Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить
многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и
развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы
можно было предвидеть будущее.
Социальное познание - это огромный мир, богатый и разнообразный, который
сейчас уже трудно охватить целиком. Он давно противостоит миру естественных
наук, противостоит не в плане конкуренции, а в силу своей специфики и
стремления к самоорганизации.
И действительно, это - особый мир со своими проблемами, методами,
подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на наших
глазах.
Что бы человек ни изучал: родной язык или математику, литературу или
биологию - всё это - изучение объективной реальности. Но нельзя изучать
сразу весь язык, пусть даже и кажущийся понятным и знакомым с детства;
невозможно взяться за изучение всей математики одновременно. Однако
литература и биология - это менее сложные миры, чем мир человеческой души
или мир растений и животных... Очевидно, что человек для своего познания
избирает тот конкретный предмет, знание о котором ему сейчас более всего
необходимо. Но вместе с этим, человек вынужден изучать и те предметы
(явления), которые находятся в непосредственном взаимодействии с предметом
изучения: понятно, например, что выучив все склонения существительных, мы
не сможем овладеть литературным русским языком. И все же на каждом этапе
обучения выделение его конкретного предмета необходимо. Таким образом,
объектом исследования является сама объективная реальность или какой-то её
фрагмент, а предметом исследования выступает одно из конкретных проявлений
этого объекта.
Один и тот же объект может быть предметом многих исследований.
Билет№ 27
Мышление как творчество
Мышление. Функции языка. Язык науки, его специфика.
Логическая правильность мышления – эффективный инструмент деят-ти => знание
правил, законов необходимо, чтобы не совершать ошибок. Цель научной деят-ти
– поиск знаний. Отражение – рядовой признак мышления.
Отражение – способность вещей воспроизводить в своей структуре особенности
св-ва других вещей. Мышление – высшая форма психического отражения (св-ва
отражения: адекватность и неадекватность). Отражение адекватно; мысль
адекватно отражающая свой предмет - истина. На адекватность влияют 3
фактора: св-ва оригинала, способ воздействия оригинала на объект, св-во
объекта воздействия.
В нашей психике отражение действительности осуществляется в единстве
чувственного (восприятие) и рационального (мышление).
1) М. связано с языком (система знаков)
2) М. способно обобщать (мыслью можно охватить совокупности предметов)
3) Способность к абстрагированию (идеализированные объекты)
М. осуществляется в определенных формах: понятие, суждение, умозаключение.
Существуют законы, нормы, правила мышления, которые складывались естеств.
образом (осмысленны Аристотелем, Бэконом, Шопенгауэром и др.)
Непреднамеренное отступление от этих правил (ошибки) - паралогизмы.
Намеренное отступление – софизм.
Билет№ 28
Методология научного познания
Методология –наука о методах получения знания и способов принятия этих
методов в процессе познания. Всякая теория (как отображение фрагментов
действительности выражающие закономерные и причинные связи, знания которые
позволяют понимать и объяснять явления и процессы) может выступать
методологией познания.
Но только философия разрабатывает все вопросы сущности и структуры научного
и вненаучного исследования, определяет основные принципы описания и
объяснения деятельности, выявляет способы построения теорий и установление
взаимодействий между ними. Собственно разработка логики научного познания-
выявления формы и методов получения, оформления и проверки знания- делает
соц.филосовскую методологию по этим своим возможностям прилагаемой к
изучению самых разнообразных соц.объектах во всех научно- гомунитарных
науках.
Формы и методы познания.
П – высшая форма отражения объективной действительности. В П существуют
разные уровни: чувств. П, мышление, эмпирическое и теоретическое П. Наряду
с этим выделяют различные формы П: П, направленное на получение знания,
неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П,
направленное на получение объективированного знания, существующего вне
отдельного индивида (напр., в виде научных текстов или в форме созданных
человеком вещей, несущих в себе социально – культурный смысл). Метод – это
система принципов преобразующей практической или познавательной,
теоретической деятельности.
Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,
средство получения и обработки фактического материала.
В процессе научного познания используется разнообразные методы.
Отличительно особенность философских методов – универсальность.
Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:
Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители
утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение
– установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие
его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное
выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи
с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.
Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –
наоборот.
Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо
признаки на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо
аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция
Уровни и формы познания. I. Чувственный (сенсорный) ур-нь связан с 1-й
сигн. сист. и включает: 1) Ощущения 2) Восприятия 3) Представления 4)
Воображение (фантазия) II. Рациональный (понятийный) уровень связан со 2-й
сигн. сист. и включает: 1) Понятия 2) Высказывания 3) Суждения 4)
Умозаключения Виды познания: 1. Научное —
основано на опыте и практич. проверке, рационально объясняет явления,
стремится к объективной истине и осознает свои методы. 2. Обыденное —
неспециализированное, поверхностное, но в основном рациональное; 3.
Мистическое (в т. ч. оккультизм) — иррациональное, трудно проверяемое,
претендует на прямую связь с абсолютом. Уровни познания: а) Эмпирическое =
познание в чувственном контакте с предметом при вспомогат. роли мышления;
б) Теоретическое = познание путем размышления, при вспомогат. роли чувств.
опыта.
Билет№29
Логика научного познания и виды научного познания
Зависит от объекта и субъекта познования. Виды познания: Житейское,
научное, практическое, художественное. Житейское: основывается на
наблюдении и смекалки, лучше согласовывается с общепризнанным жизненным
опытом, чем с абстрактными научными построениями. Это познание не сл-ет
приуменьшать- здравый смысл может быть лучший, чем ученного. Базируется на
здравом смысле и обыденном сознании, такое знания важно для орентации в
повседневного поведения людей, их взаимоотношением между собой и природой.
Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе
понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное
событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т.
образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения
становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного
знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и
будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит
необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе
осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по
своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальность облекается в
форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые
превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. Ключом в
житейском и научном является узнавание, т.е узнавание уже известного.
Практическое: к научному познанию так же тесно примыкает практическое
знание. Если главной фигурой научного является ученый, то для практического
– инженер или промышленный управляющий. Цель ученного – открытия
закономерности, новой идеи, а цель инженера – создания новой вещи(прибора,
устройства, комп. программы) на основе уже полностью известных ,
зафиксированных принципов. Художественное: обладает определенной
спецификой, суть которой в целостном, а не в расчлененном. Художественное
произведение строится на образе, а не на понятии. Это опыт – не только
познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира
душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем. Этот
опыт –познавательный, эмоциональный и этнический. Искусство дано ухватить и
выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими др.
способами. Основная черта художественного познания – самоочевидность ,
самодоказательность. Худ. Произведение проверку несет само в себе. В
искусстве допускается худ. Вымысел, привнесения от самого художника того,
чего именно в таком виде нет не было и возможног не будет в
действительности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14