перехода к информационному об-ву, коснулась всех сфер человеческой жизни.
Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии
науки и жизни научного об-ва в целом. Электронная почта, компьютерные
конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного
обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это
реализация комплекса мер, направленных не обеспечене полного и
своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.
Информатизация образования является ключевым условием подготовки
специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой
деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования.
Информация образования - процесс, в котором политические, социально-
экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе
широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.
Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной
деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и
автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко
всем видам, формам и уровням учебных знаний.
Сущность информатизации образования составляют структурирование
профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение
свободного доступа обучаемых к базам данных.
Компьютерное моделирование-эффективное средство обучения. Полезным
средством может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения
большого объема цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают
новые возможности хранения хода и результатов решения многообразных задач,
включая допускаемые при этом типичные ошибки. Помимо развития
индивидуальных форм обучения будут появляться и новые формы совместного
обучения.
Компьютеры выступают средством общения людей.
INTERNET- глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир, обеспечивает
связь различных информационных сетей.
Билет№19
Категория «Материя» и истор. формы представлений о ней, Формы существования
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает
сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо
от сознания человека.
Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу,
что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было
названо субстанцией).
Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит –
из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю;
Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное
начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из
чисел (материалисты).
Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.
Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический
характер.
Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками
материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими
свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они
имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).
Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого
мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход
к пониманию материи.
В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется
философский подход к пониманию материи: материя – это философская
категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в
ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
логический – материя как философская категория;
онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной
и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;
гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать
через копирование, фотографирование, отображение;
заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших
ощущений.
В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:
материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;
материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.
Билет№20
Диалектика
Диaлеkтиka и ее альтернативы.
Диалектика - как наиболее полное и всестороннее учение о развитии.
Диалектика - наука спорить.Сократ: переход от частных случаев (красивая
девушка, красивый конь, мужество...)к искомым общим их определениям. Его
ученик- Платон: диалектика как метод анализа и синтеза понятий, как
движение мысли от многообразных конкретных их значений к общим понятиям -
идеям. Диалектика как искусство спорить развилась в средние века.
Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Ажным
предметом диалектики являются универсальные связи типа связь единичного и
общего, части и целого, явления и сущности... Категории (универсальные
формы Ч мышления) диалектики: "случайность - необходимость", "причина -
следствие", "единое - общее", "явление и сущность".
Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, которые
осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы
категорий и
законов.
В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих
законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в
системе филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение
количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных
противоположностей и превращение их друг в друга, когда они
доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3)
развитие путем противоречия, или отрицание отрицания -
спиральная форма развития.
Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные"
стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует
отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим
пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе
подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно
существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-
рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой
системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно
устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ.
его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние,
наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного
предмета. Содержание -совокупность различных элементов и их
взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного
предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядоченности, способ
существования того или иного содержания. Причина-следствие.
Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в)
в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-
ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности
присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич.
единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в
пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок -
переход количественных измерений в качественные или переход из
одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).
Категории системного исследования: система - упорядоченное мн-во
взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т-
неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;
структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или
иного сложного целого.
Билет№21
Категория бытия и историч. Формы. Единство и многообразие …
Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от
сознания объективный мир, материю. В самом широком смысле слова Б. есть
всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о
сущем вообще.
Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по
признаку существования самые различные явления, предметы и процессы:
природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы
и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и
т.д.
Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять
философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал
его в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все,
что существует в мире.
Демокрит утверждал, что бытие - это атомы.
Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею,
ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”.
Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное, воплощающееся в
различных формах деятельности субъекта.
Основные формы бытия:
1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);
2. бытие человека;
3. бытие духовного (идеального);
4. бытие социального.
Бытие человека:
а) бытие человека в мире вещей
б) специфическое человеческое бытие
Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие
для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид;
предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека есть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14