Рефераты. Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)






Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить

многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и

развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы

можно было предвидеть будущее.

Социальное познание - это огромный мир, богатый и разнообразный, который

сейчас уже трудно охватить целиком. Он давно противостоит миру естественных

наук, противостоит не в плане конкуренции, а в силу своей специфики и

стремления к самоорганизации.

И действительно, это - особый мир со своими проблемами, методами,

подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на наших

глазах.

Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или

биологию - всё это - изучение объективной реальности. Но нельзя изучать

сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с детства;

невозможно взяться за изучение всей математики одновременно. Однако

литература и биология - это менее сложные миры, чем мир человеческой души

или мир растений и животных... Очевидно, что человек для своего познания

избирает тот конкретный предмет, знание о котором ему сейчас более всего

необходимо. Но вместе с этим, человек вынужден изучать и те предметы

(явления), которые находятся в непосредственном взаимодействии с предметом

изучения: понятно, например, что выучив все склонения существительных, мы

не сможем овладеть литературным русским языком. И все же на каждом этапе

обучения выделение его конкретного предмета необходимо. Таким образом,

объектом исследования является сама объективная реальность или какой-то её

фрагмент, а предметом исследования выступает одно из конкретных проявлений

этого объекта.

Один и тот же объект может быть предметом многих исследований.

Билет№ 27

Мышление как творчество

Мышление. Функции языка. Язык науки, его специфика.

Логическая правильность мышления – эффективный инструмент деят-ти => знание

правил, законов необходимо, чтобы не совершать ошибок. Цель научной деят-ти

– поиск знаний. Отражение – рядовой признак мышления.

Отражение – способность вещей воспроизводить в своей структуре особенности

св-ва других вещей. Мышление – высшая форма психического отражения (св-ва

отражения: адекватность и неадекватность). Отражение адекватно; мысль

адекватно отражающая свой предмет - истина. На адекватность влияют 3

фактора: св-ва оригинала, способ воздействия оригинала на объект, св-во

объекта воздействия.

В нашей психике отражение действительности осуществляется в единстве

чувственного (восприятие) и рационального (мышление).

1) М. связано с языком (система знаков)

2) М. способно обобщать (мыслью можно охватить совокупности предметов)

3) Способность к абстрагированию (идеализированные объекты)

М. осуществляется в определенных формах: понятие, суждение, умозаключение.

Существуют законы, нормы, правила мышления, которые складывались естеств.

образом (осмысленны Аристотелем, Бэконом, Шопенгауэром и др.)

Непреднамеренное отступление от этих правил (ошибки) - паралогизмы.

Намеренное отступление – софизм.

Билет№ 28

Методология научного познания

Методология –наука о методах получения знания и способов принятия этих

методов в процессе познания. Всякая теория (как отображение фрагментов

действительности выражающие закономерные и причинные связи, знания которые

позволяют понимать и объяснять явления и процессы) может выступать

методологией познания.

Но только философия разрабатывает все вопросы сущности и структуры научного

и вненаучного исследования, определяет основные принципы описания и

объяснения деятельности, выявляет способы построения теорий и установление

взаимодействий между ними. Собственно разработка логики научного познания-

выявления формы и методов получения, оформления и проверки знания- делает

соц.филосовскую методологию по этим своим возможностям прилагаемой к

изучению самых разнообразных соц.объектах во всех научно- гомунитарных

науках.

Формы и методы познания.

П – высшая форма отражения объективной действительности. В П существуют

разные уровни: чувств. П, мышление, эмпирическое и теоретическое П. Наряду

с этим выделяют различные формы П: П, направленное на получение знания,

неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П,

направленное на получение объективированного знания, существующего вне

отдельного индивида (напр., в виде научных текстов или в форме созданных

человеком вещей, несущих в себе социально – культурный смысл). Метод – это

система принципов преобразующей практической или познавательной,

теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,

средство получения и обработки фактического материала.

В процессе научного познания используется разнообразные методы.

Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители

утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение

– установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие

его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное

выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи

с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.

Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –

наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо

признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо

аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция

наоборот.

Уровни и формы познания. I. Чувственный (сенсорный) ур-нь связан с 1-й

сигн. сист. и включает: 1) Ощущения 2) Восприятия 3) Представления 4)

Воображение (фантазия) II. Рациональный (понятийный) уровень связан со 2-й

сигн. сист. и включает: 1) Понятия 2) Высказывания 3) Суждения 4)

Умозаключения Виды познания: 1. Научное —

основано на опыте и практич. проверке, рационально объясняет явления,

стремится к объективной истине и осознает свои методы. 2. Обыденное —

неспециализированное, поверхностное, но в основном рациональное; 3.

Мистическое (в т. ч. оккультизм) — иррациональное, трудно проверяемое,

претендует на прямую связь с абсолютом. Уровни познания: а) Эмпирическое =

познание в чувственном контакте с предметом при вспомогат. роли мышления;

б) Теоретическое = познание путем размышления, при вспомогат. роли чувств.

опыта.

Билет№29

Логика научного познания и виды научного познания

Зависит от объекта и субъекта познования. Виды познания: Житейское,

научное, практическое, художественное. Житейское: основывается на

наблюдении и смекалки, лучше согласовывается с общепризнанным жизненным

опытом, чем с абстрактными научными построениями. Это познание не сл-ет

приуменьшать- здравый смысл может быть лучший, чем ученного. Базируется на

здравом смысле и обыденном сознании, такое знания важно для орентации в

повседневного поведения людей, их взаимоотношением между собой и природой.

Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе

понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное

событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т.

образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения

становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного

знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и

будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит

необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе

осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по

своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальность облекается в

форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые

превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. Ключом в

житейском и научном является узнавание, т.е узнавание уже известного.

Практическое: к научному познанию так же тесно примыкает практическое

знание. Если главной фигурой научного является ученый, то для практического

– инженер или промышленный управляющий. Цель ученного – открытия

закономерности, новой идеи, а цель инженера – создания новой вещи(прибора,

устройства, комп. программы) на основе уже полностью известных ,

зафиксированных принципов. Художественное: обладает определенной

спецификой, суть которой в целостном, а не в расчлененном. Художественное

произведение строится на образе, а не на понятии. Это опыт – не только

познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира

душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем. Этот

опыт –познавательный, эмоциональный и этнический. Искусство дано ухватить и

выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими др.

способами. Основная черта художественного познания – самоочевидность ,

самодоказательность. Худ. Произведение проверку несет само в себе. В

искусстве допускается худ. Вымысел, привнесения от самого художника того,

чего именно в таком виде нет не было и возможног не будет в

действительности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.