что мир в принципе непознаваем. Такое происходит, когда наука еще более
расширяет горизонт своих исследований. Философия Канта получила название
агностицизма.
Попытку преодолеть Кантовский агностицизм принял Фихте. Он разработал
теорию, что Кантовские антиномии – это проявления внутренней диалектики
этого субъекта.
Пытаясь довести свою позицию до конца, он создает наукоучение, в котором
стремится обосновать диалектику, проявлением которой
однако ему это не удалось.
Преодолеть Кантовские антеномии попытался и Шеллинг. Его философия – это
философия объективного идеализма. По его мнению природа представляет собой
“застывший интеллект” , который стремится осознать самого себя и использует
для этого разумных индивидов, но этот интеллект противоречив, что и
осознается Кантовскими антиномиями. Вершиной немецкой философии стало тв-во
Гегеля. Он доводит точку зрения рационального антропоцентризма до
логического конца. Кантовские антеномии он рассматривает как свойства
абсолютного духа, который, стремясь к самопознанию в начале воплощается в
природа, затем в об-во, в котором осознает самого себя. Он отождествляет об-
во с его духовно-культурным содержанием, кот. обладает импульсом развития.
Что же касается индивида – он по Гегелю второстепенен и является
марионеткой в руках мирового духа.
Все это вызвало критику, и одним из первых был Фейербах. По его мнению
философия Гегеля -рациональная идеология. Гегель неправомерно
абсолютизировал мыслительную деятельность человека и совершенно не учел,
что человек – существо чувствующее, а затем уже мыслящее. Фил-я Фейербаха
вновь выдвинула человека как центральную философскую проблему.
Билет№6
Билет№7
Проблемы ценностей в философии
Человека интересует не просто истина, а значение объекта для человека, для
удовлетворения его потребностей. Человек оценивает факты своей жизни по их
значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью яв-тся для
человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или
общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт о родном,
святом, предпочтительном, дорогом.
В XX в. философы сумели развить учение о ценностях. 1)В античности
отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к
тому, что, например, платоновская идея понималась ещё и как идеал. Сов.
Философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина,
как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал.» В античности
философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от
друга достаточно строго.
2) В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога,
а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.
3) В Новое время философы выделили разум (точнее мышление) как главную
черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к
истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он
«развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью,
так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К XXв.
Сложились все условия для развития учения о ценности.
Философские направления XX в выдвигают проблему ценностей на первый план.
Феноменологи, герменевты, аналитики, постмодернисты спорят между собой о
ценностях. Ценность-это интерпретация, в котором субъект выражает свои
предпочтения. Выработка ценностей: Часть ценностей человек приобретает по
наследству от тех традиций, в которые он попал в результате рождения.
Сознания позволяет человеку вырабатывать новые ценности. Интерпритация
всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.
Выводы: Ценность-это то, что значимо для человека. Ценность-это
интерпритация, в которой субъект выражает свои предпочтения.
Билет№8
Специфика соц.познания. История становления.
Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть
занимается познанием социальной действительности.
В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе,
является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, -
существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают
воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но
в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для
того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку
социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания
природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее
определение: " Познание людьми законов функционирования общества и самих
себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием"
Считается что отцом истории является Геродот (5 век до н.э.) он стремился
описать не просто деяния людей, но и выявить их причины. Он ставил своей
задачей отыскать истину в истории, выдвинул идеи повторяемости истор.
явлений из неизменной человеческой природы – которой свойственно жажда
власти и жажда свободы. Возникнув как простое описание жизни общество, соц.
Фил. Мысль постепенно выделяет в качестве предмета познание общественных
процессов. (Демокрит, Аристотель). Древние философы пытались разгадать
природу общественных связей, сущность истор. Развития. По Платону общество
возникает в силу того, что люди нуждаются в друг друге для удовлетворения
своих потребностей. Средневековые мыслители считали, что история
предопределенна богом, общество основано на неравенстве с которым люди
должны смериться. Мыслители же 17-18 вв подвергли критике богословские
концепции средневековья, они считали: история общества – продолжение
истории природы. Физиократы в 19 в стали рассматривать общество как некое
социальное бытие. Маркс разрабатывал в основном проблемы экономики –
свержение капитализма и построение с социалистического и коммун. общество.
Главной идеей Макса Вебера- идея экономической рациональности воплощенная в
современном обществе (иерархизация власти, система формальных правил эмоц.
Нейтральность отношений между индивидами).
Билет№9
Предмет философии
Термин “философия” - греческого происхождения, означающий любовь к
мудрости. Так в древней Греции называли любой вид теоретического знания, в
котором находил свое отражение жизненный опыт отдельного человека или
многих поколений. Первоначально такое знание выставлялось в виде афоризмов,
сентенций, пословиц или поговорок. Со временем оно превращается в целостную
систему, в которой находит свое выражение отношение человека к окружающему
миру, к другим людям, к самому себе т.е его мировоззрение.
В силу указанных особенностей, философское знание выступает как отвеченное
абстрактное знание, внутренне непротиворечивое.
Т.о предметом философии выступает духовный мир человека, его личностное
содержание, которое проявляется в многообразных отношениях к миру природы,
к другим людям, к самому себе.
Философия – не единственная форма выражения духовности человек. Наряду с
ней существует мифология и религия. Мифология – это такая форма выражения
личностного начала в которой вымысел переплетается с реальностью, знание с
фантастикой. Это эмоционально-поэтическое восприятие мира, которое нередко
лишено внутренней рациональной логики. Мифология была характерной формой
развития культуры в древности. Религия – такая форма духовности, которая
предполагает веру в сверхъестественного творца всего существующего, а также
веру в загробную жизнь (христианство, ислам, иудаизм, буддизм,
конфуцианство). Отличительной чертой религии является присутствие уже
существующего знания, которое достаточно понять и заучить, поэтому
религиозная духовность отличается консерватизмом и догматизмом.
Т.о личностное начало человека может быть выражено в одной из 3-х основных
форм духовности: философия, мифология, религия.
Билет№10
Проблема метода в философии
Метод – это система принципов преобразующей, практической или
познавательной, теоретической деятельности.
Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,
средство получения и обработки фактического материала.
В процессе научного познания используется разнообразные методы.
Отличительно особенность философских методов – универсальность.
Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:
Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители
утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение
– установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие
его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное
выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи
с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.
Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –
наоборот.
Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо
признаки на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо
аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция
Билет№11
Эпистимологическая проблематика в философии
Гносеология (эпистемология) как философское учение о познании.
Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, о общество может
существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14