материи определяет все их основные свойства. Хотя и пространство и время
есть формы существования материи в равной степени, между ними все же
существуют различия, а так же есть и общие свойства.
Общими свойствоми являются: сила вечности существования материи, вечны
пространство и время и их бесконечность и безграничность.
Важным свойством является и то, что они непрерывны.
В – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность и
последовательность событий мира. П – всеобщая форма бытия матер. мира,
харак-ризующая протяженность, соразмерность его структурных форм и
образований.
Основные состояния времени: прошлое, настоящее, будущее. В. хар-ризуется
необратимостью и однонаправленностью.
Билет№57
Свобода и необходимость.
Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим
социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема
свободы. Особенно остро эта проблема ощущается в современную эпоху, когда
все возрастающая масса людей втянута в борьбу за ее практическое
достижение.
Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих
сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности
мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а
не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Произвольное
ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения
наносит ущерб, как личности, так и обществу. В конечном счете, именно
благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто
приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам
окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со
своими целями.
В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в ее
соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как
правило, в виде судьбы, рока, предопределения поступками человека и
отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий “свобода” и
“необходимость” как философских антимоний, отрицание или подмена одного из
них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей,
так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.
Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в
деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для
оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни
право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее
нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не
обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их
ответственности за свое поведение теряет смысл, а “воздаяние по заслугам”
превращается либо в произвол, либо в лотерею.
Выделяют несколько моделей взаимоотношений человека и общества по
поводу свободы и ее атрибутов.
Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек
вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь
своих целей любой ценой. Но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что
человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в
борьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство.
Во-вторых, это бегство от мира, так называемое эскапистское поведение,
когда человек не в силах обрести свободу людей, бежит в монастырь в скит, в
себя, в свой “мир”, чтобы там обрести способ свободной самореализации.
В-третьих, чаще всего, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то
своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем,
чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.
Билет№59
Культура и цивилизация
Если первоначальный смысл слова культура означал обработка, возделывание, а
затем стал тождественным по смыслу словам воспитание и образование, то
термин цивилизация подчеркивал первоначально собственно гражданские,
государственные качества и характеристики. Очень долго оба эти термина
применяли только для того, чтобы охарактеризовать человека. Еще в начале
века противопоставляли человека истинно культурного, т.е. воспитанного и
образованного человеку цивилизованному, считая, что цивилизованность
предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может
дать полное представление о человеке.
В первом случае понятия цивилизации и культуры резко противопоставлялись.
Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория, согласно которой
цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой.
Цивилизация следует за культурой. Культура представляет собой живой и
растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы,
для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В
цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют
техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в
безликие существа. Концом развития любой культуры считалась стадия
цивилизации характеризующаяся высоким уровнем развития науки и техники,
упадком в области литературы и искусства, огромным ростом городов
(урбанизацией).
Во втором случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы,
между ними отсутствуют сколько–нибудь существенные различия. В качестве
примера концепция в которой рассматривается цивилизация в качестве
определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая
религию главным и определяющим элементом. Цивилизация–всегда эпоха
деградации и упадок. Цивилизация- характеристика конкретного общества,
предлагается рассматривать цивилизацию как особый социокультурный феномен,
ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий
четко выраженные параметры технологического развития. Считается, что каждая
цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать «ответы» на
«вызов» исторической ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать
ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и
происходит ее гибель.
По данному мнению, в современном мире существуют одновременно пять
цивилизаций- китайская, индийская, исламистская, русская и западная. Каждая
из бывших в истории и ныне существующих цивилизаций проходит одинаковые
стадии: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель, но эти стадии в
каждой из цивилизаций имеют разные временные характеристики. За все время
существования человечества оно живет в условиях цивилизации не более 2%
времени своего существования и в наше время необходимо задуматься над тем,
как предотвратить стадии гибели и разложения современных цивилизаций, а это
предполагает необходимость разработки общей для всех философской концепции
смысла жизни, понимание ее самоценности и неповторимости.
Билет№60
Россия, Восток, Запад: диалог культур
Постигая прошлое мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции
развития современного общества. В этом смысле особо важное значение для нас
приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур и
цивилизаций, а также месте Росси в диалоге этих культур. Запад и Восток
рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад – особый тип
цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в
XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее
характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря
применению науки. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с
эпохой становления капит произ экон отн и бурж демокр форм правления,
становления гражданского общества и правового государства. В
технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом.
Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип, получивший
название “традиционного общества”. Восток связывается с культурами Древней
Индии, Вавилона, Древнего Египта, национальногосударственными образованиями
масульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты:
ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию
устаявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт
предков – высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-
мифологические представления. Восточным людям чужд дух демократии,
гражданского общества.
Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как
соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и
необходимли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19в
сформировались идеологии западничества и славянофильства. Западники считали
что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы
отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту
самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению,
православие явилось источником особенностей русской души.
Несколько иной характер носит решение темы о самобытности российской
истории и культуры у представителей так называемого евразийского движения.
Евразийство рассматривает Россию как Евразию – особый этнографический мир,
занимающий срединное пространство Азии и Еврпы. Россия имеет самобытную
культуру с креном в сторону Азии. Революция уничтожила прежнюю Россию.
Запад исчерпал себя и его поразит глубокий кризис, а будущее принадлжит
России и православию.
Эти вопросы имеют актульность и сегодня особенно в свете проблем Запада и
кризиса в странах СНГ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14