словарному составу - национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в
том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью,
остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же
словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не
одинаковое смысловое содержание.
Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и
в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее
средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе
с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками,
начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В
конечном счете, все они, так или иначе, связаны с естественным языком,
дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких
неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в
математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д.
Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других
наук, а в последнее время и формализованные языки программирования.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на
сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,
в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость
мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным
образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично
модифицировать форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до
завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для
исследования.
Структура сознания
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют
в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком
уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или
рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем
самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его
структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не
просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму
отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,
представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,
находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания
наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание
вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию
того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто
существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает, прежде
всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом
человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину
проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,
научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также
чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия,
представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не
исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт
внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности
внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только
познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие
нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и
ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное
искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может
человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни
человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие
собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),
настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и
аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают
различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое
выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А
это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его
жизненным ориентиром.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс
познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,
интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе
как образное выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными
на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в
дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества
составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное
сложноструктурированное целое.
Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции
сознания:
Познавательная
Прогноза, предвидения, целепологания
Доказательства истинности знания
Ценностная
Коммуникативная
Регулятивная
Т.о. сознание - высшая, содейственная только человеку и связанная с
речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и
целенаправленном отражении мира в субъективных образах и конструктивно-
творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном
построении действии и предвидении их результатов, в разумном регулировании
и само контролировании поведения человека; это способ существования
идеального.
Объективное и субъективное в сознании.
Идеальность сознания
Физиологические механизмы психических явлений не тождественны
содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в
виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания
не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические
явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов,
отрицающих специфику психического.
Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не
означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в
нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не
холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные
предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,
идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне
мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и
порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное,
“пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.
Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том,
что составляющие сознания образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем
предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.
Идеальное выступает как момент практического отношения человека к
миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующим
поколениями - прежде всего способностью отражать в материальных формах
языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные
предметы.
Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в
целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом
плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы
отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношении
материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.
Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, идеальное
есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человек голову и
преобразованное в ей. Такое преобразование материального в идеальное
производит мозг.
Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни
обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу
человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,
идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле
этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому
нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,
реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,
индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры
человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому
никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -
объективная, а сознание - субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не
существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея
есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -
это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная
истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает
и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.
Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-
физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект
находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18