Рефераты. Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)






перехода к информационному об-ву, коснулась всех сфер человеческой жизни.

Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии

науки и жизни научного об-ва в целом. Электронная почта, компьютерные

конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного

обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это

реализация комплекса мер, направленных не обеспечене полного и

своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.

Информатизация образования является ключевым условием подготовки

специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой

деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования.

Информация образования - процесс, в котором политические, социально-

экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе

широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.

Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной

деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и

автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко

всем видам, формам и уровням учебных знаний.

Сущность информатизации образования составляют структурирование

профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение

свободного доступа обучаемых к базам данных.

Компьютерное моделирование-эффективное средство обучения. Полезным

средством может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения

большого объема цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают

новые возможности хранения хода и результатов решения многообразных задач,

включая допускаемые при этом типичные ошибки. Помимо развития

индивидуальных форм обучения будут появляться и новые формы совместного

обучения.

Компьютеры выступают средством общения людей.

INTERNET- глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир, обеспечивает

связь различных информационных сетей.

Билет№19

Категория «Материя» и истор. формы представлений о ней, Формы существования

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает

сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо

от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу,

что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было

названо субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит –

из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю;

Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное

начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из

чисел (материалисты).

Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.

Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический

характер.

Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками

материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими

свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они

имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого

мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход

к пониманию материи.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется

философский подход к пониманию материи: материя – это философская

категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в

ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими

ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

логический – материя как философская категория;

онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной

и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать

через копирование, фотографирование, отображение;

заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших

ощущений.

В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.

Билет№20

Диалектика

Диaлеkтиka и ее альтернативы.

Диалектика - как наиболее полное и всестороннее учение о развитии.

Диалектика - наука спорить.Сократ: переход от частных случаев (красивая

девушка, красивый конь, мужество...)к искомым общим их определениям. Его

ученик- Платон: диалектика как метод анализа и синтеза понятий, как

движение мысли от многообразных конкретных их значений к общим понятиям -

идеям. Диалектика как искусство спорить развилась в средние века.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Ажным

предметом диалектики являются универсальные связи типа связь единичного и

общего, части и целого, явления и сущности... Категории (универсальные

формы Ч мышления) диалектики: "случайность - необходимость", "причина -

следствие", "единое - общее", "явление и сущность".

Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, которые

осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы

категорий и

законов.

В марксизме Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих

законах развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в

системе филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение

количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных

противоположностей и превращение их друг в друга, когда они

доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3)

развитие путем противоречия, или отрицание отрицания -

спиральная форма развития.

Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные"

стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует

отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим

пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе

подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно

существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-

рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой

системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно

устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ.

его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние,

наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного

предмета. Содержание -совокупность различных элементов и их

взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного

предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядоченности, способ

существования того или иного содержания. Причина-следствие.

Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в)

в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-

ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности

присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич.

единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в

пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок -

переход количественных измерений в качественные или переход из

одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).

Категории системного исследования: система - упорядоченное мн-во

взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т-

неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;

структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или

иного сложного целого.

Билет№21

Категория бытия и историч. Формы. Единство и многообразие …

Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от

сознания объективный мир, материю. В самом широком смысле слова Б. есть

всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о

сущем вообще.

Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по

признаку существования самые различные явления, предметы и процессы:

природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы

и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и

т.д.

Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять

философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал

его в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все,

что существует в мире.

Демокрит утверждал, что бытие - это атомы.

Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею,

ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”.

Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное, воплощающееся в

различных формах деятельности субъекта.

Основные формы бытия:

1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);

2. бытие человека;

3. бытие духовного (идеального);

4. бытие социального.

Бытие человека:

а) бытие человека в мире вещей

б) специфическое человеческое бытие

Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие

для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид;

предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека есть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.