Рефераты. Бытие и сознание






продолжается первыми процессами в организме, заканчивается ответным

движением и закрепляется как безусловный (Р.Декарт, И.П.Павлов,

И.М.Сеченов).

Следующая форма – условный рефлекс. По своей биологической сущности он

является сигнальной деятельностью на основе образования временных связей

сигнала и внешней и внутренней для организма среды (условные раздражители)

предвещают, сигнализируют о предстоящем наступлении существенно важной для

организма безусловно-рефлекторной деятельности (пищевой, защитный, половой

и т.д.). Это было обусловлено усложнением самих форм поведения, развитием

нервной системы, усложнением структуры головного мозга. Такую форму

психологического отражения называют нервно-психологической, т.к. рефлексы

имеют нервно-психологическую деятельность мозга своей основой.

На основе сигнального характера отражательной деятельности организма

возникает и развивается опережающее отражение действительности. Такое

отражение у животных осуществляется элементарными формами психики –

ощущениями, восприятиями, представлениями, конкретно образным предметным

мышлением. Физический механизм его назван первой сигнальной системой

(Павлов).

Психическая форма отражения высших животных развивает сознательную

форму отражения. Сущностью этой формы является способность отражающего

получать уже сигнал не о свойствах раздражителя, а сигнал или образ образа

объекта. Формами такого отражения становится – понятие, суждение,

умозаключение. Опережающий характер отражения дополняется признаком

целенаправленности. Что позволяет человеку, прежде чем приступить к делу,

увидеть результат и построить образ действия по его достижению. Это

позволило осуществить новый способ жизнедеятельности человека – его

предметно-практическую деятельность, которая, в свою очередь стало

необходимым условием формирования сознания.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная

только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном

и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном

построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании

и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его

существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а

не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека

является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание

можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Для возникновения сознания необходимы были как биологические, так и

социальные предпосылки, которые рассматриваются в эволюционических теориях

происхождения человека. Наибольшим признанием используется трудовая теория

антропогенеза, в которой труд рассматривается в единстве с природными

факторами происхождения человека. В числе первых природных предпосылок

антропогенеза называются:

Активная вулканическая деятельность

Сильный радиационный фон на прародине человека – юге Африки

Изменение климата на Земле

Космические воздействия, «пассеонарные» толчки

Предполагается, что один из факторов или вся их совокупность стали

причиной мутации, которые наряду с естественным отбором привели к появлению

биологических человеческих признаков:

1. Тела, приспособленного для прямохождения;

2. Кисти, развитые для тонких манипуляций;

3. Мозга, сложного по структуре, развитого и по объему;

4. Голой кожи;

5. Развитой первой сигнальной системой;

6. Стадной формы обитания пра-людей;

Они не стали решающими для появления человека, и только социальные

условия могли сыграть решающую роль. Это:

1. Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов

природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением

их в совместном труде и общении.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания

получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как

орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда.

Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием

исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В

процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались

осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове

и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем

приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и

способ осуществления, и средства достижения этого результата. Ключ к

решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его

сознания заключается в одном слове - труд.

2. Членораздельная речь, для передачи информации при труде и

общении, формирование языка.

3. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое

общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым

хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.

Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-

то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и

тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека

связано с возникновением общественных отношений, которые требовали

подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей,

обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Т.о. сознание –историческое образование, появляется как развитие

присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения

действительности, присущая человеку как особым образом организованной

материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и

социальными условиями.

Язык и сознание

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения, прежде

всего, высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования

человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов

общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.

Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и

периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования

речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки,

сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и

действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения

эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и

отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством

общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых

форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они

предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное

содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть

непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе

мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не

только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием

и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга,

не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к

понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Речь представляет собой

деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п.,

осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только

средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления

мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить

и усвоить мысль, значит, облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы

мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение

языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого

рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных

свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в

роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли

знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития

сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают

материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием

других людей.

В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и ,благодаря этому, имеет

возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект.

Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам. Он

понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и

сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание,

мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует

законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка, в

конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия.

Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль,

понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово

как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее

другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим

законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.