Рефераты. Государственная поддержка инвестиционной деятельности






палаты. Некоторые проблемы иностранцы могут уменьшить, организуя тесное

взаимодействие с местными пользователями их технологий, создавая, например,

совместные предприятия или франчайзинговые системы, хотя и здесь

наблюдается слабость законодательной базы. Для решения правовых рисков

необходима деятельность государственных органов. В первую очередь

необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой для этого

является жесткое соблюдение законов, их приоритетности. Кроме того нужно

отказаться от практики издания актов с обратной силой, а также усилить

контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае

инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой

среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для

разумной оценки правовых рисков.

1.2.Возможности государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне

и уровне субъектов Федерации

Одним из важных вопросов, который приходится решать на нынешнем этапе

рыночных реформ в российской экономике, является регулирование

взаимоотношений федерального центра и регионов в бюджетной и инвестиционной

сферах. Реальной мерой эффективности рыночных реформ выступают их

социально-экономические результаты, получаемые людьми непосредственно в

регионах. Сегодня становится понятным, что необходимо регулировать

региональную инвестиционную политику.

В законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,

осуществляемой в форме капитальных вложений»1, определены формы и методы

регулирования инвестиционной деятельности, во-первых - это создание

благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, путем:

. Совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и

использования амортизационных отчислений;

. Установления специальных налоговых режимов;

. Защиты интересов инвесторов;

. Предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий

пользования землей и другими природными ресурсами;

. Расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников

финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально

- культурного назначения;

. Создания и развития сети информационно - аналитических центов,

осуществляющих регулярное проведение рейтингов и их публикацию;

. Принятия антимонопольных мер;

. Расширения возможностей использования залогов при осуществлении

кредитования;

. Развития финансового лизинга;

. Проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

. Создания возможностей формирования собственных инвестиционных фондов.

Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации могут

осуществлять прямое участие, путем:

. Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов;

. Размещения на конкурсной основе средств бюджетов субъектов Федерации;

. Предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по

инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Федерации.

Региональная инвестиционная политика представляет собой совокупность

мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса с целью

обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории.

Региональная инвестиционная политика разрабатывается и реализуется путем

взаимодействия государственных органов управления федерального и

территориального уровня, а также органов местного самоуправления. В

принципе это взаимодействие должно основываться на Конституции РФ,

Федеративном договоре, регулироваться законодательными и нормативными

актами, принимаемыми Федеральным собранием, президентом и правительством, а

также договорами между центром и регионами. В инвестиционной сфере

наглядно проявляется несовершенство системы федеративных отношений в

стране.

Российская Федерация включает два типа субъектов - национально-

государственные и административно-территориальные образования, которые

согласно Конституции (ст.5) равноправны между собой и во взаимоотношениях с

Федеральными органами государственной власти. Фактическое первенство

субъектов Федерации наблюдается в инвестиционной сфере. Так, на долю

национально-государственных образований приходится 15-16% общего объема

инвестиций в стране, между тем доля средств из федерального бюджета в

финансировании инвестиций на их территории достигает 30%.1 Для

административно-территориальных образований соотношение совершенно иное -

соответственно 85 и 70 %.

Недостаток средств для финансирования инвестиций заставляет

региональные и местные власти прибегать к нетрадиционным методам

привлечения ресурсов. К ним относятся муниципальные займы, из которых

примерно половину составляют целевые инвестиционные займы, главным образом,

жилищные. В 1995г. возникло новое явление – целевые займы, предназначенные

для осуществления инвестиций в промышленные предприятия и развитие

инфраструктуры. Доля таких займов пока невелика и составляет около 15%. Как

правило, они преследуют одну конкретную цель - осуществление проекта

строительства дороги, АТС и т.д. Но, как правило, целевые займы очень часто

используются на текущие, а не на инвестиционные цели. Серьезной проблемой

остается распространение на муниципальные займы государственных гарантий и

подведение под них законодательной базы. Назревшей мерой представляется

принятие Федерального законодательства, регламентирующего конкретные

механизмы выпуска и обращения муниципальных обязательств, что позволило бы

создать систему льгот и гарантий для отечественных и зарубежных инвесторов,

вкладывающих средства в муниципальные ценные бумаги. В регионах применяют и

другие экономические методы стимулирования инвестиций .

Предоставление налоговых льгот инвестороам используется в каждом пятом

регионе, страхование рисков залогом имущества субъектов РФ – в каждом

третьем.2 Не на должном уровне оказался и федеральный центр. Основным

инструментом его инвестиционной политики остается федеральная

инвестиционная программа, которая строится в основном по отраслевому

принципу и слабо увязывается с регионами, хотя и реализуется на их

территории. Кроме того, исполняемость инвестиционной программы крайне

низка, в связи с тем, что инвестиции из федерального бюджета обеспечиваются

по остаточному принципу. Трансферты из федерального бюджета в бюджеты

территорий осуществляются в основном не на нормативной, а на

индивидуальной основе путем договоренностей между соответствующими органами

центра и субъектами Федерации, носят преимущественно целевой характер и не

преднаначены для инвестиционных целей.

Наряду со слабостью механизма взаимодействия органов управления

различного уровня, в инвестиционной сфере негативную роль играет

расплывчатость, концептуальная непроработанность региональных приоритетов

политики федерального центра. Так, в утвержденных Указом Президента от

03.06.96г. «Об основных положениях региональной политики РФ» отсутствуют

разделы, отражающие ее региональный аспект. Заключенные до настоящего

времени договоры о разграничении полномочий между федеральным центром и

субъектами РФ носят политический характер и мало затрагивают конкретные

экономические вопросы, в т.ч. инвестиционные.

Системный подход к взаимодействию федеральных, региональных и местных

органов в инвестиционной сфере требует создания законодательной основы и

должен базироваться на принципах бюджетного федерализма.

Необходимо законодательно закрепить инвестиционные полномочия различных

иерархических уровней управления и подвести необходимую для их выполнения

финансовую базу.

Необходимо упорядочить систему бюджетных трансфертов, придав ей целевой

характер. Для этого необходимо введение понятия «инвестиционных

трансфертов». Одним из требований к трансфертам должен быть их адресный

характер.

В совершенствовании нуждается порядок инвестиционной поддержки регионов

из федерального бюджета. В соответствии с международной практикой среди

функций регионов можно выделить следующие: поддержка и развитие социально -

бытовой и производственной инфраструктур на их территории, осуществление

структурной перестройки их хозяйства в соответствии с требованиями рыночной

экономики.

Инструментом реализации инвестиционной политики на уровне регионов

должны стать региональные инвестиционные программы и планы, составляемые по

единой общероссийской методологии при координации со стороны федеральных

органов. Только инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могли

бы претендовать на долевое участие в финансировании из федеральных

источников. Сегодня, в сфере региональной инвестиционной политики,

необходима доработка уже существующих принципов и создание новых условий

для успешного осуществления инвестиционной деятельности.

В настоящее время отмечается недостаток инвестиционных ресурсов,

поэтому необходимо концентрировать инвестиции там, где они дают высокую

экономическую отдачу.

Каждый регион в своем развитии должен руководствоваться стратегией

развития. На территории региона необходимо отдавать предпочтение созданию и

развитию предприятий, способных оказать положительное влияние на экономику

региона, исполнение бюджета, экономическую эффективность. Государственное

вмешательство требуется до тех пор, пока регион достигнет порога развития

и начнется мультипликативный эффект. Для осуществления подобной политики

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.