закономерных.
Предметом соц. Фил. является знание о целостности общественном бытия, об
условиях и факторах его развитие.
Все это определяет основную проблему соц. Фил. –что есть общество, какова
его природа, закономерностью существования и развития.
В отличие от других общественных наук соц. Фил. Представляет собой
познание общественных процессов в целом, жизни людей. В соц. Фил. нет
заданных решений, есть определенное поле исследования. Соц. Фил. обобщает
материал различных наук стремясь дать общую картину мира общественной жизни
людей, выявить свойства различных общественных процессов.
Объектом соц. Фил. и истории и психологии и политологии является
общество, но все эти науки различаются по своему предмету.
Предметом экономики является знание развития производственных отношений,
правоведение – функционирование право политологии – полит. Отношения, т.е.
знания о определенной сфере жизни людей, а предметом соц. Фил. являются
знания об обществе в целом.
Билет№50
Основ. Категории и понятийнный аппарат соц.Ф.
фил категориями: соц материя, соц время, соц пространство, соц
противоречие, соц отрицание, соц революция, общ бытие и общ сознание.
Свобода и необходимость, базис и надстройка, общ формация, способ
производства...
Критеий объективности соц жизни заключается в наличии соц преемственности,
так как каждое поколение начинает с той реальной основы, кот ему досталась.
“Люди имеют свободу в выборе своих производительных сил, кот образуют
основу всей их истории, так как всякая производ сила есть приобретенная
сила, продукт предшеств деятельности.
В природе необходимости противостоит случайность. В обществе с ней
соотносится свобода. Свободе враждебны не законы, а беззаконие, хаос. И
необходимость и свобода в равной степени объективны, хотя их функции,
нагрузка и различна. Необходимость отражает нечто устойчивое,
сохраняющееся, что выраж в законах сохранения. Свобода же отражает
развитие, появление нового, новых возможностей, но на базе необходимости.
Необход выражает наличное, а свобода схватывает будущее, каким мир должен
или может быть.Мир история - это процесс возрастания степени свободы, но в
каждый истор период она имеет свои границы. Свобода многолика, но сущность
едина - наличие разнообразных возможностей.
Билет№51
Материальное производство и его структура. Способ производства.
Все животные, без исключения, только присваивают то, что дает природа
(приспосабливаются к среде), а люди же создают вещи которых в природе не
существуют (преобразуют среду). Отличие людей от животных в том, что они
производят, занимаются производством. Только производство могло породить
разум и мышление, дать жизнь обществу. Породив общество, производство
превратило животное в соц. Существо (в человека).
Материальное производство – отношение людей к природе и друг к другу.
Труд – деятельность человека с целью создания предметов удовлетворяющих его
потребности (создания потребительных ценностей – благ).
Предмет труда - то, на что направлен труд; средства труда - то, что служит
проводником воздействия на предмет труда: образуют ср-ва произ-ва. В ср-х
труда различают орудия труда и ср-ва для хранения предметов труда.
Труд – деятельность человека в результате которой предмет труда
превращается в продукт труда.
Производств. отн-ия (ПО) – отнош. между людьми в процессе произ-ва жизн. ср-
в. 4типа ПО - 1)организ-тех. отн-ия; 2)по поводу опред. доли и получение
ее; 3) отн. обмена; 4)отн-ия потреб-ия - исп-ие продукта(производственный и
непроиз.) ПО на основе отн-ий
собственности(общественная,коллективная,индивидуальная: личная и частная).
2 подхода к частной: Гегель - пр. соб-ти - одно из условий св-ды чел-ка;
Маркс - ч/с - зло - эксплуатация.
Билет№52
Общественное производство как единство производства, распределения, обмена,
потребления.
Продукты труда создаются для потребления. Производство невозможно без
потребления, также как потребления без производства. Все вещи созданные в
процессе производство рано или поздно потребляются, поэтому, они снова и
снова должны производиться, процесс производства всегда есть и процесс
воспроизводств. Между производством и потреблением всегда вклинивается
распределение и обмен (выступающие как моменты производство). Произв. И
потр. не только связанны друг с другом но и тождественны. С одной стороны,
произв. есть одновременно и потр. с другой стороны, потр. есть одновременно
и произв. (производство рабочей силы). И произв. и потр. – это отношение
человека к вещам.
Билет№53
Понятия собсти, частная и общественная.
Собственность- такое отношение людей по поводу вещей, которое наделяет и
людей и вещи особыми соц.качествами: делает людей собственниками, а вещи
собственностью.
Понятие «ячейка собственности»-образует её собственник вместе с
принадлежащими ему вещами. Вещи могут перемещаться из одной ячейки в другую
(соц. движение).
Для соц.экон. структуры общества огромное значение имеет понятие
пользование и распоряжение. Пользование-право употребить вешь для своих
надобностей, для удовлетворения своих потребностей. Распоряжение-есть право
передачи вещи, распределении.
Формы собственности могут быть различными. Главными из них являются
общественная и частная собственность.
философские проблемы собственности вызывали самые ожесточенные споры на
протяжении многих столетий.
Со времен Платона в философии идет спор о том, какая форма собственности
лучше.
Жан Мелье: "Почти повсюду распространено и узаконено заблуждение,
заключающиеся в том, что люди присваивают себе в частную собственность
земные блага и богатства, вместо то- го чтобы, как следовало бы, всем
владеть и пользоваться ими на началах равенства... Благодаря этому каждый
старается всякими способами, хорошими или дурными, обладать как можно
большим богатством, потому что жадность ненасытна, и она, как известно,
является источником всех зол... Вследствие этого наиболее сильные, наиболее
хитрые, наиболее ловкие, а часто даже и худшие и недостойнейшие оказываются
наделенными наилучшими земными благами и житейскими удобствами"
Для Аристотеля собственность (но не чрезмерная, а умеренная, разумная) -
атрибут того слоя, который мы сегодня называем "средним классом". Средний
класс, ныне составляющий в развитых странах мира до 80% населения, является
главной опорой государства, гарантом его благополучия. Аристотель признает,
что не имеющий собственности, как и имеющий ее чрезмерно, склонны к
противоправным действиям, потому оба они не могут способствовать сохранению
стабильности государства. Мелье, напротив, полагает, что собственность в
любом ее виде - зло.
Большая часть философов были сторонниками частной собственности. Советская
философия унаследовала традиции К.Маркса и Ф.Энгельса, вслед за
представителями утопического коммунизма, бескомпромиссно отрицавших частную
собственность. Для российской философии это сыграло роковую роль: проблема
собственности в советский период ее истории просто не ставилась.
Билет№54
Понятия “способ производство”,…..
Способ производство – производство взятое не вообще, а в определенной
общественной форме. Способов производство существует столько сколько
существует общественных экономических укладов. Он определяет общественное
сознание и волю живущих в нем людей, а тем самым и все остальные
существующие в нем общественные отношения.
Общественной бытие определяет общественное сознание.
Общественное сознание в совокупности с волевыми общ. отношениями
представляют собой надстройку над соц.экон. базисом.
Так как соц.экон. отношения составляют базис- фундамент любого общества, то
совершенно спокойно можно положить в основу классификации социо
истор.организмов тип господствующих в них производственных связей. Тип
общество выделенный по такому признаку принято называть общ. экон.
формацией.
Кроме общ.экон.формаций существуют и такие типы общество которые не
представляют собой стадии развития чел.общество в целом. Эти типы общества
представляют собой дополнение к общ.экон.формациям – их можно назвать пара
формации.
(Первобытн. Феодальн. Крепостной. Капиталистич. Социолистич.)
Билет№55
Соц. Пространство и время
Пространство и время также как и движение есть атрибуты материи. В мире нет
ничего кроме движущейся материи и движущаяся материя не может двигаться
иначе как в пространстве и во времени.
В дальнейшем эти концепции послужили основанием современных научныых
представлений о пространстве и о времени. ( в том числе и в теории
относительности Эйнштейна) Первые утверждали , что существует абсолютное
пространство, т.е пространство как «Чистая» протяженность, так же как
сущетвует абсолютное время, типа щистая длительность, протекающая сама по
себе. Ньютон: «Пространство -есть вместилище для тел»
С точки зрения вторых, пространство и время проявлятся лишь в отношении к
другим телам и их характеристика зависит от сост материальных тел.
Пространство –это совокупность отношений, выражающих координацию
материальных объектов, их расположение друг относительно друга и
относительную величину.
Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга
состояний(явлений) , их последовательность и длительность.
Приведенные определения показывают невозможность дать понятия пространства
и времени в их отрыве от материи. Зависимость пространства и времени от
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14