переход к новому типу средств труда, основывающийся на новых открытиях
науки. Революционная форма НТП – это научно-техническая революция (НТР),
которая обусловлена общественными потребностями и уровнем развития
производительных сил крупного машинного производства.
Билет№34
Методология познания общественных процессов.
Метод – это система принципов преобразующей, практической или
познавательной, теоретической деятельности.
Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,
средство получения и обработки фактического материала.
В процессе научного познания используется разнообразные методы.
Отличительно особенность философских методов – универсальность.
Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:
Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители
утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение
– установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие
его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное
выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи
с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.
Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –
наоборот.
Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо
признаки на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо
аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция
Билет№35
Философия науки как направление иследования и научная дисциплина
Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека,
а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)
-Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:
а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших
достижениях естествознания;
б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;
в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;
г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой
проблем в исследовании любого явления (19-20 века).
Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых
проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае
проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они
остаются на рассмотрении ф-ии.
Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:
1)Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
2)Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и
анализировать полученные противоречия.
3)Помогает критически осмыслить полученные результаты.
4)Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение
в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
5)Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для
понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается
культурная функция ф-ии.
6)Помогает оценить общественную значимость научных результатов.
? Взаимоотношения Ф. и Н. Имеют длительную историю. В античной и
средневековой их почти не различали(наука была развита слабо). В Новое
время было введено понятия универсальной науки, т.е. философию, а остальные
науки считались как части философии-это продолжалось недолго. С одной ст. в
филос. среде возникло движении против признания Ф. наукой, т.к. считали
(Шопенгауэр, Ницше) она жизненней всякой науки, она есть искусства. С др.
стороны чувствовалось давления наук на философию.
Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но на ряду с
научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.
Из 4-х совр. Ф. движений (аналитизм, феноменология, герменевтика и
постмодернизма)- наиболее продуктивно философией науки занимается
аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, её влиянияна
современную науку пока еще не очень значительно. Герменевтики и
постмодернизм, то их влияния сказывается существенно в области гуманитарных
наук.
Билет№36
Проблема междисциплинарных исследований, их роль в социальном познании
Соц. фил. Вожнейшая область философии направлена на осмысления процессов
жизнедеятельности людей в обществе. Соц. Фил. Схожа с общей философией
однако она больше направлена на изучения людей, общество. Соц. Фил.
анализирует не только отношения общество, людей с окружающей реальностью,
но изучает специфические закономерности общественной жизнедеятельности
людей, представляет взгляд на мир бытия людей в целом.
Объектом познания соц. Фил. Является не весь мир, а только общество как
результат взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром, в единстве
и разнообразии всех отношений людей взаимосвязанных, случайных и
закономерных.
Предметом соц. Фил. является знание о целостности общественном бытия, об
условиях и факторах его развитие.
Все это определяет основную проблему соц. Фил. –что есть общество, какова
его природа, закономерностью существования и развития.
В отличие от других общественных наук соц. Фил. Представляет собой
познание общественных процессов в целом, жизни людей. В соц. Фил. нет
заданных решений, есть определенное поле исследования. Соц. Фил. обобщает
материал различных наук стремясь дать общую картину мира общественной жизни
людей, выявить свойства различных общественных процессов.
Объектом соц. Фил. и истории и психологии и политологии является
общество, но все эти науки различаются по своему предмету.
Предметом экономики является знание развития производственных отношений,
правоведение – функционирование право политологии – полит. Отношения, т.е.
знания о определенной сфере жизни людей, а предметом соц. Фил. являются
знания об обществе в целом.
Билет№37
Глобальные проблемы современности
Экосистема (от греч. oikos - жилище, местопребывание и система), единый
природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания
(атмосфера, почва, водоем и т. п.), в котором живые и косные компоненты
связаны между собой обменом вещества и энергии. Эти компоненты образуют
экосистемы, выполняющие ряд функций, необходимых для сохранения целостности
систем поддержания жизни и продуктивных возможностей окружающей среды.
Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов
в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является
экологическая проблема.
Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними
условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы
"общество-природа".
Развитие человечества, его производственных сил столкнули человечество с
проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения
динамического равновесия системы общество-природа. Человечество, превращая
все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей
свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство
ответственности за преобразующее воздействие на нее.
В настоящее время глобальность экологических проблем требует от
человечества иного способа мышления, новой формы самосознания -
экологического сознания. Это означает, что человечество должно осознать
себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное
условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное
сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех
людей, всего человечества в решениях этих проблем. Другие проблемы:
невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение. Нарушено ли хрупкое
равновесие между природой и человеком. Уничтожение природных ископаемых,
пресной воды, лесов, видов животных. Озоновый слой, парниковый эффект,
проблема шума.
Демографические проблемы. Население растет в геометрической прогрессии, а
еда - в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых
странах и переизбытка рождаемости в Африке и Латинской Америке. Вопрос о
коэволюции человека и животного. Вынос высоких технологий в космос и
загрязнение космоса. Проблема информационного потока. Проблема
искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженерии
сейчас вышли на первый план. Нравственные проблемы. В связи с развитием
науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать
смерть и когда можно вернуть человека к жизни? При анализе глобальных
проблем важно помнить, что их решение не есть дело простое, а даже опасное.
Человечество вступило в эпоху необратимого развития, и предотвращение
деградации человечества как элемента биосферы сводится к формированию новой
цивилизации. Становится вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной
со стратегией природы.
Билет№38
Проблема чел-ка в философии
С одной стороны, человек – существо физическое, телесное. С другой стороны,
человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность
ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Именно эта двойственность
всегда заставляла философов искать сущность человека.
Под проблемой человека в философии понимается комплекс проблем: проблема
добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в
окружающем мире и т. д.
В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14