Рефераты. Бытие и сознание






Бытие и сознание

Содержание

1. Категория бытия в философии

2. Основные философские подходы к пониманию бытия

3. Интерпретация бытия в рационалистической и иррационалистической

философских традициях

4. «Онтологический поворот» в философии XX века

5. Философское понятие материи

6. Понятие сознания.

Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа

7. Сознание как философская проблема

8. Сознание в контексте антропогенеза

9. Язык и сознание

10. Структура сознания

11. Объективное и субъективное в сознании

12. Самосознание

13. Бессознательное и его место в духовной жизни человека

14. Понятие общественного сознания, его структура

15. Общественное и индивидуальное сознание и их диалектическая взаимосвязь

16. Общественная психология и идеология, массовое сознание

17. Формы общественного сознания

18. Заключение

19. Список литературы

Категория бытия в философии

|В качестве системообразующего принципа философской картины мира |

|выступает понятие бытия. Бытие - одно из фундаментальных понятий, |

|которое задает широчайший спектр смыслов от обобщения мира в целом до |

|осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это |

|понятие, человек пытается осмыслить свое место в мире. |

|Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости |

|единства бытия природы, как целого бытия вещей. |

|Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира.|

| |

|Третий связан с идеей действительности, имеющей внутреннюю логику |

|развития и предшествующей сознанию. |

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение

основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к

истории развития философии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность,

существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека.

Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре

философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает

определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним

свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм

жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы

деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие,

сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в

действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой

является противоборство материалистического и идеалистического подходов.

Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как

идеальные.

Основные философские подходы к пониманию бытия

Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия.

Первый период – мифологическое истолкование бытия.

Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе»

(натуралистическая онтология).

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается

как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

В ряде направлений современной философии делается попытка

переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа

человеческого существования.

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие

философы 6 – 4 веков до нашей эры – досократики. Для них бытие совпадает с

материальным, неразрушимым и совершенным космосом.

Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное,

тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа

Парменида. Сущность его философской позиции заключается в проведении

принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно

и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным

философским открытием. Мышление и соответствующий ему мыслимый,

умопостигаемый мир есть, прежде всего, «единое», которое Парменид

характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность,

неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся

текучести. Для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только

настоящее.

Он дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления:

«мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль

устремляется». Такое бытие, по Пармениду, никогда не может быть небытием,

поскольку последнее – это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни

происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе.

Вопреки сложившемуся еще в древности мнению, Парменид вовсе не отрицал

чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного

осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он

отвергал ощущения из-за их неточности.

Другие философы древности рассматривали бытие как непрерывно

становящееся. Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов

бытия и познания. Диалектика у Гераклита – концепция непрерывного

изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и

в основном является круговоротом вещественных стихий – огня, воздуха, воды

и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя

войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая.

Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной

противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся

противоположностей. Так, у Гераклита едины жизнь и смерть, день и ночь,

добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что «раздор

есть отец всего, царь всего». В понимание диалектики входит и момент

относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны,

человеческих сил и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того

единого и цельного, в пределах которого происходит борьба

противоположностей.

Бытие фиксируется в отношении к небытию, причем противопоставляются

бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению,

представляющее собой лишь ложную, превратную поверхность вещей.

Наиболее резко выразил это Платон, который противопоставляет

чувственные вещи чистым идеям как «мир истинного бытия». Душа когда-то была

близка богу и «поднявшись, заглядывала в подлинное бытие». Теперь же,

отягощенная заботами, «с трудом созерцает сущее».

Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства.

Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание

бытию и жизни, то есть подражание подражанию.

Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно

есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко

всем категориям, но не является родовым понятием. Аристотель подверг

критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии

общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и

«теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом

месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных

условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет

науки и постигается умом.

Для объяснения того, что существует, Аристотель указывал 4 причины:

сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она

есть (формальная причина);

материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает

(материальная причина);

движущая причина, начало движения;

целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется

Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее

некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность

стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам,

причем сути бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником

всякого движения считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог

Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по

собственным законам форм и образований.

Христианство проводит различие между божественным и сотворенным

бытием, между богом и миром, который сотворен им из ничего и поддерживается

божественной волей. Человеку предоставлена возможность свободного движения

к совершенному, божественному бытию. Христианство развивает античное

представление о тождестве бога и совершенства (блага, истины и красоты).

Средневековая христианская философия в традициях аристотелизма различает

действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенция), сущность и

существование. Всецело актуально только бытие бога.

Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда

получил общее признание культ материального бытия, природы, телесного. Эта

трансформация, которая выражает новый тип отношения человека к природе, -

отношения, обусловленного развитием науки, техники и материального

производства, подготовила концепции бытия XVII – XVIII веков. В них бытие

рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее,

осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия

как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая

подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.