Рефераты. Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)






1861), Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев

демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.

Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по

отнош к сознанию, идею о том , что созн есть св-во не всей, а только

высокоорганиз материи - мозга. Развитие идет через противоречия, борьбу

нового со старым.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике

общ-полит устройство Р, Т делал упор на нравственно-религиозный прогресс в

сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел

и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В

ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты.

Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. Всякая

власть - насилие - отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение

гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос

обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). Исповедывал идеи почвеничества, для

кот хар-но религиозная ориентированность фил осмысления судеб рус истории.

Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за

торжество христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.

Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). его взгляды:

Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества. Необходимо

подготовить чел к восприятию христ ценностей. Челов является центром

всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир.

Человечество - посредник между прир и божетвом.

Ьилет№15

Марксиская Философия.

В середине 19 века возникла принципиально новый подход в понимании

социальной действительности. Он был связан с творчеством К. Маркса и его

последователя Ф. Энгельса. С именем Маркса связана целостная социально-

экономическая и политическая теория, получившая название Марксизма. Его

составляющими частями являются философия, политическая экономия и научный

социализм. Он критически подошел к философии Гегеля и выдвинул в качестве

основополагающих трудовые отношения. Труд является абсолютным условием

существования человека, поскольку благодаря труду появляются необходимые

человеку блага. Прежде чем заниматься культурой, философией, религией,

человек должен иметь пищу, кров, одежду… Эти материальные условия

существования человека создаются вследствие совместной трудовой

деятельности.

Философия Маркса – это философия диалектического материализма, где в

понимании общества главным становится материальное производство. По Марксу

трудовая деятельность людей предполагает общественное разделение труда, что

приводит к определенным формам обмена и распределения продуктов труда.

Сущность по Марксу заключена в признании ведущим, определяющим в жизни

общества общественное бытие. Общественное бытие - философская категория для

обозначения объективного реального существования социальной формы материи.

Материальное производство состоит из производящей силы, т.е таких отношений

людей к природе, благодаря которым меняется материальная природа,

становится адекватной человеческой потребности. Производственные отношения

– это совокупность, определяющая структуру общества в целом.

Т.о в рамках Марксистской философии проблема человека ставится иначе, чем в

предшествующие периоды. Личностное начало человека предстает как единство

разума и трудовой деятельности. Марксизм оказал огромное идейное влияние на

развитие духовной жизни 20 столетия. Принято выделять след этапы его

развития:

Билет №16

Гуманизм как философское течение.

Гуманизм – центральное для Возрождения культурное явление. Это

свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождается на кафедрах

университетов.

В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает

определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями

Философии Возрождения основное внимание обращается на гармонию души и тела,

на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки

человека рассматриваются именно не только Богом данные, но и реализованные,

как результат собственных усилий в равной мере. С этим связано и понимание

достоинства человека, и понимание его сущности как творчески деятельной

личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует

свою свободу, реализует свою индивидуальность.

главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее

свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

3 составляющих человека: дух, душа, тело.

Дух – высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты,

благости.

Противоположность его – тело, которому присущи страсти, плотские влечения,

желания, что толкает человека на безнравственные поступки. Душа – звено,

связывающее душу и дух. В зависимости от того, направлена ли душа к духу

или к телу, человек от этого либо нравственен или безнравственен. Душа

поэтому занимает особое место в человеке.

Свобода человека – добровольное следование тому миропорядку, который

определил бог. Свобода – не произвол, движение к богу.

Человек понимался как часть сотворенной богом природы. Это значит, что

человек не занимает привилегированное положение в мире. Он является одним

из многих в ряду земных существ. Он равен другим существам. Человек включен

в цепь причинных связей природы. Этим определяется жизнедеятельность

человека, её возможности, условия. Хотя человек и обладает свободой,

которая направляется его волей и реализуется в процессе активной

деятельности человека, эта деятельность должна быть соразмерна с природной

необходимостью.

Поскольку свобода человека опирается на разум и знания, постольку

существенное значение для него приобретает с/познание, которое позволяет

человеку лучше познать самого себя и делает более эффективным свободу

человека. Результатом такое свободной деятельности человека является не

просто достижение внешних целей, а творение человеком самого себя.

Билет №17

Наука в системе культуры

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение

использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к

поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;

совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная

характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она

социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и

вообще существенную форму их выражения составляет система символов.

Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть

человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!

Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения

в природном объекте под воздействием человека.

Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое

начало, единство культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово "культура" получило более обобщенное значение, и им

стали называть все созданное человеком.

Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира,

включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого

человека в значении его формирования и развития.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является

продуктом материального, а другая духовного производства, является

очевидным.

Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, мир

объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику

развития человека как общественного существа.

Идея культуры выражала степень развития разумного начала, поступательного

исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве,

морали.

Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,

философия в качестве различных форм самопознания разума.

Немецкая классическая философия рассматривала культуру как процесс

морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания.

B XIX в. завершается формирование "классической" модели культуры. В этой

модели человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое

существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую

интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема

воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых

условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития

человека.

Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода

она рассматривается как способ организации и развития человеческой

деятельности. Культура представлена в продуктах материалистического и

духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях.

Существует множество различных видов культуры, отражающих многообразие форм

деятельности общественного человека.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего,

как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя –

человека.

3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация

Билет№18

Инфор-ная революция и становления инф. об-ва

Современное об-во называют информатизационным, т.к. информация образует

важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.