Рефераты. Анализ финансовых результатов






Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными, долгосрочными и краткосрочными заемными источниками рассчитывается делением суммы собственных, долгосрочных и краткосрочных источников формирования запасов и затрат к стоимости запасов и затрат.

Величина собственных, долгосрочных и краткосрочных заемных источников запасов и затрат равна разнице величины соответствующих источников средств и величины внеоборотных активов. Таким образом,

KОZ = (10763 тыс. руб.+399 тыс. руб.+3374 тыс. рыб.–7507 тыс. руб.) / 12578 тыс. руб. = 0,559

Оценивая коэффициенты автономии и соотношения заемных и собственных средств, можно сказать, что предприятие не обладает достаточной степенью независимости от заемных источников. Собственных источников хватает лишь на покрытие незначительной части оборотных активов. Запасы финансируются в большей степени за счет обязательств. Для повышения финансовой устойчивости организации необходимо наращивать долю собственных источников. Причем привлечение акционерного капитала для этих целей при убыточной работе предприятия не обеспечит прироста собственного капитала. Поэтому руководству необходимо изыскивать способы повышения эффективности работы предприятия (деловой активности и рентабельности), принимать ориентацию производства, обеспечивающую получение прибыли.


3.3 Анализ показателей рентабельности

В широком смысле слова рентабельность – это прибыльность, доходность. Предприятие является рентабельным, если результаты от продаж продукции (работ и услуг) покрывают его издержки и, кроме того, дают прибыль, достаточную для расширенного воспроизводства.

         Показатели рентабельности являются относительными и рассчитываются как отношение прибыли к стоимости используемых ресурсов. Экономический смысл показателей рентабельности заключается в оценке (показе) прибыли, получаемой с 1 руб. вложенных денежных средств. Эти показатели в наименьшей мере подвержены влиянию инфляции.

         Основными источниками информации для диагностики эффективности служат форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», и форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

         Прибыль на 1 руб. затрат, вложенных в проданную продукцию, - наиболее распространенный показатель рентабельности, определяемый по формуле:

,

·                   П – прибыль от продажи продукции (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и полных затрат на производство проданной продукции);

·                   С – затраты на производство продукции (полная себестоимость с учетом коммерческих и управленческих расходов).

Доходность продаж показывает размер прибыли с 1 руб. проданной продукции:

·                   В – выручка от продажи продукции (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей).

Сравнение приведенных показателей позволяет оценить эффективность производственной деятельности, выбрать наиболее выгодные направления деловой активности, рационально изменять структуру продукции, определять экономически целесообразные объекты для инвестирования.

В последние годы наиболее значимым становится показатель доходности, так как он дает более наглядное представление о доходе предпринимателей не с позиций произведенных затрат, а с точки зрения объема продаж продукции. Для удобства последующего рассмотрения формулу доходности можно модифицировать следующим образом:

,

·                   q – количество проданных единиц продукции;

·                   р – цена продажи единицы продукции.

При фиксированном количестве проданных единиц продукции изменение доходности зависит от цен продаж и себестоимости. Проанализируем доходность СПК «Чкаловский» на примере данных таблицы 4.

Как видим из таблицы 6, доходность продаж в отчетном году снизилась на 5,64 пункта. Снижение дохода с 1 руб. проданной продукции может быть одним из сигналов рынка о сокращении спроса на сельскохозяйственную продукцию или о появлении более сильных конкурентов.

Таблица 6 – Оценка доходности продаж продукции (работ и услуг) СПК «Чкаловский» за 2004 г.

Показатели

Номер строки

На начало периода

На конец периода

Отклонение (+,-)

Выручка от продажи продукции (работ, услуг) (В), тыс. руб.

01

6421

12623

6202

Полная себестоимость проданной продукции (С), тыс. руб.

02

5895

12301

6406

Прибыль от продаж (П), тыс. руб. (стр. 01 – стр. 02)

03

526

322

-204

Доходность продаж (ДП), %

(стр. 03 : стр. 01 ∙ 100)

04

8,19

2,55

-5,64

Величина активов (А), тыс. руб.

05

28586

21197

-7389

Коэффициент оборачиваемости активов (Коб), обороты

 (стр. 01 : стр. 05)

06

0,22

0,59

0,37

Рентабельность активов (Ra), %

(стр. 03 : стр. 05 ∙ 100)

07

1,84

1,52

-0,32


Рассчитаем влияние на доходность продаж изменения объема и себестоимости проданной продукции способом цепных подстановок.

1. Изменение доходности продаж за счет изменения объема реализации:

,

где индексы «о» и «б» - соответственно отчетный и базисный год.

       2. Изменение доходности продаж за счет увеличения себестоимости реализации:

.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что повышение объема продаж на 6202 тыс. руб. способствовало поддержанию доходности продаж, но под влиянием второго фактора, за счет повышения  себестоимости продукции, наблюдается тенденция резкого снижения доходности в целом.

Точность расчетов подтверждается проверкой совокупности влияния факторов:

  0,451- 0,5074 = - 0,0564, или 5,64 пункта.

Помимо показателей рентабельности и доходности продукции различают рентабельность использования капитала (имущества, находящегося в распоряжении предприятия), собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений и перманентного капитала (капитала, вложенного в деятельность других организаций на длительный срок).

Одним из важных экономических показателей является рентабельность активов; ее также называют экономической рентабельностью. Это самый общий показатель, дающий ответ на вопрос, сколько прибыли предприятие получает в расчете на 1 руб. своего имущества. От его величины, в частности, зависит размер дивидендов по акциям в акционерных обществах.

Эффективность функционирования капитала определяют по следующим аналитическим зависимостям:

рентабельность капитала –  ;

рентабельность текущих активов – , 

·  Пчист – чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

·  А, Атек – величина соответственно задействованного капитала и всех видов текущих активов.

   В процессе анализа необходимо выявить зависимость между величиной прибыли и эффективностью использования собственных и заемных средств, затраченных на ее получение. Для этих целей определяют рентабельность собственного капитала Rс.к. и заемного капитала (инвистиций) Rинв:

 

·  Ксоб – средняя величина источников собственных средств предприятия, рассчитанная по данным третьего раздела баланса;

·  Пв – валовая прибыль предприятия;

·  Кдолг – долгосрочные обязательства предприятия (итого по четвертому разделу баланса).

   Анализ рентабельности использования капитала СПК «Чкаловский» за 2004 год представлен в приложении 7.

   Для обоснования привлечения заемных источников финансирования необходимо сопоставить рентабельность использования капитала в целом с рентабельностью собственного капитала. Если Rс.к. > Rинв, то использование заемных средств менее эффективно, чем собственного капитала; при Rс.к. < Rинв привлечение заемных источников финансирования может быть выгодным.

   Рентабельность капитала (имущества) и рентабельность средств (источников) предприятия анализируют, применяя способ цепных подстановок.

   Исследуем взаимосвязь рентабельности имущества (капитала) предприятия Rк с доходностью продаж Дп и уровнем использования основных и оборотных средств. Рассматриваемые факторы не случайны, так как доходность продаж зависит от использования активов предприятия, которые определяют объем продаж. Если в исходную формулу рентабельности капитала ввести множитель  то аналитическая зависимость примет следующий вид:

Доходность продаж ∙ Оборачиваемость активов.

   Таким образом, рентабельность капитала является производным показателем от объема продаж. Она может повышаться при неизменной доходности продаж и увеличении объема продаж за счет опережающего роста стоимости активов и ускорения их оборачиваемости. И, наоборот, при постоянной оборачиваемости рентабельность активов может расти за счет увеличения доходности продаж.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.