Рефераты. Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)






что мир в принципе непознаваем. Такое происходит, когда наука еще более

расширяет горизонт своих исследований. Философия Канта получила название

агностицизма.

Попытку преодолеть Кантовский агностицизм принял Фихте. Он разработал

теорию, что Кантовские антиномии – это проявления внутренней диалектики

этого субъекта.

Пытаясь довести свою позицию до конца, он создает наукоучение, в котором

стремится обосновать диалектику, проявлением которой

однако ему это не удалось.

Преодолеть Кантовские антеномии попытался и Шеллинг. Его философия – это

философия объективного идеализма. По его мнению природа представляет собой

“застывший интеллект” , который стремится осознать самого себя и использует

для этого разумных индивидов, но этот интеллект противоречив, что и

осознается Кантовскими антиномиями. Вершиной немецкой философии стало тв-во

Гегеля. Он доводит точку зрения рационального антропоцентризма до

логического конца. Кантовские антеномии он рассматривает как свойства

абсолютного духа, который, стремясь к самопознанию в начале воплощается в

природа, затем в об-во, в котором осознает самого себя. Он отождествляет об-

во с его духовно-культурным содержанием, кот. обладает импульсом развития.

Что же касается индивида – он по Гегелю второстепенен и является

марионеткой в руках мирового духа.

Все это вызвало критику, и одним из первых был Фейербах. По его мнению

философия Гегеля -рациональная идеология. Гегель неправомерно

абсолютизировал мыслительную деятельность человека и совершенно не учел,

что человек – существо чувствующее, а затем уже мыслящее. Фил-я Фейербаха

вновь выдвинула человека как центральную философскую проблему.

Билет№6

Билет№7

Проблемы ценностей в философии

Человека интересует не просто истина, а значение объекта для человека, для

удовлетворения его потребностей. Человек оценивает факты своей жизни по их

значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью яв-тся для

человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или

общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт о родном,

святом, предпочтительном, дорогом.

В XX в. философы сумели развить учение о ценностях. 1)В античности

отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к

тому, что, например, платоновская идея понималась ещё и как идеал. Сов.

Философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина,

как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал.» В античности

философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от

друга достаточно строго.

2) В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога,

а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.

3) В Новое время философы выделили разум (точнее мышление) как главную

черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к

истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он

«развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью,

так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К XXв.

Сложились все условия для развития учения о ценности.

Философские направления XX в выдвигают проблему ценностей на первый план.

Феноменологи, герменевты, аналитики, постмодернисты спорят между собой о

ценностях. Ценность-это интерпретация, в котором субъект выражает свои

предпочтения. Выработка ценностей: Часть ценностей человек приобретает по

наследству от тех традиций, в которые он попал в результате рождения.

Сознания позволяет человеку вырабатывать новые ценности. Интерпритация

всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.

Выводы: Ценность-это то, что значимо для человека. Ценность-это

интерпритация, в которой субъект выражает свои предпочтения.

Билет№8

Специфика соц.познания. История становления.

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть

занимается познанием социальной действительности.

В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе,

является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, -

существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают

воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но

в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для

того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку

социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания

природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее

определение: " Познание людьми законов функционирования общества и самих

себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием"

Считается что отцом истории является Геродот (5 век до н.э.) он стремился

описать не просто деяния людей, но и выявить их причины. Он ставил своей

задачей отыскать истину в истории, выдвинул идеи повторяемости истор.

явлений из неизменной человеческой природы – которой свойственно жажда

власти и жажда свободы. Возникнув как простое описание жизни общество, соц.

Фил. Мысль постепенно выделяет в качестве предмета познание общественных

процессов. (Демокрит, Аристотель). Древние философы пытались разгадать

природу общественных связей, сущность истор. Развития. По Платону общество

возникает в силу того, что люди нуждаются в друг друге для удовлетворения

своих потребностей. Средневековые мыслители считали, что история

предопределенна богом, общество основано на неравенстве с которым люди

должны смериться. Мыслители же 17-18 вв подвергли критике богословские

концепции средневековья, они считали: история общества – продолжение

истории природы. Физиократы в 19 в стали рассматривать общество как некое

социальное бытие. Маркс разрабатывал в основном проблемы экономики –

свержение капитализма и построение с социалистического и коммун. общество.

Главной идеей Макса Вебера- идея экономической рациональности воплощенная в

современном обществе (иерархизация власти, система формальных правил эмоц.

Нейтральность отношений между индивидами).

Билет№9

Предмет философии

Термин “философия” - греческого происхождения, означающий любовь к

мудрости. Так в древней Греции называли любой вид теоретического знания, в

котором находил свое отражение жизненный опыт отдельного человека или

многих поколений. Первоначально такое знание выставлялось в виде афоризмов,

сентенций, пословиц или поговорок. Со временем оно превращается в целостную

систему, в которой находит свое выражение отношение человека к окружающему

миру, к другим людям, к самому себе т.е его мировоззрение.

В силу указанных особенностей, философское знание выступает как отвеченное

абстрактное знание, внутренне непротиворечивое.

Т.о предметом философии выступает духовный мир человека, его личностное

содержание, которое проявляется в многообразных отношениях к миру природы,

к другим людям, к самому себе.

Философия – не единственная форма выражения духовности человек. Наряду с

ней существует мифология и религия. Мифология – это такая форма выражения

личностного начала в которой вымысел переплетается с реальностью, знание с

фантастикой. Это эмоционально-поэтическое восприятие мира, которое нередко

лишено внутренней рациональной логики. Мифология была характерной формой

развития культуры в древности. Религия – такая форма духовности, которая

предполагает веру в сверхъестественного творца всего существующего, а также

веру в загробную жизнь (христианство, ислам, иудаизм, буддизм,

конфуцианство). Отличительной чертой религии является присутствие уже

существующего знания, которое достаточно понять и заучить, поэтому

религиозная духовность отличается консерватизмом и догматизмом.

Т.о личностное начало человека может быть выражено в одной из 3-х основных

форм духовности: философия, мифология, религия.

Билет№10

Проблема метода в философии

Метод – это система принципов преобразующей, практической или

познавательной, теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы,

средство получения и обработки фактического материала.

В процессе научного познания используется разнообразные методы.

Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители

утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение

– установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие

его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное

выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи

с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.

Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение –

наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо

признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо

аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция

наоборот.

Билет№11

Эпистимологическая проблематика в философии

Гносеология (эпистемология) как философское учение о познании.

Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, о общество может

существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.