Рефераты. Бытие и сознание






нравственное сознание определяют уровень развития духовной жизни общества.

Экономическое сознание Экономическое сознание появилось как ответ на

социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений,

как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства,

экономико-математические модели, экономическая политика, экономическая

самостоятельность, экономические кризисы, экономический плюрализм и т.д. В

экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между

экономической деятельностью и теми общественными, политико-правовыми

условиями, в которых совершается экономическая практика. Экономическое

сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены

экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и

общественные потребности. Экономическое сознание формируется под влиянием

конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью

осмысления происходящих социально-экономических изменений. В структуре

экономического сознания следует, прежде всего, выделить такой элемент, как

экономические знания, на основе которых совершается практическая

деятельность. Экономическое сознание не ограничивается отражением социально-

экономического бытия, оно включает в себя отношение к нему, оценки

экономической деятельности и выступает значительным фактором поведения

различных социальных групп. В экономическом сознании отражены условия

хозяйственной жизни людей, отношение определенного класса, социальной

группы, человека к собственности на средства производства. Поэтому в

экономическом сознании не просто отражается бытие, оно опосредовано

социально-экономическим положением человека, практическим опытом,

традициями и конкретными ситуациями. Таким образом, экономическое сознание

не пассивно отражает реальный мир, оно его оценивает и, исходя из

конкретных потребностей, изменяет. Оно оказывает активное воздействие на

всю социально-экономическую жизнь общества. Экономическое сознание включает

в себя разные уровни осмысления действительности. В его структуре следует

выделить теоретическое, научное сознание и эмпирическое, обыденное

осмысление экономики. Теоретическое сознание представлено экономической

наукой. Обыденное экономическое сознание складывается на основе

мироощущений, непосредственного жизненного опыта, элементарных

экономических знаний и социально-психологических установок. Специфика

экономического сознания заключается в том, что оно прогнозирует и

проектирует новое осмысление жизни, новые подходы и методы.

Экологическое сознание. В современных условиях важнейшая роль

отводится экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с

природой. Экология (от греч. o'iros - жилище и водоучение) - это наука,

изучающая взаимоотношение и взаимодействие организмов друг с другом и со

средой их обитания. Термин "экология" впервые ввел в 1886 году немецкий

ученый-биолог Эрнст Геккель. В процессе длительной эволюции в живой природе

была создана развивающаяся динамическая система - биосфера - земная

оболочка, охваченная жизнью и обладающая своеобразной физико-химической и

геологической организованностью. Биосфера является основой жизни человека и

предпосылкой создания материального производства как фундамента

существования общества. С возникновением общества и развитием производства,

техники, наука биосфера переходит в ноосферу (сферу разума), часть планеты,

охваченную разумной, осознанной человеческой деятельностью. Следует

отметить, что ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению. Это

связано и с выходом человека в космос и с освоением недр Земли. В связи с

непрерывным развитием и расширением материального производства значительно

увеличивается масштаб вмешательства человека в естественную среду обитания,

при этом часто наносится значительный ущерб биосфере, нарушается

естественное экологическое равновесие. В свою очередь и природная среда

оказала значительное отрицательное воздействие на развитие общества и на

каждого конкретного человека. Возникли многочисленные заболевания людей,

вызванные нарушениями в сфере экологии. В результате своей деятельности

человечества вступило в острое противоречие со средой обитания. Возник

экологический кризис, выразившийся в резком отрицательном изменении

биосферы. Произошло ухудшение среды обитания, нарушен экологический баланс

- равновесие между восстановлением и использованием природных ресурсов.

Экологическая проблема стала глобальной проблемой современного мира. В этих

условиях встает вопрос об ответственности человека за все преобразования в

природе. Перед экологией сейчас стоит задача определения допустимой меры

воздействия на природу с целью сохранения ее в качестве необходимой

биологической системы, пригодной для существования человечества. Речь идет

о том, чтобы не только предотвратить экологическую катастрофу, но и

улучшить природные и социальные условия жизни человека и всего живого на

планете. Современная экологическая ситуация требует от общества развития

экологической культуры, осознанного нравственно-эстетического отношения к

природе во имя физического и духовного здоровья человечества. Важную роль

здесь призвано сыграть экологическое сознание. Экологическое сознание - это

ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения

человека с природой и оценки общественной деятельности. Экологическое

сознание предполагает выделение человеком самого себя как носителя

активного и творческого отношения к природе. В экологическом сознании

проявляется отношение человека к событиям и процессам действительности,

затрагивающим так или иначе природную среду. Формирование и развитие

экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием

политических институтов, средств массовой информации, специальных

социальных учреждений, искусства и т.д. Предметом экологического сознания

выступает отношение к природе человека и общества. Экологическое сознание

отражает действительный мир в форме таких понятий, как "экологическая

обстановка", "экологический баланс", "экологический кризис", "зона

экологического бедствия" и другие. Экологическое сознание имеет

познавательную, воспитательную и практическую функции. Экологическое

сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного

сознания - с такими, как нравственное, эстетическое, правовое,

политическое, экономическое. Современная экологическая обстановка требует

от человека нравственного и эстетического отношения к природе во имя

сохранения жизни на Земле. Нравственно-эстетические критерии должны быть

отражены и в правовом, и в политическом сознании. Не должно быть только

прагматического отношения к природе. Природа - это источник и эстетического

наслаждения, и физического здоровья. С понятием природы тесно связано

понятие Родины. Сейчас от человека требуется новая форма самосознания -

экологического понимания своего места в природе, необходимости единства и

гармонии с ней. Сущностью экологического сознания является гуманное

отношение к природе, понимание человеком себя как частицы природного мира.

Критерием развитости экологического сознания служит сформированная духовная

потребность, в бережном отношении к природе, в стремлении не только

сохранить, но и приумножить природное богатство и красоту.

Заключение

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение

материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы

обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,

обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом

сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для

правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема

сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при

выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок. В

современных условиях углубленная разработка философских вопросов сознания

диктуется к тому же развитием информатики и компьютеризацией человеческой

деятельности, обострением ряда аспектов взаимодействия человека и техники,

техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения

людей. Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое

сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен

настолько сложен, что его исследует целый ряд наук - психология, логика,

физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика,

информатика и др. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как

специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с

действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на

определенную философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию.

Это придает решению вопроса о природе сознания с философских позиций

особый, дополнительный смысл и значение.

Список литературы

1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний.

М. Общество “Знание” России, 1997.

2. Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. М., Галкина,

МЭСИ, 1991.

3. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева,

МИИТ, 1994.

4. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений, 2 том. П/р

Фролова И.Т.-М., 1989 г.

5. Мир философии. Книга для чтения, 1 часть.-М., 1991 г.

6. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994;

7. Сартр Ж. Экзистенциализм – это гуманизм. – М., 1991;

8. Современная западная философия. Словарь. – М., 1993;

9. Сумерки богов. Сборник. – М., 1989;

10. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1987;

11. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

12. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.:

Политиздат, 1988. - 592с.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.

14. Общая психология. Под ред., Петровского А.В. - Москва: Просвещение,

1986.

15. Антология мировой философии. М.:1970. Т.2.

16. Современная западная философия. М.:Политиздат, 1991.

17. Проблема сознания в современной западной философии. М.:1989

18. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках.

Киев: “Вища Школа”, 1978.

19. Мир человека. Под ред. Малышевского А.Ф. – С.-Пб. 1992г.

20. Зигмунд Фрейд. «Психология бессознательного».,1990г.

-----------------------

[1] Фрейд З. Я и оно // Избранное. М., 1989. С.371-372

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.