долевого участия государства в их финансировании. Обязательным

условием является наличие у заемщика собственных денежных средств в размере

не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по

крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн. долларов США) - не менее

10% указанного объема.1

Бюджет развития представляет собой список конкретных инвестиционных

проектов, прошедших конкурсный отбор и экспертизу и размер денежных

средств, выделяемых из Бюджета развития на финансирование этих проектов.

Ввиду известной напряженности ситуации с Федеральным бюджетом, для

потенциальных инвесторов больший интерес представляют государственные

гарантии, которые являются обязательством Правительства РФ возместить

кредитору за счет средств Бюджета развития часть фактически предоставленных

им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае не возврата

заемщиком (инвестором) основного долга в срок, установленный кредитным

договором.

Необходимо создавать механизм жесткого контроля со стороны государства

за целевым и эффективным использованием государственных инвестиций, в

частности, в форме проверок целевого использования средств федерального

бюджета, предназначенных для реализации федеральных целевых программ, а

также контрольных проверок объемов и стоимости работ (поставок, услуг),

оплаченных за счет средств федерального бюджета, с применением штрафных

санкций, в случае их нецелевого использования. При этом должно быть

обеспечено ритмичное финансирование федеральных целевых программ, а также

строек и объектов инвестиционной программы года, в пределах выделяемых на

капитальное строительство финансовых ресурсов с учётом хода выполнения

работ.

Аналогичный контроль устанавливается за использованием бюджетных

инвестиций, направляемых на финансирование федеральных программ развития

регионов, а также капитальных затрат, финансируемых за пределами

федеральной инвестиционной программы по различным статьям бюджета.

Одним из ведущих направлений повышения инвестиционной активности и

привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны, в том числе

иностранных, должно стать развитие лизинговой деятельности в России.

Развитие лизинга в инвестиционной деятельности предоставляет широкие

возможности для реализации государственных инвестиционных программ,

позволяет осуществлять их финансирование, не опасаясь влечения на другие

цели и создавая все условия для контролируемой адресной работы по

формированию и обновлению производственно-технической базы страны.1

Для мобилизации национальных инвестиционных ресурсов, привлечения

иностранного капитала необходимо формирование инвестиционного климата,

предполагающее создание благоприятных условий и механизмов накопления

национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции,

содействие реализации инвестиционных программ крупного корпоративного

капитала, стимулирование притока иностранных инвестиций.

В создании условий для благоприятного инвестиционного климата важную

роль играет целевая ориентация предприятий на использование по назначению

амортизационных отчислений - преимущественно на инвестиционные нужды для

воспроизводства основных фондов. С учетом дальнейшего развития рыночных

отношений решение этой задачи осуществляется не на принципах жестких

ограничений по направлениям использования амортизации, а за счёт

приравнивания нецелевого использования амортизационных отчислений

предприятий к налогооблагаемому доходу.

Важным направлением повышения действенности амортизационной политики

является приведение стоимости основных фондов в соответствие с их рыночной

оценкой. Это дает не только основу для разработки основных норм

амортизационных отчислений, но и позволит снизить нагрузку на финансы

предприятий.

Усилению роли амортизационных отчислений способствует систематическая

переоценка основных фондов и применение механизма ускоренной амортизации.

Действующие законодательные акты в области налоговой политики

предоставляют ряд льгот по налогообложению. В их числе льготы при

налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными

инвестициями, освобождение от НДС на импортируемое технологическое

оборудование и запасные части к нему.

Ещё один фактор привлечения кредитных ресурсов для финансирования

инвестиционных проектов - система государственно-коммерческих гарантий.

Сдвиги в государственной поддержке инвестиционного процесса на

предоставление гарантий отвечают как интересам государства, так и частного

сектора.

Страхование инвестиционного процесса при поддержке государства дает

дополнительные гарантии инвесторам. Развитие этих процессов предусматривает

достижение экономической и денежно-финансовой стабилизации, вовлечение в

страхование инвестиций крупных финансовых структур, определение приоритетов

в области страхования инвестиций, разработку методологической базы для их

страхования.

На первый план сегодня выходит также задача формирования эффективных

форм организации капитала, заключающиеся в создании современной

институциональной среды.

Ее основу должны составить институты с мощным финансовым, промышленным,

инновационным и организационным потенциалом. К таким институтам относятся

финансово-промышленные группы (ФПГ), образующиеся вокруг одного или

нескольких технологически связанных крупных предприятий-производителей, а

также банковской структуры с развитой филиальной сетью и иные

«профессиональные корпорации», создающие эффект солидарной

заинтересованности и ответственности субъектов управления и производство за

принятие и реализацию решений.

Формирование финансово-промышленных групп обеспечивает дополнительные

возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных программ,

является одним из факторов устойчивой стабилизации экономики и повышения

эффективности производства. Объединение финансовых ресурсов участников ФПГ

существенно расширяет в целом их внутренние инвестиционные возможности,

позволяет концентрировать их на наиболее важных направлениях.

Мощным стимулом для концентрации финансовых средств в производство

должно стать создание специализированных инвестиционных банков,

занимающихся только долгосрочными проектами. Для них государство должно

принять максимально льготные ставки налогообложения и создать реальные

условия, поддерживающие конкурентоспособность на межбанковском уровне.

За последние три года при активном участии государства был сделан

важный для стимулирования инвестиционного процесса шаг - стал развиваться

рынок ценных бумаг. Он предоставил легальную возможность динамичного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.