Рефераты. Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)






проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от

преобладающего мировоззрения данной эпохи.

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и

человека – космоцентризм, суть ее заключается в том, что понимание космоса

находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и

природа человека. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира,

разум человека, мышление.

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась

мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и

космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии

человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом. Добро –

результат знаний, Зло – результат незнания. Идеалом человека в античной

философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об

окружающем мире.

И начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека

выдвигается на центральное (первое) место.

Для средневековой философии характерным было решение вопросов в

соответствии с пониманием Бога, его сущности Аналогично осуществляется

понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов

отношения человека и Бога.

Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Поэтому человеку, как

богообразному существу, присущи такие же качества, но в меньшем выражении.

Но в какой мере у человека развиты эти качества, в какой мере человек

работает над собой. С этим и связана возможность и необходимость

саморазвития личности. Любое совершенствование предполагает идеал– Иисус

Христос - обладает и божественными, и человеческими качествами. Это высшая

степень совершенства.

Исходя из такого понимания человека, составляется вопрос об отношении

человека к миру и Богу. Как существо богообразное, человек – венец

творения, царь природы. Отношение человека к Богу должно строиться на

основании нравственного совершенствования, на основании любви к Богу.

Философия Возрождения. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни

с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая

выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации .

Западноевропейская философия 17 века рассматривала главным образом проблему

познания, но кроме этого, активно исследовалась и проблема субстанции и

единства мира. Это связано с историческими аспектами, влияющими на

философию, а именно – с развитием науки. Проблема человека, его

познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью

рационалистической установки.

Французская философия 18 в. усматривала силу разума в наличии врожденных

идей и интуиции, исходя из того, что человеческий разум потому обладает

мощью, что он постигает законы природы. Опираясь на чувства, опыт как

источник знаний.

Английская же философия 18 в. главным образом решает проблему познания.

Билет№39

Предпр-во как соц. Культурный феномен

Предпринимательская дея-ть – это основной вид самостоятельной хозяйственной

деят-ти осущ. Предприн-ми от своего имени и на свой риск на постоянной

основе. Эта деят-ть направлена на получение прибыли путем наилучшего

использования капитала и ресурсов и неся полную отвественность.

Предпринимательская деят-ть –это: инициативность , направлена на прибыль,

на свой риск, под имущественную ответственость. Предприниматель включ-ет в

свою деят-ть: Организатор производственного процесса ; потребитель;

Наёмного работника ; партнеров(кто постовляет, удовлетворяет); Гос-во.

Деловые качества предприн-ля: 1. Способность создавать улучшенные

организационные структуры. 2. Способность правильно оценитьситуацию на

рынке, выявить потребителей.3 Способность осущ. руководство процесса

реализации проекта. 4. Способность принятия решения. Для прелпринимателя

харак-но: Профессиональные знания сферы деят-ти; Умениние правильно

оценивать привлекающиеся ресурсы; Экономическое мышление; Деловая культура;

Наличия опыта; Личные качества предрин-ля: Одержимость идеи;

Увереность в себе; Способность подобрать нужную команду;

Предпринимательская среда – это общественная экономическая орг-ция включ-

щая в себя степень экономической свободы, наличие пред-ких кадров, рыночные

связи, использования ресурсов.

Билет№41

Смысл «Об-ва» и системы …

В обыденной жизни понятие "общество" используется чрезвычайно широко.

Поэтому возможны различные его толкования:

1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них

интересах,

2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и

ценности (имеющая общий "стиль жизни", как выражаются западные социологи),

В научной литературе существует немало определений «общества». Простейшее

из них звучит так: общество - это совокупность людей и их взаимоотношений.

Возможно и еще одно определение: "Общество - это, прежде всего, такие

особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность

возвыситься всем вместе над своейчисто животной, биологической природой и

творить собственно человеческую надбиологическую реальность"

Cовременная философия рассматривает общество как совокупность различных

частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно

взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный

организм, как единая система.

Представление об обществе как о едином организме - результат длительного

развития философской мысли. Его зачатки появляются в античной Греции, где

общество понимали как упорядоченное целое, состоящее из отдельных частей.

Причина появления подобных взглядов проста: "часть" и "целое" - одни из

самых разработанных категорий диалектического способа мышления, основы

которого были заложены в Древней Греции. Однако понятие "система" - более

позднего происхождения и сложнее для понимания.

Под "элементом" или "частью" обычно понимают мельчайшую частицу системы.

Понятно, что части системы весьма многообразны, многокачественны и имеют

иерархическую структуру. Иначе говоря, каждая система, как правило, имеет

под- системы, тоже состоящие из определенных частей.

Проблему системности общественной жизни разрабатывали Г.Спенсер, К.Маркс,

М.Вебер, многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии

общества выделяют обычно два основных аспекта - это структура общества и

изменение общества.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики

общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие,

самодостаточность. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе

взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика,

политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином

отношении. Но, одновременно, оно нуждается в обеспечении определенного

уровеня стабильности.

Билет№42

О природе соц.формы движения

В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий

существования человека и человеческого общества Человек, а следовательно и

человеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми

узами. Живая природа – тот базис, без которого не было бы ни человечества,

происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену

первобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ между

человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.

Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в

том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей

степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в

развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек

подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся

зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических

проблемах. Даже если к примеру выключить электричество в городе(которое

появилось в человеческом обществе не так давно), то не известно сколько

человеческих смертей понесет этот инцидент. Человек на протяжении развития

отношений между природой и обществом относился к природе главным образом

как кладовке нужных материалов и материальных благ. Но остро вопрос о

регенерации природы встал в нашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана

покрыта нефтяной пленкой, появляются последствия катастрофы в Чернобыле.

Пути к решению экологических проблем призвана находить наука Экология. Эта

наука появилась не так давно. Она появилась как следствие появления

глобальных экологических проблем. Одним из вариантов решения экологических

проблем сводится к тому, что избежать эти проблемы путем сокращения своей

численности, свертывования материальных ПС и отказа от современных орудий

труда и технологий.

Прежде всего необходим коренной поворот человечества к природе. Создать

такие технологические способы производства которые как бы сливались с

природой. Другими словами должен произойти переход человечества из биосферы

в ноосферу, т. е . в сферу разума. Именно такой переход позволит человеку

выполнить свою основную миссию – сохранение природы на Земле как уникальную

колыбель жизни в нашей части Вселенной.

Билет№43

Соц. Деятельность как способ воспроизводства соц.процессов… ?

Предметом социальной философии является общество, наиболее общие з-ны его

развития. Чтобы вскрыть эти з-ны , нужно было прежде всего выявить роль

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.