Рефераты. Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)






переход к новому типу средств труда, основывающийся на новых открытиях

науки. Революционная форма НТП – это научно-техническая революция (НТР),

которая обусловлена общественными потребностями и уровнем развития

производительных сил крупного машинного производства.

Билет№34

Методология познания общественных процессов.

Метод – это система принципов преобразующей, практической или

познавательной, теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,

средство получения и обработки фактического материала.

В процессе научного познания используется разнообразные методы.

Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители

утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение

– установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие

его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное

выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи

с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.

Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –

наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо

признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо

аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция

наоборот.

Билет№35

Философия науки как направление иследования и научная дисциплина

Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека,

а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)

-Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших

достижениях естествознания;

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой

проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых

проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае

проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они

остаются на рассмотрении ф-ии.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1)Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2)Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и

анализировать полученные противоречия.

3)Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4)Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение

в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5)Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для

понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается

культурная функция ф-ии.

6)Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

? Взаимоотношения Ф. и Н. Имеют длительную историю. В античной и

средневековой их почти не различали(наука была развита слабо). В Новое

время было введено понятия универсальной науки, т.е. философию, а остальные

науки считались как части философии-это продолжалось недолго. С одной ст. в

филос. среде возникло движении против признания Ф. наукой, т.к. считали

(Шопенгауэр, Ницше) она жизненней всякой науки, она есть искусства. С др.

стороны чувствовалось давления наук на философию.

Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но на ряду с

научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.

Из 4-х совр. Ф. движений (аналитизм, феноменология, герменевтика и

постмодернизма)- наиболее продуктивно философией науки занимается

аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, её влиянияна

современную науку пока еще не очень значительно. Герменевтики и

постмодернизм, то их влияния сказывается существенно в области гуманитарных

наук.

Билет№36

Проблема междисциплинарных исследований, их роль в социальном познании

Соц. фил. Вожнейшая область философии направлена на осмысления процессов

жизнедеятельности людей в обществе. Соц. Фил. Схожа с общей философией

однако она больше направлена на изучения людей, общество. Соц. Фил.

анализирует не только отношения общество, людей с окружающей реальностью,

но изучает специфические закономерности общественной жизнедеятельности

людей, представляет взгляд на мир бытия людей в целом.

Объектом познания соц. Фил. Является не весь мир, а только общество как

результат взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром, в единстве

и разнообразии всех отношений людей взаимосвязанных, случайных и

закономерных.

Предметом соц. Фил. является знание о целостности общественном бытия, об

условиях и факторах его развитие.

Все это определяет основную проблему соц. Фил. –что есть общество, какова

его природа, закономерностью существования и развития.

В отличие от других общественных наук соц. Фил. Представляет собой

познание общественных процессов в целом, жизни людей. В соц. Фил. нет

заданных решений, есть определенное поле исследования. Соц. Фил. обобщает

материал различных наук стремясь дать общую картину мира общественной жизни

людей, выявить свойства различных общественных процессов.

Объектом соц. Фил. и истории и психологии и политологии является

общество, но все эти науки различаются по своему предмету.

Предметом экономики является знание развития производственных отношений,

правоведение – функционирование право политологии – полит. Отношения, т.е.

знания о определенной сфере жизни людей, а предметом соц. Фил. являются

знания об обществе в целом.

Билет№37

Глобальные проблемы современности

Экосистема (от греч. oikos - жилище, местопребывание и система), единый

природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания

(атмосфера, почва, водоем и т. п.), в котором живые и косные компоненты

связаны между собой обменом вещества и энергии. Эти компоненты образуют

экосистемы, выполняющие ряд функций, необходимых для сохранения целостности

систем поддержания жизни и продуктивных возможностей окружающей среды.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов

в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является

экологическая проблема.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними

условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы

"общество-природа".

Развитие человечества, его производственных сил столкнули человечество с

проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения

динамического равновесия системы общество-природа. Человечество, превращая

все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей

свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство

ответственности за преобразующее воздействие на нее.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от

человечества иного способа мышления, новой формы самосознания -

экологического сознания. Это означает, что человечество должно осознать

себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное

условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное

сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех

людей, всего человечества в решениях этих проблем. Другие проблемы:

невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение. Нарушено ли хрупкое

равновесие между природой и человеком. Уничтожение природных ископаемых,

пресной воды, лесов, видов животных. Озоновый слой, парниковый эффект,

проблема шума.

Демографические проблемы. Население растет в геометрической прогрессии, а

еда - в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых

странах и переизбытка рождаемости в Африке и Латинской Америке. Вопрос о

коэволюции человека и животного. Вынос высоких технологий в космос и

загрязнение космоса. Проблема информационного потока. Проблема

искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженерии

сейчас вышли на первый план. Нравственные проблемы. В связи с развитием

науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать

смерть и когда можно вернуть человека к жизни? При анализе глобальных

проблем важно помнить, что их решение не есть дело простое, а даже опасное.

Человечество вступило в эпоху необратимого развития, и предотвращение

деградации человечества как элемента биосферы сводится к формированию новой

цивилизации. Становится вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной

со стратегией природы.

Билет№38

Проблема чел-ка в философии

С одной стороны, человек – существо физическое, телесное. С другой стороны,

человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность

ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Именно эта двойственность

всегда заставляла философов искать сущность человека.

Под проблемой человека в философии понимается комплекс проблем: проблема

добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в

окружающем мире и т. д.

В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.