Рефераты. Государственная поддержка инвестиционной деятельности






перелива капитала в наиболее перспективные отрасли и проекты, которые,

показав свою эффективность, требуют дополнительных средств для дальнейшего

развития.

В настоящее время наряду с проблемами снижения процентных ставок,

снижения налогового бремени, сокращения рисков, порождаемых общим

состоянием экономики, превращения государственной политики поддержки

частных инвестиций в один из важнейших приоритетов и т.п. наиболее

существенны следующие направления работы:

Завершение существенно отставшего процесса формирования минимально

необходимой законодательной базы инвестиционной деятельности.

Привлечение денег населения на инвестиционные цели.

Расширение лизинга, увеличение средств, направляемых на развитие лизинга в

структуре финансирования государственной инвестиционной программы.

Расширение банковского кредитования инвестиций.

Формирование финансово-промышленных групп различных типов, в том числе на

основе участия банков в капитале предприятия, которое они кредитуют.

Дальнейшее развитие по мере преодоления кризиса, российского рынка

корпоративных ценных бумаг, уделяя особое внимание обеспечению прозрачности

фирм, участвующих на этом рынке.

Развитие конкуренции между регионами за создание большей инвестиционной

привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов, имея в виду,

что именно регионы начали играть ведущую роль в формировании благоприятных

условий для инвестиционной деятельности.

Решение законодательных и организационных проблем развития ипотеки, без

которой невозможно рассчитывать на активизацию инвестиционной деятельности.

Повышение уровня подготовки руководителей и специалистов предприятий в

области стратегии, бизнес - планирования и обоснования инвестиционных

проектов. Создание сети школ проектного финансирования. Формирование более

широкой сети консультационных фирм и активизация консультационной

деятельности в области инвестиций, особенно в регионах.1

Если дать общую оценку сложившейся на текущий момент ситуации, то можно

сказать, что потенциальные возможности Сибири как сферы приложения капитала

задействованы далеко не полностью в силу ряда причин, в первую очередь,

макроэкономического и институционального характера. Тем не менее,

инвестиционные возможности регионов Сибири имеют большие перспективы. С

одной стороны, в России в последнее время наметились признаки экономической

стабилизации, с другой стороны, и государство как на федеральном, так и на

региональном уровнях делает шаги по улучшению инвестиционного климата и

стимулированию инвестиционной активности, в том числе и по привлечению

иностранных инвесторов.

Ведется соответствующая работа российского правительства и на

международном уровне. Россия подписала Сеульскую конвенцию (1985г.) об

учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) при

Всемирном Банке, Вашингтонскую конвенцию (1965г.) по созданию

Международного центра по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном

Банке. Все это позволит уменьшить риск капиталовложений, что для России

сейчас чрезвычайно актуально.

2.2.История поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской области

Изучая инвестиционный процесс в регионе, можно отметить его сложность и

существенное отличие от инвестиционного процесса на государственном уровне.

На региональном уровне имеются свои отличительные особенности. Связаны они

как с масштабами деятельности, также особенностями хозяйствующих субъектов,

их производственно-хозяйственных и социальных взаимосвязей. Анализ

инвестиционного процесса на региональном уровне в целом является весьма

трудоемкой задачей, в связи со значительным количеством субъектов

инвестиционной деятельности, многообразием преследуемых ими целей.

Выбор объектов вложения капитала, как известно, может быть обусловлен

множеством факторов и для каждой конкретной организации он в некоторой

степени уникален. Хотя некоторые закономерности направлений инвестирования

по различным секторам экономики прослеживаются достаточно четко.

В настоящее время, органы государственного управления субъектов РФ

осуществляют прямое финансирование инвестиционной деятельности по следующим

основным направлениям:

а) финансирование капитальных вложений органов государственного

управления для осуществления и поддержания своей деятельности;

б) целевое финансирование инвестиционных программ коммерческого сектора

экономики на возвратной и безвозвратной основе (субсидии, дотации и т.п.);

в) целевое финансирование некоммерческого сектора экономики в

соответствии с региональными программами развития.

Таким образом, государственные органы осуществляют целевое

финансирование как производственной, так и непроизводственной сферы. На

региональном уровне целевое финансирование находит место как в

федеральных, так и в региональных программах.

Наиболее известными федеральными программами, реализуемыми на

территории Новосибирской области являются: «Дети России», «Сохранение и

развитие культуры и искусства», «Социальная поддержка инвалидов».

Особое значение для Новосибирской области имеет такой фактор как

«специфическая особенность Новосибирской области - преобладание в структуре

промышленности высокотехнологичных и наукоемких производств, в основном

предприятий ВПК, наличие десятков научно-исследовательских организаций.

Здесь имеется значительный научно-технический потенциал, квалифицированные

специалисты, что может послужить основой инвестиционного развития нового

типа в противовес первой волне инвестиций, затронувшей топливно-сырьевые

регионы с преобладающей экспортной ориентацией,»1 - считает В. Поляков,

один из организаторов Агентства содействия инвестициям.

К числу положительных моментов в инвестиционной сфере Новосибирской

области он относит следующие:

1.Наличие производственно - технической базы достаточно

диверсифицированной структуры, пригодной для организации различных видов

бизнеса.

2.Научный потенциал, овеществленный в различных формах интеллектуальной

собственности - патентах, промышленных образцах, ноу-хау.

3.Наличие квалифицированного персонала.

4.Потенциальная востребованность части продукции предприятий области на

внутреннем рынке, рынках ближнего и дальнего зарубежья.

5.Поддержка со стороны администрации области мероприятий по развитию

новых ресурсосберегающих технологий, производству импортозамещающих и

экспортных товаров.

Однако он отмечает и негативные стороны, противодействующие

инвестиционному развитию, которые, по сути, нейтрализуют все

положительные моменты:

1.Производственное оборудование предприятий морально и физически

устарело, не в полной мере отвечает задачам их рыночной ориентации,

основные производственные и инфраструктурные мощности простаивают.

2.Имеющаяся интеллектуальная собственность не оценена с позиций её

рыночного применения. Некоторые наиболее привлекательные запатентованные

технологии, ноу-хау расхищаются или используются без лицензий или иных

компенсаций.

3.Потенциальные возможности персонала недоиспользуются из-за

неразработанности организационно-экономических форм его включения в новые

формы и виды деятельности.

4.Маркетинговый анализ потребностей внутреннего рынка, рынков ближнего

и дальнего зарубежья, с привязкой к производственным возможностям

предприятий не проводится.

5.Недостаточно разработаны инвестиционные программы (включающие и

пакеты конкретных проектов), позволяющие материализовать в различных формах

поддержку со стороны администрации области, привлечь сторонние источники

инвестиций и снизить воздействие всего комплекса негативных факторов.

Возможность реализации инвестиционных программ и проектов сдерживается

рядом факторов. Решающими из них являются несогласованноесть действий

участников инвестиционного процесса, неумение правильно оценить

инвестиционную ситуацию, а также неготовность предприятий-инициаторов

проектов выполнять комплекс работ инвестиционного цикла: от проведения

технико-экономических исследований до эффективного управления ресурсами

проектов на этапе их реализации. Ситуация усугубляется недостаточно

развитой в области (и по России в целом, за исключением Москвы)

инфраструктурной инвестиционной деятельности, включающей системы

информационного обслуживания, оказания квалифицированных услуг, подготовки

и переподготовки руководителей и ведущих специалистов.1

Таким образом, при наличии значительного инвестиционного потенциала,

область, тем не менее, находится в ситуации инвестиционного кризиса.

Следует отметить, что ситуация в инвестиционной сфере Новосибирской

области не намного отличается от ситуации по России в целом, с тем лишь

отличием, что наблюдается более равномерное изменение ситуации, без резких

скачков.

Более подробно динамика распределения инвестиционных ресурсов по

источникам показана в Таблице 1.

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за

1995-1999 гг. (в процентах к итогу)

(1995-1998гг по полному кругу предприятий, 1999 -2000гг. по кругу

крупных и средних предприятий), (2000г.-прогнозные данные)

| |1995г.|1996г.|1997г.|1998г.|1999г. |2000г. |

|Инвестиции в основной |100 |100 |100 |100 |100 |100 |

|капитал, всего | | | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.