Рефераты. Бытие и сознание






социальное движение материи. Современная наука открыла новые уровни

организации материи и обнаружила новые формы движения.

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас

неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому

современная классификация форм движения материи включает:

пространственное перемещение;

электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных

частиц;

гравитационную форму движения;

сильное (ядерное) взаимодействие;

слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и

атомов);

геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах

- материках, слоях земной коры и т. д.):

биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на

клеточном уровне, наследственность и т. д.;

социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои

коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако,

представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из

принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

Прежде всего, не утратит своего значения принцип развития

применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет

систематизировать их в соответствии с реальным процессом эволюции

материальных систем в направлении от простого к сложному, от низшего к

высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов,

происходящих в человеческом обществе.

Формы движения, перечисленные в указанной классификации, можно разбить

на 3 блока соответственно. Три важнейших этапа развития материи и три

возникшие в этом развитии сферы материального мира: неживая природа, живая

природа, обществу. Неживая природа характеризует взаимосвязь физической и

химической форм движения, живая – биологическая форма движения, а общество

- социальная форма движения. Основные генетические связи между этими

блоками правильно выявлены в энгельсовской классификации. Что же касается

их внутреннего расчленения и представлений об их материальных носителях, то

современная наука вносит сюда ряд серьезных корректировок. Наиболее

значительные изменения касаются соотношения механической, физической и

химической форм движения. Прогресс науки приведет к открытию новых форм как

материи, так и движения, уточнит и разовьет современные представления. В

процессе этого развития диалектико-материалистическое учение о формах

движения материи будет конкретизироваться, обогащаться новым содержанием, а

в ряде отношений и пересматриваться. Одной из важнейших сторон учения о

формах движения материи является трактовка общественных процессов как

социальных форм движения материи. Эта трактовка стала возможной благодаря

открытию и разработке материалистического понимания истории. Выделяя в

общественной жизни материальные и духовные процессы, диалектический

материализм подчеркивает первичность материальных процессов, но не отрывает

их от духовной жизни общества. Лишь в абстракции можно отделить друг от

друга эти стороны общественной жизни. В реальной же действительности они

взаимодействуют, благодаря чему, и существует общество как особый уровень

организации материи.

Понятие сознания.

Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа

Сознание является одним из основных понятий философии, психологии и

социологии. Оно обозначает высший уровень психической активности человека

как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том,

что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов

предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный

характер. Это обусловливает творческое преобразование действительности

первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде

представлений, мыслей, идей и др. духовных феноменов, образующих содержание

сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры (включая язык и др.

знаковые системы), приобретая форму идеального и выступая как знание.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его

существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за

рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории

человеческого общества. Главным условием возникновения и развития

человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная

речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует

кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает

создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности

сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет

продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание

предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя,

своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли,

представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их

творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как

воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку.

Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-

исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при

постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле

сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как

осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические

характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: со-

знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру

сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с

помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение,

расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических

познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое

различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и

его «не-я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из

него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это

противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ

способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность

на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку

своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не-я» - путь,

который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе

формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей

деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит

перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее

мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и

вносятся в него необходимые коррективы и т.д.

Четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в

межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях,

патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При

некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется

расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать,

которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

Что же касается философских характеристик сознания, то сознание в

современной трактовке – это способность направлять свое внимание на

предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях

внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое

состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

М.К.Мамардашвили, советский философ, гуманист определял сознание как

светящуюся точку, какой-то таинственный центр перспективы, в котором

мгновенно приводятся в связь, в соотнесение то, что я увидел, что я

почувствовал, что я пережил, что я подумал. В своей работе «Как я понимаю

философию» он пишет: «Сознание – это прежде всего сознание иного. Но не в

том смысле, что человек остранен от привычного ему, обыденного мира, в

котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами

другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой

разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я

подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин

«сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с

иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности».

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими

постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в

следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные,

интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда

человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление

на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать

и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой

разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.