Рефераты. Бытие и сознание






Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время

австрийский врач-психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных

положений о сфере бессознательного:

“Быть сознательным – это, прежде всего, чисто описательный термин,

который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт

показывает нам далее, что психический элемент, например, представление,

обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным

является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в

данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым,

однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых

условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно

сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в

любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было

бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в

такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о

вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример

бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное:

скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по

себе и без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытое

бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в

динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин

(бессознательное( мы применяем только к вытесненному динамическому

бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина:

(сознательное( (Bw), (предсознательное( (Vbw) и (бессознательное( (Ubw)

”[1].

В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на

две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного,

которые представляют собой существенные характеристики личности. Но во

фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно:

бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть

человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией,

надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по

Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в

процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть

суть психики, а лишь такое ее качество, которое "может присоединяться или

не присоединяться к другим его качествам".

Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех

элементов:

·"Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая

"самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только

"принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и

вопреки ей;

·"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним

миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий

деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и

внешнеполагаемой необходимостью;

·"Сверх - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода

цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно"

и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я"

обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа

реальности".

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд

исходит из того, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по

произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но

поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней

реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся

обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально

одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия

"Я".

Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить

свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается,

поэтому в нем самом образуется новая инстанция - "Сверх - Я" или "Идеал -

Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины.

"Сверх - Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим

заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему

положению и функциям в психике человека "Сверх - Я" призвано осуществлять

сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется

с "Я". Но по своему содержанию "Сверх - Я" ближе к "Оно" и даже

противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести

к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким

образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое,

подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону,

чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Сверх - Я"

Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд,

заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики

перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле

Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания

бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там

где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая деятельность была

направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек

мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни

Вместе с тем З. Фрейд преувеличил значение бессознательного, отдал ему

первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и сознание, и все

поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным

инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не

соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни

человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать

его роль в познании и поведении людей.

В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых

выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, вплоть до 1913 г.

разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхождений Юнга с

Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. Юнг считал, что

Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически

унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют

не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что

символика является составной частью самой психики, и что бессознательное

вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и

составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют

внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами,

способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они

проникают на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам

психики Юнг дает особое название "архетипы", которые как бы имманентно

присущи всему человеческому роду.

"Архетипы", согласно Юнгу, представляют формальные образцы поведения

или символические образы, на основе которых оформляются конкретные,

наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни

стереотипам сознательной деятельности человека. «Архетип — это, в сущности,

бессознательное содержание, которое изменяется, когда оно становится

осознанным и воспринятым, и использует краски индивидуального сознания, в

котором оно проявляется». (К.Юнг).

В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной

элемент психики отдельного человека, Юнг провел четкую дифференциацию между

"индивидуальным" и "коллективным бессознательным". "Индивидуальное

бессознательное" (или, как Юнг его еще называет, "личное, персональное

бессознательное") отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из

переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой

сознательный характер в силу забвения или подавления.

Одно из центральных понятий юнговской "аналитической психологии",

"коллективное бессознательное", представляет скрытые следы памяти

человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также

дочеловеческое животное существование. Это - общечеловеческий опыт,

характерный для всех рас и народностей. Именно "коллективное

бессознательное" является тем резервуаром, где сконцентрированы все

"архетипы". «Коллективное бессознательное - это разум наших древних

предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они

постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа». К. Г. Юнг

Юнг ввел понятие "архетип" и "коллективное бессознательное", чтобы

рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки

зрения символического обозначения и схематического оформления структурных

представлений человека.

Однако Юнгу не удалось избавиться от биологического подхода к

бессознательному, против чего он, собственно, и выступал в своей полемике с

Фрейдом. Как "архетипы", так и "коллективное бессознательное" в конечном

счете, оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя

наследственные формы и идеи всего человеческого рода. Разница между

теоретическими построениями Фрейда и Юнга заключается в том, что

наследственным, а, следовательно, и биологическим материалом для Фрейда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.