Рефераты. Бытие и сознание






вещей», мир повседневности заслоняет от человека его конечность.

Такие понятия, как «страх», «решимость», «совесть», «вина», «забота» и

т. п., выражают у Хайдеггера духовный опыт личности, чувствующей свою

неповторимость, однократность и смертность.

В дальнейшем на смену им приходят понятия, выражающие реальность не

столько личностно-этическую, сколько безличностно-космическую: бытие и

ничто, сокрытое и открытое, основа и безосновное, земное и небесное,

человеческое и божественное. Теперь Хайдеггер пытается постигнуть самого

человека, исходя из «истины бытия». Анализируя происхождение

метафизического способа мышления и мировосприятия в целом, он пытается

показать, как метафизика, будучи основой всей европейской жизни, постепенно

подготовляет новоевропейскую науку и технику, ставящих своей целью

подчинение всего сущего человеку, как она порождает иррелигиозность и весь

стиль жизни современного общества, его урбанизацию и омассовление.

Истоки метафизики восходят к Платону и даже к Пармениду, внесших

принцип понимания мышления как созерцания, постоянного присутствия и

неподвижного пребывания бытия перед глазами. В противоположность этой

традиции Хайдеггер употребляет для характеристики истинного мышления термин

«вслушивание»: бытие нельзя видеть, ему можно только внимать. Преодоление

метафизического мышления требует возвращения к изначальным, но не

реализованным возможностям европейской культуры – к той «досократовской»

Греции, которая еще жила «в истине бытия». Такое возвращение возможно

потому, что, хоть и «забытое», бытие все же живет еще в самом интимном лоне

культуры – в языке: «Язык – это дом бытия».

При современном отношении к языку как к орудию язык технизируется,

становится средством передачи информации и тем самым умирает как подлинная

«речь», как «речение», «сказание». Теряется та последняя нить, которая

связывала человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мертвым.

Поэтому задача «прислушивания к языку» рассматривается как всемирно-

историческая. Не люди говорят языком, а язык говорит людям и людьми.

Таким образом, если в первых своих работах Хайдеггер попытался

построить философскую систему, то впоследствии он провозгласил

невозможность рационального постижения бытия.

Первоосновой экзистенциалистской онтологии (а одновременно

феноменологии, ибо и в ней внимание сосредоточивается на прояснении,

вернее, "самопрояснении" феноменов, проявлений сознания) является, но

Хайдеггеру, Dasein толкуемое как особое человеческое бытие. Его особенности

и преимущества, разъясняет Хайдеггер, состоят в том, что оно - единственное

бытие, которое способно "вопрошать" о самом себе и бытии вообще, как-то

"устанавливать себя" ("устанавливаться") по отношению к бытию. Вот почему

такое бытие-экзистенция и есть, но Хайдеггеру, фундамент, на котором должна

строиться всякая онтология. Такое понимание специфики человеческого бытия

не лишено оснований. Ни одно из известных нам живых существ, кроме

человека, неспособно помыслить, задаться вопросом о бытии, как таковом, -

об универсуме и его целостности, о своем месте в мире. Здесь мы, кстати,

видим определенное различие в понимании "экзистенции" Хайдеггером и

Сартром. Сартр, употребляя это понятие, делает акцент на индивидуальном

выборе, ответственности, поисках собственного "Я", хотя, конечно, ставит в

связь с экзистенцией и мир в целом. У Хайдеггера акцент все же перенесен на

бытие, - для "вопрошающего" человека бытие раскрывается, "светится" через

все, что люди познают и делают. Надо только излечиться от опаснейшей

болезни, поразившей современное человечество, - "забвения бытия".

Страдающие ею люди, эксплуатируя богатства природы, "забывают" о ее

целостном, независимом бытии; видя в других людях всего лишь средства, люди

"забывают" о высоком предназначении человеческого бытия.

Итак, первый шаг экзистенциалистской онтологии - констатация

"изначальности" человеческого бытия как бытия-вопрошания, бытия-

установления, как бытия, которое "есть я сам". Следующий онтологический

шаг, который экзистенциалисты приглашают сделать своего читателя и который,

вообще говоря, естественно вытекает из логики их размышления, состоит в

том, что вводится понятие и тема бытия-в-мире. Ведь суть человеческого

бытия действительно состоит в том, что это бытие-в-мире, связанное с бытием

мира.

Бытие-в-мире, с одной стороны, раскрывается через неотъемлемое от

человека "деление" - и это напоминает немецкую классическую философию, в

частности понятие "дело - действие" у Фихте. Бытие-в-мире "светится", по

Хайдеггеру, через "делание", а "делание" раскрывается через "заботу".

(Конечно, не следует путать заботу как категорию философии с конкретными

"тяготами", "печалью", "жизненными заботами", в философии экзистенциализма

речь идет об общей, "метафизической" заботе, обеспокоенности миром, самим

бытием.) Итак, Dasein способно не только вопрошать о бытии, но и заботиться

о себе как бытии, заботиться о бытии как таковом. И эти моменты,

действительно характеризуют бытие человека в мире и очень важны, особенно

сегодня, когда именно забота человека и человечества о бытии, о сохранении

бытия планеты, цивилизации, о сохранении природной среды должна

противостоять вырвавшимся из-под контроля деструктивным тенденциям

человеческой жизни.

Французский экзистенциалист Ж. П. Сартр, противопоставляя бытие в себе

и бытие для себя, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие.

Первое есть для него что-то косное, выступающее только как препятствие,

вообще неподвластное человеческому действию и познанию. «В каждое мгновение

мы испытываем материальную реальность как угрозу нашей жизни, как

сопротивление нашему труду, как границу нашего познания, а также как уже

используемое или возможное орудие». Основные характеристики человеческого

бытия – свободный выбор возможностей: «… быть для человека – значит

выбирать себя…».

Идеалистическая философия Сартра – одна из разновидностей

атеистического экзистенциализма, сосредоточена на анализе человеческого

существования, как оно переживается, осмысляется самой личностью и

развертывается в веренице ее произвольных выборов, не предопределенных

законосообразностью бытия, какой-либо заведомо заданной сущностью.

Отношения человека и мира Сартр рассматривал не в единстве, а как

полный разрыв между безнадежно затерянным во Вселенной и влачащим, однако,

бремя метафизической ответственности за ее судьбы мыслящим индивидом, с

одной стороны, и природой и обществом, которые выступают хаотичной,

бесструктурно-рыхлой полосой «отчуждения», - с другой.

Экзистенциальная философия Сартра обнаруживает себя как одно из

современных ответвлений феноменологии Гуссерля, как приложение его метода к

“живому сознанию”, к субъективно-деятельной стороне того сознания, с каким

конкретный индивид, заброшенный в мир конкретных ситуаций, предпринимает

какое-либо действие, вступает в отношение с другими людьми и вещами,

стремится к чему-либо, принимает житейские решения, участвует в

общественной жизни и так далее. Все акты деятельности рассматриваются

Сартром как элементы определенной феноменологичной структуры и

расцениваются фактически в зависимости от задач личностного

самоосуществления индивида. Сартр рассматривает роль “субъективного”

(подлинно-личностного) в процессе человеческой персонализации и

исторического творчества. По Сартру, акт специфически человеческой

деятельности есть акт обозначения, придания смысла (тем моментам ситуации,

в которых проглядывает объективность - “другое”, “данное”). Предметы лишь

знаки индивидуальных человеческих значений, смысловых образований

человеческой субъективности. Вне этого они - просто данность, сырая

материя, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное

индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в

качестве так или иначе очерченной индивидуальности. Внешние предметы -

здесь просто повод для “решений”, “выбора”, который должен быть выбором

самого себя.

Философская концепция Сартра развивается на основе абсолютного

противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и

“субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий

Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия, а во

всеобщих формах этого бытия (вещественные свойства предметов, коллективные

и обобществленные формы бытия и сознания людей, индустриализация,

техническая оснащенность современной жизни и так далее). Свобода индивида

как носителя беспокойной субъективности может быть лишь “разжатием бытия”,

образованием в нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного общества

Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в

метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение

космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого

существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от

исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам

быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана к

ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного

критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и

иллюзии, требования общественного мнения и где даже объективный разум науки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.