палаты. Некоторые проблемы иностранцы могут уменьшить, организуя тесное
взаимодействие с местными пользователями их технологий, создавая, например,
совместные предприятия или франчайзинговые системы, хотя и здесь
наблюдается слабость законодательной базы. Для решения правовых рисков
необходима деятельность государственных органов. В первую очередь
необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой для этого
является жесткое соблюдение законов, их приоритетности. Кроме того нужно
отказаться от практики издания актов с обратной силой, а также усилить
контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае
инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой
среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для
разумной оценки правовых рисков.
1.2.Возможности государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне
и уровне субъектов Федерации
Одним из важных вопросов, который приходится решать на нынешнем этапе
рыночных реформ в российской экономике, является регулирование
взаимоотношений федерального центра и регионов в бюджетной и инвестиционной
сферах. Реальной мерой эффективности рыночных реформ выступают их
социально-экономические результаты, получаемые людьми непосредственно в
регионах. Сегодня становится понятным, что необходимо регулировать
региональную инвестиционную политику.
В законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений»1, определены формы и методы
регулирования инвестиционной деятельности, во-первых - это создание
благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, путем:
. Совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и
использования амортизационных отчислений;
. Установления специальных налоговых режимов;
. Защиты интересов инвесторов;
. Предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий
пользования землей и другими природными ресурсами;
. Расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников
финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально
- культурного назначения;
. Создания и развития сети информационно - аналитических центов,
осуществляющих регулярное проведение рейтингов и их публикацию;
. Принятия антимонопольных мер;
. Расширения возможностей использования залогов при осуществлении
кредитования;
. Развития финансового лизинга;
. Проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
. Создания возможностей формирования собственных инвестиционных фондов.
Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации могут
осуществлять прямое участие, путем:
. Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов;
. Размещения на конкурсной основе средств бюджетов субъектов Федерации;
. Предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по
инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Федерации.
Региональная инвестиционная политика представляет собой совокупность
мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса с целью
обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории.
Региональная инвестиционная политика разрабатывается и реализуется путем
взаимодействия государственных органов управления федерального и
территориального уровня, а также органов местного самоуправления. В
принципе это взаимодействие должно основываться на Конституции РФ,
Федеративном договоре, регулироваться законодательными и нормативными
актами, принимаемыми Федеральным собранием, президентом и правительством, а
также договорами между центром и регионами. В инвестиционной сфере
наглядно проявляется несовершенство системы федеративных отношений в
стране.
Российская Федерация включает два типа субъектов - национально-
государственные и административно-территориальные образования, которые
согласно Конституции (ст.5) равноправны между собой и во взаимоотношениях с
Федеральными органами государственной власти. Фактическое первенство
субъектов Федерации наблюдается в инвестиционной сфере. Так, на долю
национально-государственных образований приходится 15-16% общего объема
инвестиций в стране, между тем доля средств из федерального бюджета в
финансировании инвестиций на их территории достигает 30%.1 Для
административно-территориальных образований соотношение совершенно иное -
соответственно 85 и 70 %.
Недостаток средств для финансирования инвестиций заставляет
региональные и местные власти прибегать к нетрадиционным методам
привлечения ресурсов. К ним относятся муниципальные займы, из которых
примерно половину составляют целевые инвестиционные займы, главным образом,
жилищные. В 1995г. возникло новое явление – целевые займы, предназначенные
для осуществления инвестиций в промышленные предприятия и развитие
инфраструктуры. Доля таких займов пока невелика и составляет около 15%. Как
правило, они преследуют одну конкретную цель - осуществление проекта
строительства дороги, АТС и т.д. Но, как правило, целевые займы очень часто
используются на текущие, а не на инвестиционные цели. Серьезной проблемой
остается распространение на муниципальные займы государственных гарантий и
подведение под них законодательной базы. Назревшей мерой представляется
принятие Федерального законодательства, регламентирующего конкретные
механизмы выпуска и обращения муниципальных обязательств, что позволило бы
создать систему льгот и гарантий для отечественных и зарубежных инвесторов,
вкладывающих средства в муниципальные ценные бумаги. В регионах применяют и
другие экономические методы стимулирования инвестиций .
Предоставление налоговых льгот инвестороам используется в каждом пятом
регионе, страхование рисков залогом имущества субъектов РФ – в каждом
третьем.2 Не на должном уровне оказался и федеральный центр. Основным
инструментом его инвестиционной политики остается федеральная
инвестиционная программа, которая строится в основном по отраслевому
принципу и слабо увязывается с регионами, хотя и реализуется на их
территории. Кроме того, исполняемость инвестиционной программы крайне
низка, в связи с тем, что инвестиции из федерального бюджета обеспечиваются
по остаточному принципу. Трансферты из федерального бюджета в бюджеты
территорий осуществляются в основном не на нормативной, а на
индивидуальной основе путем договоренностей между соответствующими органами
центра и субъектами Федерации, носят преимущественно целевой характер и не
преднаначены для инвестиционных целей.
Наряду со слабостью механизма взаимодействия органов управления
различного уровня, в инвестиционной сфере негативную роль играет
расплывчатость, концептуальная непроработанность региональных приоритетов
политики федерального центра. Так, в утвержденных Указом Президента от
03.06.96г. «Об основных положениях региональной политики РФ» отсутствуют
разделы, отражающие ее региональный аспект. Заключенные до настоящего
времени договоры о разграничении полномочий между федеральным центром и
субъектами РФ носят политический характер и мало затрагивают конкретные
экономические вопросы, в т.ч. инвестиционные.
Системный подход к взаимодействию федеральных, региональных и местных
органов в инвестиционной сфере требует создания законодательной основы и
должен базироваться на принципах бюджетного федерализма.
Необходимо законодательно закрепить инвестиционные полномочия различных
иерархических уровней управления и подвести необходимую для их выполнения
финансовую базу.
Необходимо упорядочить систему бюджетных трансфертов, придав ей целевой
характер. Для этого необходимо введение понятия «инвестиционных
трансфертов». Одним из требований к трансфертам должен быть их адресный
характер.
В совершенствовании нуждается порядок инвестиционной поддержки регионов
из федерального бюджета. В соответствии с международной практикой среди
функций регионов можно выделить следующие: поддержка и развитие социально -
бытовой и производственной инфраструктур на их территории, осуществление
структурной перестройки их хозяйства в соответствии с требованиями рыночной
экономики.
Инструментом реализации инвестиционной политики на уровне регионов
должны стать региональные инвестиционные программы и планы, составляемые по
единой общероссийской методологии при координации со стороны федеральных
органов. Только инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могли
бы претендовать на долевое участие в финансировании из федеральных
источников. Сегодня, в сфере региональной инвестиционной политики,
необходима доработка уже существующих принципов и создание новых условий
для успешного осуществления инвестиционной деятельности.
В настоящее время отмечается недостаток инвестиционных ресурсов,
поэтому необходимо концентрировать инвестиции там, где они дают высокую
экономическую отдачу.
Каждый регион в своем развитии должен руководствоваться стратегией
развития. На территории региона необходимо отдавать предпочтение созданию и
развитию предприятий, способных оказать положительное влияние на экономику
региона, исполнение бюджета, экономическую эффективность. Государственное
вмешательство требуется до тех пор, пока регион достигнет порога развития
и начнется мультипликативный эффект. Для осуществления подобной политики
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17